logo
hristov

Буддийские религиозные объекты в современной России

В России с конца 80-х гг. XX в. продолжается возрождение буддизма, в первую очередь среди представителей таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки. В последние годы в Бурятии восстановлены более 20 дацанов, а также построены новые. Это Балдан-Брайбун, Гусиноозерский, Тамчинский, Мурочинский.

В Калмыкии, в Элисте, в 1989 г. открылся молитвенный дом. К концу 1995 г. их было уже несколько, в том числе у калмыков Астраханской обл. В 1992 г. в Элисте начато, а в 1996 г. закончено строительство главного храма (Сякюсен Сюмё) буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкорлинг. Внутри находится золоченая статуя Будды. В Элисте построена буддийская ступа Просветления. Внутри нее находится большое молитвенное колесо. На внутренних стенах — росписи на религиозные темы. В Элисте воздвигнут памятник Будде.

В районном центре Ики-Бурул основан единственный в России монастырь (хурул) ордена Ньингма — Падма Цогъе Дорджи Линг.

В Калмыкии уже начинает развиваться туризм. Так, туристская фирма «Китеж» включает в один из своих туров поездку в поселок Малые Дербеты с посещением хурула и музея народного сказителя Э. Овла.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные течения буддизма.

2. Дайте краткую характеристику религиозной доктрине буддизма.

3. Расскажите о буддийских праздниках в разных странах мира. Что в них может быть интересного для туристов-экскурсантов из других стран в первую очередь из России?

4. Дайте характеристику территории распространения буддизма.

5. Какова численность буддистов в мире и отдельных странах?

6. Что нового вы узнали о привлекательности Тибета для туристов, путешествующих с религиозными целями?

7. Расскажите о нескольких известных вам паломнических центрах буддизма в Индии и Непале.

8. Расскажите о нескольких известных вам паломнических центрах буддизма в странах Зарубежной Азии (кроме Индии и Непала).

9. Какие вы знаете основные центры буддизма на территории России? 10. Что, на ваш взгляд, будет интересно посетить и увидеть экскурсантам из России в буддийских центрах стран Зарубежной Азии?

Творческое задание: внимательно изучите места жизни и проповедей Будды в Индии и Непале. Создайте вербальную модель 1) экскурсионного и 2) паломнического туров по этим местам. Продумайте концепции каждого из этих туров с учетом специфики мотиваций туристов-экскурсантов и туристов-паломников.