Страны и территории распространения буддизма
Буддисты махаяны составляют большинство населения в таких странах, как Монголия, Бутан. Ими являются представители трех народов России — бурятов, калмыков и тувинцев. Следует отметить, что они живут на одной территории с русскими, придерживающимися православия. Если рассматривать национальный состав Калмыкии, Бурятии и Тувы, то лишь в последней титульная нация составляет большинство населения. В Республике Корея и во Вьетнаме наряду с буддистами махаяны проживают христиане, конфуцианцы, представители традиционных народных верований (Вьетнам). По двум причинам трудно сказать, каков процент буддистов в Китае. Во-первых, на протяжении веков в этой стране формировался своеобразный синтез буддизма, конфуцианства и даосизма. Многие люди исповедовали и исповедуют эти религии одновременно.
Они искали ответы на свои вопросы, участвовали в религиозных церемониях в зависимости от ситуаций, в которых оказывались. Так, вопросы этики, взаимоотношений человека в семье или с государством «курировало» конфуцианство; взаимоотношения человека и природы — даосизм; помощь в работе над собой, познании своего внутреннего мира, избавлении от страданий оказывал буддизм.
Во-вторых, значительная часть населения Китая считает себя атеистами, другая придерживается традиционных народных верований. Поэтому разные монографии и статистические издания приводят совершенно разные сведения о религиозной структуре Населения Китая. Причем данные о том, сколько в Китае, например, конфуцианцев, часто расходятся на порядок.
До середины XX в. тибетский буддизм самобытно развивался в Тибете. После его захвата Китаем в ряде городов (столица — Лхаса) большинство населения стали составлять китайцы, а тибетцы подверглись репрессиям и многие из них вынуждены были бежать из Тибета.
Буддисты хинаяны составляют большинство населения Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Лаоса, Камбоджи (см. карту на форзаце). Буддисты составляют часть населения Сингапура (около 30 %), Малайзии, незначительную часть — Индонезии (1 %) и Индии (менее 1 %). В Индии выделяются буддийский шт. Сикким, находящийся между Непалом и Бутаном, а также Ладакх (шт. Джамму и Кашмир), долины Лахаул и Спити (шт. Химачал-Прадеш). Интересно, что религия, когда-то возникшая в Индии, почти полностью ушла из нее в Средние века. Буддизм в Индии получил новые импульсы к развитию только в XX в.
В последние десятилетия буддизм начинает приобретать популярность на Западе в силу огромнейшего гуманизма и терпимости, заложенных в нем. Притягивает его великая философия, способная приспособиться к жизни в реалиях начала XXI в. Многие люди ищут и находят именно в нем ответы на наболевшие вопросы.
Как мы уже отмечали, буддисты составляют большинство или весомую часть населения в ряде стран и районов Зарубежной Азии и немало их в России. Для удобства описания охарактеризуем эту территорию в целом, не забывая, что нижеследующая информация по Китаю и Японии касается также паломничеств и экскурсионных поездок по местам даосизма, конфуцианства и синтоизма. Малайзия и Индонезия фигурируют в главе 4, о Бурятии, Туве, Калмыкии сказано выше в контексте всей России, Сикким обобщенно входит в описание территории распространения индуизма.
Буддисты живут на востоке и юго-востоке Азии, в том числе на п-овах Корейском и Индокитае, Японских о-вах, крупнейшие из которых — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. В Южной Азии буддисты проживают на большей части о-ва Цейлон (Шри-Ланка).
В Китае имеются горные хребты Кунь-Лунь, Большой Хинган, Тянь-Шань (частично в СНГ) и др. Большую площадь занимает Тибетское нагорье — 2 млн км2. Оно представляет собой сочетание плоских и слабо всхолмленных равнин высотой 4000 — 5000 м и хребтов — 6000 — 7000 м. Горы есть в Японии (знаменитая гора Фудзияма — 3776 м), на Индокитае, Корейском п-ове. На востоке Китая находится знаменитая Великая Китайская равнина, протянувшаяся более чем на 1000 км к югу от Пекина. Это один из самых густонаселенных районов Земли. Равнины и низменности также есть на юге Мьянмы и Вьетнама, значительной части территории Таиланда и Камбоджи.
Данная территория находится в умеренном, субтропическом и субэкваториальном поясах, а также в условиях горного климата. Умеренный пояс — север Корейского п-ова и Японских о-вов и северо-восток Китая (к северо-востоку от Пекина). В условно восточном секторе находятся муссонные области — влажное, довольно прохладное лето и холодная зима. В условно западном секторе (Монголия, автономный район Внутренняя Монголия — Китай) — сухое жаркое лето (не во всей Монголии) и относительно холодная зима Субтропический климатический пояс занимает центр и восток Китая, юг Корейского п-ова и Японских о-вов. На плато Тибет особый климат. В Восточном Китае в зоне субтропиков как раз и находится Великая Китайская равнина. Здесь муссонные области — жаркое дождливое лето и относительно холодная сухая зима.
Юго-Восточный Китай, Индостан, большая часть Шри-Ланки находятся в зоне субэкваториального климата с жарким влажным летом и относительно сухой зимой. Наиболее жаркое время года — весна, когда температура воздуха днем может превышать +40 °С.
Юго-запад Шри-Ланки занимает экваториальный пояс. Для всего года характерны обильные осадки и постоянно высокие температуры воздуха (выше +25 °С). Что касается природных зон, то на территории распространения буддизма есть и экваториальные леса (Шри-Ланка), и полупустыни, и пустыни (пустыня Гоби).
Интересен температурный режим данной территории. Температуры сильно различаются между севером и югом, равнинами и горами, сезонами года и разными частями суток. Среднемесячные температуры января изменяются от -16 до -24 °С и даже местами до -32 °С на севере и в центре Монголии и крайнем северо-востоке Китая до температур, близких к нулю, в междуречье Янцзы и Хуанхэ, выше +16 °С в Индокитае и выше +24 °С на юге Индокитая и юго-западе Шри-Ланки. Тибетское нагорье характеризуется сухим суровым климатом со средними январскими температурами 0...-20°С и июльскими +5...+15°С. Средние июльские температуры не так сильно различаются между севером и югом буддийских территорий, как январские, находясь в пределах от+16...+24 °С на севере до выше +32 °С на юге. И лишь на Тибете летом прохладнее.
Важными водными артериями Восточного Китая являются реки Янцзы и Хуанхэ. Во время летних дождевых паводков они иногда прорывают дамбы, находящиеся по их берегам, затопляя равнинные районы и приводя к гибели людей. По Индокитаю на юг текут реки Салуин, Меконг, Иравади.
В Восточной Азии буддизм исповедуют корейцы, японцы, хал-ха-монголы, представляющие алтайскую языковую семью (к ней также относятся буряты и калмыки, проживающие на территории России), китайцы, тибетцы сино-тибетской семьи. Китайцы составляют 94 % населения в самой многонаселенной стране мира — Китае (почти 1,25 млрд человек). Япония — однонациональная страна, почти все жители которой — японцы. Тибетцы проживают в Тибетском автономном районе Китая, а также в изгнании в Индии и Непале. Как отмечают специалисты, тибетцы вынуждены повторять путь американских индейцев — они подвергаются дискриминации и репрессиям со стороны китайцев. В Японии численность населения практически не возрастает. Китаю удалось обуздать высокую Рождаемость благодаря эффективной демографической политике.
В Южной Азии буддизм исповедуют сингалы индоевропейской семьи (Шри-Ланка), непальцы, бутанцы. В Шри-Ланке наблюдался вооруженный конфликт, переросший в гражданскую войну между сингалами, составляющими 74 % жителей, и тамилами (24 %). Тамильская организация Тигры Освобождения Тамил Илама (ТОТИ) добивалась независимости территории на севере острова, где проживают тамилы. Зимой 2002 г. правительство Шри-Ланки и ТОТИ добились прекращения огня, между ними начинается политический диалог.
В Юго-Восточной Азии преимущественно буддийскими народами являются мьянма и другие из состава сино-тибетской семьи сиамцы, лао-паратайской семьи, вьеты, кхмеры из афроазиатской семьи. Для Мьянмы, Лаоса, Камбоджи характерна высокая рождаемость, а для последних двух — смертность, особенно младенческая. Таиланд является довольно развитой в экономическом отношении страной. Мьянма, Лаос, Вьетнам, Камбоджа относятся к числу наиболее бедных стран мира.
Япония входит в семерку ведущих индустриальных держав мира. Уровень жизни населения в Японии высокий. Индустрия туризма в этой стране хорошо развита. Быстрыми темпами развивается экономика Китая. Одновременно наблюдается разрыв в развитии городского и сельского, приморского и внутреннего Китая. По данным ВТО, в 1999 г. Китай вошел в пятерку лидеров среди стран мира по туристским прибытиям. Вместе с Гонконгом Китай посетил 21 млн человек. В Тибете стали появляться достаточно хорошие гостиницы, но уровень сервиса в них пока оставляет желать лучшего. В гостиницах может не быть горячей воды. Дороги в Тибете не очень хорошего качества.
Таиланд, Сингапур относятся к Новым индустриальным странам (НИС). В Таиланде практикуются культурно-познавательные поездки на север и отдых на пляжах юга страны. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия также прилагают усилия к развитию туризма, однако на них приходится небольшая рыночная доля в Восточной и Юго-Восточной Азии, да и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Япония стоит на втором месте в мире после США по мощности гостиничной базы — 1,65 млн гостиничных номеров. В Китае их насчитывается 0,5 млн, Таиланде — между 0,15 и 0,23 млн. Китай и Сингапур являются одними из лидеров по темпам роста номерного фонда гостиниц в странах мира.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век