7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
В конце XV — начале XVI вв. Европа переживала массу религиозных противоречий. Папский двор погряз в интригах, католические священники вели распутный образ жизни. Широко продавались индульгенции, католические службы были сложными и запутанными.
В начале XVI в. в Европе развернулась Реформация — преобразование церкви, ее догматов и обрядов. Официально началом Реформации считается 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер повесил «95 тезисов» на дверях Виттенбергской часовни (Германия). Другими идейными вдохновителями Реформации были Улърих Цвингли и позже Иоганн (Жан) Кальвин (Швейцария). Критика и, следовательно, преобразования в церкви пошли по пути отрицания или трансформации католических идей, обрядов, общественных организаций.
Протестанты, в частности Лютер, выдвинули идею «личного спасения» человека. Внешние обряды, паломничества, благотворительность, тем более индульгенции не могут дать человеку спасение. Человек может обрести его, осознав свою греховную природу, раскаявшись и уверовав в Спасителя — Иисуса Христа. Таким образом, утверждалось, что спасение дается не церковью (как в католицизме), а обретается человеком вследствие его напряженной внутренней духовной работы.
Кальвин выдвинул концепцию предопределения к спасению одних людей и проклятия других. Бог уже заранее решил, кто будет спасен, а кто проклят, и человек не в силах изменить сложившийся порядок вещей.
Концепция «личной веры» подразумевает прямое общение человека с Богом без посредников в лице духовенства. В ходе Реформации Библия была переведена на многие европейские языки. Протестантизм дал людям право самостоятельно читать и интерпретировать Библию. К слову, в католицизме не разрешалось читать Библию самостоятельно, а право интерпретации ее принадлежало духовенству. Формально это правило сохраняется и в наши дни.
Протестантизм отверг Священное Предание РКЦ. В нем нет монашества, почитания святых и их мощей, а также икон.
Протестантизм быстро набирал силу в Европе. Образовались главные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм (в первую очередь Германия и Швейцария соответственно), англиканская церковь. Все последующие протестантские организации, движения возникли в той или иной степени на основе вышеназванных трех.
Лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь имеют как общие черты, так и различия. В протестантизме полной ревизии подверглись таинства, были отменены священство, соборование, исповедь священнику. Протестантизм утверждает, что человек на исповеди попадает в зависимость от священника. Каждый христианин может исповедываться любому другому, и в этом смысле все верующие являются «священниками». Лютер утверждал, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере».
Видоизменились обряды, убранство храмов. В лютеранстве сохранились остатки литургии, в храмах — алтарь, свечи, распятие, органная музыка и хоровое пение. В кальвинизме ничего этого нет. В англиканской церкви проводятся пышные религиозные церемонии.
В протестантизме на первое место выходит проповедь. Проповедь Евангелия считается мерой, направленной на укрепление веры людей. Лозунгом протестантского движения стали слова: «Sola fide, solascripta» («Только верой, только через Писание»). Пастором Церкви может стать любой прихожанин, хорошо знающий Библию и умеющий проповедовать. Пастора избирает и может переизбирать местная община верующих. (Для сравнения — в католицизме священником становятся пожизненно.)
В протестантизме отсутствуют монашеские обеты. Считается, что сакральной может быть любая деятельность человека, а не только Церковно-монастырская. Как говорил Лютер, «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга — любому, кто телесно и душевно в тебе нуждается; и это есть богослужение».
В протестантизме фактически одобряется профессиональная деятельность человека. Труд считается богоугодным делом. Знаменитый социолог М. Вебер подробно описал, как протестантская этика (особенно в кальвинизме) породила дух капитализма.
Ж. Кальвин проповедовал строгий, скромный образ жизни с отказом от многих благ. В Женеве, где обосновались кальвинисты, были закрыты увеселительные заведения и усилен надзор за людьми. Образ жизни кальвиниста в Англии стал называться пуританством (от англ, риге — чистый).
Секта баптистов возникла в начале XVII в. в среде английских пуритан. Это название происходит от греческого слова, означающего «погружать», «крестить в воде». По мнению баптистов, водное крещение полагается совершать во взрослом возрасте, что свидетельствует о сознательном обретении человеком веры и его духовном возрождении. Перед принятием крещения, а следовательно, и вступлением в общину человек должен пройти определенную подготовку и испытательный срок. В это время он знакомится со Священным Писанием — Библией. Баптисты занимаются активной миссионерской деятельностью по всему миру. В 1905 г. появился Всемирный союз баптистов, в который входит Союз евангельских христиан-баптистов (Россия).
В XIX в. из баптизма выделился адвентизм (от англ, advent — пришествие). Его основателем считается У. Миллер. Эта секта интересна своей эсхатологией — учением о конце и смысле существования всего сущего. Интересно, что для адвентистов душа человека небессмертна. В адвентизме есть несколько течений. Пожалуй, самое известное из них — адвентизм седьмого дня (основательница — американка Е.Уайт).
У адвентистов седьмого дня праздничным днем считается не воскресенье, а суббота, когда нельзя работать, а также готовить пищу. Они утверждают, что тело человека есть храм Святого Духа, поэтому запрещается пить чай, кофе, спиртное, курить, а также употреблять некоторые виды пищи.
В США возникла секта пятидесятников. Пятидесятники утверждают, что каждый христианин, как в свое время апостолы, может получить дары Святого Духа: исцелять больных, пророчествовать, говорить на многих языках.
В Голландии в XVI в. возникла секта меннонитов, которых также называют «мирными анабаптистами». Для них характерны проповеди смирения, мира и любви, отказ от насилия, войн, и следовательно, воинской повинности и применения оружия.
В XIX в. в Великобритании появилась протестантская религиозно-социальная организация Армия спасения. Армия спасения имеет строгую вертикаль власти, управляется генералами и офицерами. Солдаты организации клянутся служить Богу и людям, проповедуют отказ от алкоголя, сигарет, наркотиков. Они занимаются проповедью Евангелия и социальной работой.
Еще с середины XIX в. протестантизм стал проникать в Россию. Первоначально протестанты преследовались властями. Лишь в 1905 г. связи с выходом указа о веротерпимости и Манифеста о даровании гражданских свобод протестантские церкви смогли вести легальную деятельность в России.
В 1944—1963 гг. в СССР оформилось Объединение церквей евангельского вероисповедания, в состав которого вошли «евангельские христиане» (баптисты), пятидесятники, христиане в духе апостолов, меннониты.
Что касается адвентистов седьмого дня, то их численность в современной России — свыше 30 тыс. человек. Они имеют 450 молитвенных домов. Церковь ведет духовно-просветительскую деятельность, а также заботится о больных, престарелых. В России свою деятельность осуществляет и Армия спасения. Ее социальная работа заключается в помощи больным, престарелым, бездомным и беженцам, открытии бесплатных столовых.
В современной России насчитывается более 1 млн протестантов. Протестантизм укрепляет свои позиции, в том числе благодаря поддержке из-за рубежа. Кроме того, российские протестанты весьма настойчиво и упорно проповедуют свои взгляды и образ жизни. Высказываются опасения, что Россия может потерять свою национальную самобытность из-за экспансии западной культуры, выражающейся не только в показах фильмов и рекламных роликов, но и в деятельности протестантских миссионерских организаций.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век