1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
У царя Шуддходаны, правившего небольшим индийским княжеством, родился сын Сиддхартха Гаутама. Было предсказано, что он станет или величайшим из правителей, или величайшим духовным учителем среди людей. Отец хотел, чтобы Сиддхартха унаследовал от него власть. Принц жил во дворце в роскоши. Он был очень силен в воинских искусствах, интересовался науками и любил людей. У него была жена Ясодхара, родившая ему сына Рахулу.
В 29 лет Сиддхартха, оказавшись за пределами дворца, имел четыре встречи, во время которых он увидел страдание 1) старости, 2) болезни, 3) умирания. Он был очень поражен увиденным. Реальная жизнь, именно такая, какая она есть, предстала перед взором Сиддхартхи. Во время четвертой встречи он с царственной колесницы заметил человека. Слуга так ответил на его вопрос о том, кто это был: «Странствующий отшельник. Он совершенствует свой дух, чтобы освободиться от череды рождений». Потрясенный увиденным, Сиддхартха покинул царский дворец в надежде найти ответ на вопрос «можно ли жить без страданий?».
Он странствовал 6 лет, изнурял себя аскетическими практиками, общаясь со многими духовными учителями. Но истина — знание того можно ли жить без страданий — так и не была достигнута. Однажды Сиддхартха сел в медитацию под деревом с твердым намерением добиться освобождения. Его пытался сбить с пути демон Мара, запугивая и соблазняя разными искушениями. Но Сиддхартха остался непоколебим и стал Буддой, т.е. Пробужденным. Огромное, безбрежное сострадание, которое Будда испытал по отношению ко всем живым существам, подвигло его на путь служения.
На своей первой проповеди в Сарнатхе под Варанаси (современная Индия) Будда изложил четыре благородные истины [цит. по Андросову, 2001].
1. О страдании. «Рождение есть страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, скорбь, плач, боль, отчаяние и горение — все это страдание. Связанность тем, что неприятно, — страдание, потеря того, что приятно, — опять страдание. Не иметь того, что хочется, — тоже страдание».
2. О причине страдания. «Это жажда, из которой происходит череда рождений, сопровождаемых чувственными наслаждениями и вожделениями».
3. О прекращении страдания. «Это высвобождение от жажды и полное искоренение страсти, что достигается оставлением их, отречением от них, отвращением к ним и преодолением их».
4. О пути прекращения страданий. «Это благородный Восьмеричный Путь, состоящий в правильном осуществлении воззрений, размышлений, речей, действий (поведения), способа поддержания жизни, правильном приложении усилий, памяти и сосредоточения».
Главная цель буддизма — нирвана, Просветление. С достижением 0росветления действие закона кармы на человека прекращается, и он освобождается от колеса перерождений. Но что такое нирвана на самом деле, нельзя описать словами. Возможно, это глубочай-щее мистическое переживание единства с Вселенной. Однажды, в ответ на вопрос, что же такое нирвана, Будда улыбнулся и сказал, что это, возможно, блаженство. Но слушатели продолжали настаивать, и тогда Будда ответил: «Нирвана — это мир, тишина».
Будда странствовал и проповедовал до 80 лет. У него было много последователей и учеников, монашеская община расширялась. «Борьба с горем, уничтожение горя — это все, чему я учу», — говорил Будда.
Впоследствии состоялось три буддийских собора. Первый проходил через 6 месяцев после ухода Будды в нирвану. На этом соборе его ближайшие ученики делились тем, что поведал им Учитель. Первые века учение передавалось из уст в уста и, возможно, лишь в I в. н. э. было записано.
Буддийский канон называется Трипитака (три корзины мудрости). В него входят:
- Виная-питака — Корзина текстов по монашеской дисциплине и нравственному воспитанию;
- Сутра-питака — Корзина бесед, проповедей Будды;
- Абхидхарма-питака — Корзина систематического изложения Закона.
Существуют три вредные наклонности — страсть, ненависть, невежество. Противопоставить привязанности к этим трем «ядам» следует благородную привязанность к тройной драгоценности: Будда, дхарма (дхамма), сангха. Слово «дхарма» переводится на русский как долг, закон и т.д., «сангха» — монашеская община.
Буддизм и индуизм возникли на одинаковых социокультурных основаниях. Буддизм наряду с индуизмом базируется на концепции реинкарнации. Согласно этой концепции, благие поступки ведут к хорошей карме, дурные — к плохой. Буддийская трактовка отличается от индусской отрицанием идеи вечного носителя кармы, т.е. души, атмана. Достижение нирваны завершает цикл перерождений, связанных со страданиями (сансара).
Буддизм отрицает наличие вечного вселенского духа — Брах-Мана и его проявления на индивидуальном плане — Атмана (под-Робнее об Атмане и Брахмане будет сказано в главе 6). В этой хаотично меняющейся Вселенной не может быть ничего постоянного Боги тоже подвержены действию закона кармы и тоже могут перевоплотиться на более низких уровнях. Мы — часть Вселен, ной, пребывающей в непрерывном становлении, во Вселенной нет покоя, а есть лишь постоянное изменение. Личность как устойчивое образование — иллюзия.
В буддизме есть концепция шести миров — шести царств сансары. Это царства богов (девов), демонов (асуров), людей, животных, голодных духов, а также адские миры. По кармическим законам мы можем воплощаться в разных мирах. Лишь Просветление способно вывести нас за пределы колеса сансары.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век