Типология современных религии
Ученые разрабатывают классификации религий в зависимости от различных классификационных признаков.
По наличию или отсутствию Бога-творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека. К метафизическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма.
В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или этот вопрос не является первостепенным. Так, Будда часто отвечал на вопросы о Боге «благородным молчанием». В буддизме считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека. Эмпирическими религиями являются буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые течения индуизма, конфуцианство.
По территориально-этническому признаку религии делятся на племенные, национально-территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и, по сути, представлены традиционными народными верованиями.
Национально-территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Поэтому, по мнению автора, эти религии следует называть национально-территориальными, хотя в религиоведческой литературе они называются просто национальными.
Мировые религии имеют большой территориально-страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм. Интересно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов. Но очень быстро, за несколько десятилетий, ислам стал мировой религией, завоевав пространства от Атлантического океана до Индии.
По количеству богов религии бывают: монотеистическими и политеистическими. В монотеистических религиях имеется лишь один Бог — верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм. Политеистическими религиями являются языческие верования. В них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамонотеистической религией, его многочисленные божества служат проявлениями Вселенского Духа — Брахмана.
По наличию ряда общих черт религии можно разделить на западные и восточные. К западным относятся христианство, ислам, иудаизм, зороастризм (парсизм). К восточным — индуизм, буддизм, джайнизм (табл. 3), а также даосизм, конфуцианство, синтоизм.
Таблица 3. Сходство и различие восточных (индуизм, буддизм) и западных (христианство, ислам, иудаизм) религий 5
Мировоззренческие вопросы | Восточное воззрение | Западное воззрение |
1 | 2 | 3 |
Сходство | ||
О Боге и божественных существах | Вера в Бога, творца душ и материальных объектов, а также его проявления — девов (в индуизме) | Вера во Всевышнего Бога-творца, ангелов и небесные силы |
О спасении и воле Бога | Спасение достигается благодаря стремлению к единству с Богом и нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника | Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, выражаемой через Мессию, пророков, священников |
О предназначении души и благом поведении | Цель жизни есть реализация нашего духовного предназначения. Неправедная жизнь не дает нам возможности осознать наше единство с Богом (или осознать природу Будды в себе) | Предначертанное человеку лежит за пределами этого (феноменального) мира, который лишь дает возможность попасть в рай или ад. Религия должна основываться на этическом и нравственном поведении |
О природе реальности | Реальность гораздо больше того, что мы можем пережить с помощью пяти органов чувств. По индуизму, душа (атман) вечна и бессмертна и в конце концов вливается в Бога. По буддизму махаяны, мы все откроем в себе природу Будды, станем буддами | Реальность гораздо больше материальных вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда в присутствии Бога или отделенная от Него |
Различие | ||
О творении | Существуют бесконечные циклы возникновения, существования и разрушения Вселенной. Нет двойственности мира и Бога — они едины | Мир был создан Богом и будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира |
Об истинном Боге
| О едином Боге говорят все религии Всем душам суждено получить милость Бога в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог — чистая Любовь и Сознание
| Есть лишь одна истинная религия Принимающие ее получат милость Бога Остальные смогут получить спасение только если придут к моему Богу Бог не только любящий, но и гневный
|
О доказательстве существования Бога
| Это доказательство можно найти в прямом союзе или единении с Богом Косвенное доказательство — наличие просветленных гуру, богореализованных людей, приходивших в мир во все эпохи и являвших писания
|
Доказательство любви Бога и обещание человеку—в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании |
О догматике | Религиозные догмы тонки, сложны и парадоксальны Преобладает свобода вероисповедания и духовных исканий Восток — это универсализм и терпимость
| Религиозные догмы просты, ясны и рациональны. Догматика и культ формализованы Утверждается, что «наш» путь самый правильный и только он может привести человека к спасению. Запад — это эксклюзивность и догматизм
|
О зле | Изначального онтологического зла не существует Все есть добро, все есть Бог. То, что воспринимается как зло, есть следствие омраченного ложными воззрениями ума
|
В мире есть подлинное зло, реальная сознательная сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в сатане, демонах, частично в человеке как одна из его склонностей
|
О добродетели и спасении | Добродетельное поведение и праведная вера — первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры
| Подчинение воле Бога и вера в него и его пророка гарантируют спасение человеку
|
Об освобождении и просветлении | Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайта) или недуалистическими (адвайта) | Спасение придет в конце мира, в конце времен. Отсутствуют восточное понимание просветления. Строгий дуализм (отделенность человека от Бога). Исключение составляют мистические секты |
О происхождении религии | Религия — явление космическое, вечное, запредельное по отношению к циклической человеческой истории. Человеку особенно важно обнаружить присутствие Бога здесь и сейчас | Религия — явление историческое. Она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также воздаяние или наказание в будущем |
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, проводя сравнение западных (авраамических) религий, замечает, что у них больше сходств, чем различий, хотя именно различиям придается решающее значение: «Все они верят в одну-единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт или руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу... Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в судный день» [Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, 2001].
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век