7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом люнастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывают об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.
8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. По-этому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.
В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга)7 в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению: за год принимают до 3 тыс. пациентов.
9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание. В больших монастырях, которые посещает много народу, регулярно проходят утренние и вечерние богослужения. Богослужения могут осуществляться в нескольких храмах одного и того же монастыря.
Время начала и конца богослужений может быть одним и тем же на протяжении всего года или различаться летом и зимой; в будни и воскресные, а также праздничные дни; в обычные дни и период поста. В ряде монастырей на Пасху, двунадесятые праздники, период Великого поста богослужения осуществляются по особому расписанию. Устраиваются крестные ходы. Так, в Рождество-Богородичном Снетогорском женском монастыре (Псков) они устраиваются на все двунадесятые праздники, престольные праздники и на святой седмице.
В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так, в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так, в женском монастыре Николо-Одрин
ская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других — круглый год.
Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается, или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день.
Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так, Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.
Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России, постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто жители крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России, очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды.
Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.
Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так, в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности — знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век