logo
hristov

Религиозные объекты католицизма и протестантизма

Реликвии

Последователи РКЦ посещают тысячи храмов, расположенных в разных уголках Земли. Многие храмы, в первую очередь в Католических странах Европы, содержат многочисленные реликвии.

Верующие христианства стремились иметь зрительный образ объекта или объектов своего почитания. Эти зрительные образы помогают им поддерживать свою веру, являются символами высших сил, с которыми происходит общение, молитвенное и не только. Вот почему в католицизме, православии, да и в ряде течений протестантизма в храмах имеются иконы, картины на религиозные сюжеты, распятия, скульптурные изображения Иисуса Христа, Девы Марии и святых, различные реликвии, в том числе мощи святых. Стоит чуть подробнее остановиться на реликвиях

Слово «реликвии» с латинского переводится как «останки», имевшие отношение к почитаемым людям. Культ реликвий возник примерно через сто лет после воскресения Христа. К реликвиям стремились, им с благоговением поклонялись, чтобы они помогли получить исцеление от болезней, достичь благополучия, успеха и т.д. За обладание реликвиями стала разгораться борьба, их крали, продавали и покупали, делили на части. Это было обусловлено как стремлением нажиться, так и благочестивыми помыслами поделиться святынями с другими храмами. Наверное, бывали случаи подлога, когда за реликвии выдавалось то, что ими не было. Специалист по паломничествам, в основном в христианстве, Ж.Тардже по этому поводу пишет: «Но истинная ценность реликвий заключается не в их подлинности. Эти осязаемые напоминания об Иисусе Христе и великих святых помогают сердцу человека раскрыться навстречу любви и милосердию Господа. По большому счету подлинность той или иной реликвии не имеет значения, поскольку ее главное предназначение состоит в том, чтобы помочь человеку обрести веру.

Перед современным пилигримом стоит непростая задача выбора между фанатизмом слепой веры и презрительным отношением к реликвиям как к религиозной чепухе или намеренному подлогу. Ведь в определенном смысле в качестве реликвии можно рассматривать и Святую землю останки прошлого, хранимые в реликварии настоящего» [Тардже, 1997]

Реликвии сами по себе могут являться объектами привлечения интереса паломников и экскурсантов. Можно выделить реликвии: 1) утраченные (или спрятанные), 2) сохранившиеся. К первым относятся святые слезы Иисуса Христа, вывезенные из Святой земли крестоносцами и хранившиеся в церкви Святой Троицы в Вандоме. Они хранились в хрустальном, украшенном бриллиантами потире и в Средние века привлекали тысячи паломников. Разумеется, нас больше интересуют реликвии сохранившиеся.

Можно выделить реликвии, связанные с: 1) личностью Иисуса Христа, 2) святыми РКЦ, а также 3) образы и реликвии, связанные с Девой Марией.

Реликвии Иисуса Христа. Истинный крест. Перекладина истинного креста хранится в кафедральном соборе Рима — Сан-Джованни ин Латерано. В другой церкви Рима — Санта-Кроче ин Джерузалемме находятся еще три его фрагмента.

Святая кровь. Каплям крови, приписываемой Иисусу Христу, можно поклониться в Брюгге (Бельгия), в капелле Святой крови Святая кровь находится на шерсти ягненка, которой стирали кровь с тела Иисуса перед погребением. Она вложена в небольшую трубочку из хрусталя. Каждую пятницу Святую кровь выставляют на обозрение посетителям, а между праздниками Вознесения и Троицы реликвия доступна ежедневно. Устраивается специальный праздник дней крови, когда святыню можно поцеловать. В четверг да страстной неделе по улицам Брюгге организуется процессия Святой крови. Процессия проходит по улицам города, привлекая большое количество экскурсантов и паломников.

Терновый венец. Он находится в соборе Парижской Богоматери в Париже, покоясь на хрустальном кольце. На венце нет ни одного шипа, хотя терновый венец Иисуса Христа имел, возможно, от 20 до 40 шипов. В прошлые годы не менее 150 церквей заявляли о том, что владеют шипами от тернового венца. Это ставило под сомнение подлинность многих реликвий, однако первоначальные шипы могли разделить на меньшие кусочки. Терновый венец выставляется для поклонения верующих в Страстную субботу.

Святые гвозди. По преданию при распятии Иисуса были использованы четыре гвоздя. В настоящее время только в Европе можно насчитать 29 мест, где они хранятся, причем в некоторых гвоздей больше одного. Например, в Итонском колледже в Великобритании их, по утверждению, 4.

Высказываются разные предположения относительно роста числа святых гвоздей. Утверждается, что еще св. Елена приказала из 4 гвоздей изготовить 12 более маленьких. Также в обычные гвозди могли добавляться капли расплавленного металла первоначальных гвоздей. Возможным подтверждением этому является тот факт, что святой гвоздь храма Санта-Кроче в Риме имеет следы более поздней обработки. Утверждается, что обычные гвозди могли становиться святыми, если ими дотрагивались до истинных.

Святое копье (им пронзили Спасителя в бок). Утверждается, что именно оно находится в Вене (Австрия). Его еще называют Копьем судьбы. Копье судьбы потемнело от времени, две его части соединены серебряной обшивкой.

Туринская плащаница. По-прежнему ведутся споры о том, действительно ли этим куском льняной ткани был накрыт Иисус Христос после распятия. Причем исследования разных ученых как подтверждали, так и опровергали это утверждение. Находящаяся в серебряном реликварии плащаница помещена в железный ларец, который покоится в каменной урне в соборе Турина (Италия). Плащаницу выставляют на всеобщее обозрение исключительно в самых торжественных случаях. В это время Турин посещают до 3 млн Паломников. В 1978 г. люди стояли в очередях до 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

Святые дома. Простой кирпичный дом 9x4 м в Лорето (провинция Анкона, Италия) считается тем самым местом, где вырос Иисус Христос. Этот дом в Италию в свое время перевезл, крестоносцы. Лорето ежегодно посещают миллионы пилигримо! особенно на праздник Святого дома (декабрь) и Пасху. Сам святой дом находится внутри базилики. А в стоящем рядом апс стольском дворце расположены музей и приют для больных пилигримов.

Реликвии известных святых. К примеру, в Неаполе (Италия) паломники посещают капеллу св. Януария. Их привлекают мистические свойства крови святого, которая несколько раз в год переходит из твердого состояния в жидкое.

Ныне тело св. Януария находится в склепе, а голова — за главным алтарем капеллы. По обеим сторонам раки стоят два хрустальных флакона с кровью. В некоторые праздники голова святрго выставляется на алтарь для поклонения многочисленных паломников. Во время церемонии они молятся, архиепископ встряхивает больший флакон и, если' кровь начинает краснеть, а то и пениться, он объявляет собравшимся: «Свершилось чудо». А в ответ собравшиеся прихожане и паломники начинают петь и подбрасывать в воздух тысячи платков.

Образы и реликвии Девы Марии. В католицизме большую роль играет почитание Девы Марии. Известен ряд образов Девы Марии. Существует предание, что св. Лука изобразил образ Богородицы с младенцем и получил благословение от Нее. Сам благословенный образ был уничтожен во время падения Константинополя. Однако сохранились его копии. Одна из них известна как Пресвятая Дева Вечная Заступница. Образ Девы Марии, написание которого датируется XIV в., находится в церкви Сан-Алъфонсо в Риме. Церковь называет эту икону чудотворной. Другие известные копии образа, созданного св. Лукой, находятся в церкви Санта-Мария делла Салуте в Венеции, в музее Тревеса, в Ватикане.

Черные Мадонны. В соборах, церквях, музеях и частных коллекциях насчитывается более 400 Черных Мадонн. Иконы и статуи Богоматери по не выясненной до конца причине имеют темный цвет. Некоторые из них, находясь в культовых сооружениях, привлекают большое число паломников. Иконе Черной Мадонны Ченстоховской поклоняются в капелле Пречистой Девы базилики монастыря паулинов в Ясной Туре. Это место является центром религиозной жизни Польши. На праздник Вознесения сюда приезжает около 300 тыс. пилигримов.

Знаменитую статую Пречистой Девы Марии, находящуюся в Швейцарии, посещают паломники из страны, а также из Франции, Италии, Германии и Испании. Каждый год в день праздника святого мученика Майнрада (жившего в IX в.) эта реликвия используется для благословения пришедших на мессу. Она хранится в церкви Пресвятой Девы отшельников бенедиктинского аббатства в Айнзиделъне. Реликвия почитается верующими с XIV в. как на-

циональная святыня Швейцарии. Статуя высотой 1 м изготовлена из темного дерева.

Статуя Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левом колене, находится в Мариацелле, самом известном центре паломничества в Австрии. Священная статуя чудотворна. Статуя вырезана в камне, она существует как минимум с XII в. Еще одна Черная Мадонна хранится в местечке Кевелаер, в германской земле Северный Рейн — Вестфалия неподалеку от границы с Нидерландами. Это очень необычная Мадонна, ее образ является оттиском с медной гравировальной доски. Кевелаер — важное святое место в Северо-Западной Германии. В папском эдикте от 1949 г. это место наряду с Лурдом (Франция) и Алтоттингом (Бавария, Германия) почитается как одна из трех европейских святынь, посвященных «Пресвятой Деве, Царице мира».

Наиболее известные европейские центры паломничества и религиозно-экскурсионного туризма в Европе и США Рим — крупнейший центр христианского паломничества, его посещают ежегодно до 8 млн богомольцев. В пределах Рима находится город-государство Ватикан — резиденция главы РКЦ — папы римского. Ватикан (с воздвигнутым в его пределах собором Св. Петра) посещают миллионы паломников. Пиком паломнических прибытий является католическая Пасха, когда папа выступает с пасхальной проповедью и благословляет людей. Собор Св. Петра интересен также с экскурсионной точки зрения. Он имеет большое значение и для паломников — во время посещения собора они прикладываются руками и губами к стопе св. Петра.

Собор Сан-Джованни ин Латерано является резиденцией епископа Рима, функции которого исполняет папа. В этом соборе собраны многочисленные реликвии: головы св. Петра и св. Павла, иудейский Ковчег Завета, святой жезл Аарона, накидка Девы Марии, часть стола, за которым проходила Тайная Вечеря, перекладина истинного креста, порфировая плита, на которой римские солдаты разыгрывали в кости одеяние Христа, золотое распятие, наполненное святым маслом, в котором, по преданию, хранилась святая крайняя плоть Христа. Также в Сан-Джованни ин Латерано находится святая лестница (28 ступеней) из дворца Пилата. Сегодня каменные ступени защищены деревянным покрытием. Паломники читают молитвы, поднимаясь со ступени На ступень.

Санта-Мария Маджоре — самая большая церковь РКЦ, посвященная Деве Марии. Здесь находятся тело апостола Матфея, пять кусков дерева от святых яслей младенца Иисуса.

Санта-Кроче ин Джерузалемме. Сокровища этой базилики — перекладина креста одного из разбойников, распятого вместе с Христом, три щепки от святого креста, святой гвоздь, два святых шипа, камни из-под святых яслей, а также указательный палец Фомы Неверующего, которым он потрогал рану в боку воскресшего Иисуса Христа. В церкви Санта-Прасседе находится небольшой столб. Отмечается, что к нему был привязан Христос перед бичеванием. Церковь Сан-Лоренцо фьори лемура хранит отпечатки ног Христа, сделанные при Его встрече со св. Петром, когда тот спасался от преследований Нерона. А в соборе Сан-Паоло фъори лемура над гробницей св. Павла находятся его цепи, в которые он был закован. Они выставляются для поклонения паломников в день праздника в честь св. Павла.

Ассизи (Италия). Это место связано с памятью легендарного святого Франциска Ассизского. Когда-то святой построил себе в горах небольшой приют, где в уединении много размышлял. Над этим убежищем сооружена церковь Санта-Мария дельи Анжели. В другой церкви Ассизи — Сайта-Кьяра помещено нетленное тело Клары, преданной последовательницы Франциска. В руках у нее всегда свежие цветы.

Сантьяго-де-Компостела (Испания). Это место находится на северо-западе Испании, в Галисии. Считается, что здесь покоятся мощи ап. Иакова. В 1478 г. паломничество в Сантьяго было признано папой таким же духовно значимым, как и паломничество в Рим. В Средние века Сантьяго-де-Компостела вместе с Иерусалимом и Римом входил в число трех крупнейших центров католического паломничества. В Сантьяго существовал паломнический маршрут. Паломники из Англии, Германии и северных районов Франции стекались в Париж. Оттуда они направлялись через Лимож к Тулузе. По пути к ним присоединялись пилигримы из Центральной Франции. В Тулузу также стекались паломники из Лиона и со стороны Италии, из Милана. Из Тулузы они направлялись в Сантьяго, при этом в их поток вливались верующие из Испании.

В соборе покоятся мощи апостола и двух его сподвижников — свв. Феодора и Афанасия. В наши дни паломники идут к алтарю, далее по ступеням к статуе св. Иакова и целуют складки его мантии. Пилигримы в ознаменование завершения своего путешествия прикладываются к камню центральной колонны, от чего в нем образовалась глубокая выемка.

Кёльн (Германия). Этот город является объектом привлечения как туристов-экскурсантов, так и паломников. Экскурсантам особенно интересно посетить Кёльнский собор — один из наиболее значимых готических соборов Европы. Паломники стремятся побывать в базилике св. Урсулы, поклониться останкам самой святой мученицы и ее сподвижниц. Рядом с алтарем хранится маленький череп св. Урсулы, перед которым паломники опускаются на колени.

Святая гора Кроу (Ирландия). Приблизительно 50 тыс. человек совершают ежегодное паломничество в июле на Святую гору Кроу. На Кроу поднимался в свое время св. Патрик — покровитель Ирландии. Здесь он молился сорок дней и ночей без еды и воды. Эта гора находится на западе страны у залива Клу Атлантического океана. Паломники подходят к горе пешком, некоторые — босиком, а потом взбираются на ее вершину по каменистым россыпям. Подъем довольно труден — многие, поскользнувшись, падают, но потом продолжают свой путь. На вершине горы служат мессу.

Базилика Пресвятой Девы Ирландской. Базилика расположена в 30 км от Кроу в селении Нок, графство Мейо. Здесь в 1879 г. было явление Богородицы, после которого начались чудеса исцеления. Паломники даже стали откалывать кусочки от стен, толочь их и добавлять в питьевую воду, чтобы излечиться от болезней. Базилику Пресвятой Девы Ирландской ежегодно посещают до 500 тыс. паломников, а в 1979 г. здесь побывал римский папа.

Чистилище св. Патрика (Ирландия). В наши дни в это место ежегодно приезжают тысячи паломников с начала июня по середину августа. Оно находится на острове Стэйшн, расположенном на озере Лоу-Дерг. Паломники приплывают к острову на лодке и проводят на нем три дня. Паломничества сюда начались с XII в. Ирландцы уверены в том, что паломничество в это место поможет сократить время пребывания в чистилище за счет исполнения наложенной епитимий (пост и молитвы) вместе с покаянием и воздержанием. Паломники исповедуются, раскаиваются в своих грехах. Правила нахождения в чистилище св. Патрика: ходить босиком, употреблять пищу один раз в день, воздерживаться от курения и спиртного, присутствовать на мессе утром и вечером, молиться, соблюдать церковные предписания, исповедоваться и причащаться.

Беллинспиттл (Ирландия). Утверждается, что находящаяся здесь статуя Богородицы покачивается, разводит руками и кивает головой. Поэтому ее называют Танцующей Пресвятой Девой. На католический праздник Успения — 15 августа сюда может приезжать до 20 тыс. паломников.

Кентербери (Великобритания). Это центр привлечения паломников и экскурсантов, находящийся на юго-востоке Англии. Паломники сюда регулярно приезжают для поклонения гробнице епископа св. Томаса Бекета.

Уолсингем (Великобритания). В этом месте находятся две святыни, принадлежащие Англиканской и Римско-католической церквам. В Средние века здесь стоял деревянный дом — копия того, в котором жил младенец Иисус, но меньшего размера, чем дом, находящийся в Лорето. В Уолсингем съезжались многочисленные паломники. В период Реформации святыня была разрушена. В начале XX в. ее восстановили сначала англикане, а потом католики, причем не на том самом месте, где находилась изначальная святыня. В праздники, посвященные Деве Марии, в Уолсингем стекаются паломники. Тогда две конфессии объединяют свои усилия в едином празднике.

Основная часть посетителей прибывает в Уолсингем в конце Великого поста и на Страстной неделе. Со всех концов Великобритании приезжают группы паломников. Каждая группа имеет свой деревянный крест, который ее участники несут по очереди. Утром в воскресенье, на Пасху паломники украшают кресты ветками с молодыми побегами и цветами, а также разноцветными лентами.

В Великобритании можно насчитать еще минимум три известных центра привлечения паломников и экскурсантов. Это о-в Ионы, о-в Линдисфарн и местечко Гластонбери. Остров Ионы находится в Гебридском архипелаге недалеко от о-ва Малл в Западной Шотландии. Ежегодно остров посещают 200 тыс. паломников. Они стремятся побывать в монастыре Св. Колумбана. В монастыре находятся мощи св. Колумбана, распространявшего христианство в этих местах, помещена современная бронзовая скульптура Девы Марии. Экскурсантам остров интересен с точки зрения памятников истории. В свое время в этих местах завоеватели-викинги убили 68 священников. На о-ве Ионы сохранились руины женского монастыря.

Остров Линдисфарн расположен у Восточного побережья Северной Англии, в километре от берега. Большое значение имеет одна особенность, напрямую влияющая на суточные графики посещения острова туристами. Дважды в сутки во время прилива Линдисфарн труднодоступен для туристов, но также дважды во время отлива вода уходит и можно пешком дойти или доехать на машине до берега. Поэтому если туристы опоздали с отъездом, возможно, им придется ждать следующего отлива. Следует помнить, что время прилива и отлива постоянно меняется в зависимости от дня года.

Линдисфарн посещают как паломники, так и экскурсанты. Туристы бывают на руинах бенедиктинского монастыря XI в. Это очень впечатляющие руины — монастырь был разрушен и разграблен во времена Реформации. А до этого здесь существовал монастырь VIII в., не сохранившийся до наших дней.

В Британском музее в Лондоне хранятся линдисфарнские Евангелия. Еще во время существования первого англо-саксонского монастыря монахи их каллиграфически переписывали с латыни, украшая красивыми миниатюрами. После одного из набегов норманнов Евангелия оказались в море. Утверждается, что позднее они были найдены на берегу, причем большинство текстов и миниатюр не пострадало. На многих страницах линдисфарнских Евангелий остались пятна от морской воды.

Гластонбери расположен в Соммерсете, на юге Англии. Сюда выполняют паломничества католики, устраивающие здесь крестные ходы. На самом деле Гластонбери был, очевидно, религиозным центром еще в дохристианскую эпоху, при друидах. В Гластонбери в наши дни также приезжают паломники, верящие в наступление новой эпохи. Они разбивают палаточные городки, устраивают праздники, фестивали, конференции, утверждая, что паломничество поможет возродиться физически и нравственно, составив альтернативу современному образу жизни общества всеобщего потребления.

Процитируем Ж.Тардже, который так описал паломничества верящих в наступления новой эпохи: «...Приезжие через подобный критскому спиральный лабиринт восходят на гластонберийский холм, откуда смотрят на земные знаки зодиака, определяя их по очертаниям окружающего ландшафта, и мистически связывают с преданиями цикла о короле Артуре, идут к источнику Чаши холма, в котором будто бы спрятан Святой Грааль, беседуют о друидах и кельтской мифологии, едят, пьют, поют и танцуют во славу жизни и любви» [Тардже, 1997].

В Европе находится также ряд соборов, имеющих важное религиозное и историческое значение. Это Сан-Марко (Венеция, Италия), Сан-Дзено (Верона, Италия), Санта-Мария дель Фьоре (Флоренция, Италия), Санта-Мария Маджоре (Пиза, Италия), Миланский собор (Милан, Италия), Архиепископский собор (Толедо, Испания), собор Санта-Мария де ла Cede (Севилья, Испания), собор в Гранаде (Испания) и др.

Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США). Этот город является центром мормонов, в котором построен их роскошный храм. Здесь можно послушать выступление знаменитого хора мормонской скинии.