Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
Из Евангелия от Луки известно, что сам Господь и Его Пречистая Мать «ходили в Иерусалим на праздник Пасхи». Возможно, уже в первые десятилетия и века христианства верующие посещали места, связанные с именем Иисуса Христа. В IV в. святая Елена, мать Константина Великого, совершила паломничество на Святую землю, на которой воздвигла крест. Началась традиция паломничества. В Средневековье в странах Европы выделялись Великие паломничества — посещение Святой земли (Крестовые походы) и Рима и паломничества малые — посещение отечественных святынь. Церковь направляла в паломничества в наказание за проступки и во исполнение наложенной епитимьи. С XIII в. светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц.
Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения. А при князе Владимире, крестившем Русь, был в паломничестве на Афоне и в Константинополе прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 2002 г. исполнилось 940 лет первому русскому паломничеству на Святую землю: его в 1062 г. совершил игумен Варлаам. Возможно, что в Иерусалим совершались паломничества и ранее. Русский паломник игумен Даниил в начале XII в. дважды посетил и описал Святую землю. Дьякон Игнатий, совершивший паломничество в Иерусалим в 1389—1391 гг., сделал описание храмов, монастырей и других святынь Палестины. Иеродьякон Зосима из Троице-Сергиевой лавры первым из русских паломников описал гору Афон в 1418—1421 гг. В середине XV в., когда турки захватили Константинополь, паломничества на Святую землю прерываются. Набирают силу внутренние паломничества. Мы уже отмечали, что российские государи и императоры часто совершали паломничества, делали богатые подарки монастырям России. Со второй половины XVI в. паломничества на Святую землю постепенно возобновляются. Государев двор посылал туда людей с поручениями и милостынею.
Расцвет паломничеств в Палестину наступает в XIX в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Сергей Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. В России в 1893 г. стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35% тарифом на проезд по российским железным дорогам. Паломники ехали на поезде до Одессы, оттуда они добирались на пароходе до Константинополя (Стамбула). В Константинополе они совершали экскурсии, а затем направлялись на Святую землю. В 1885 г. начал издаваться журнал «Русский паломник». Сильные позиции в Палестине занимал рубль, русские паломники были желанными гостями. В арабских школах даже изучали русский язык. К 1914 г. Русская духовная миссия владела большой земельной собственностью в Палестине (более 100 га), на которой были построены церкви, подворья, школы, а также гостиницы, больницы, бани для приезжающих из России.
Одновременно развивались и внутренние паломничества. Одними из основных его центров были Троице-Сергиева лавра, в которую приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского, и Оптина пустынь. В Оптину пустынь приезжали многие представители русской интеллигенции — Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, для того чтобы встретиться с тамошними старцами. В XIX — начале XX в. в России совершалось большое число паломничеств, как внутренних, так и внешних. В Палестину совершили паломничества Н. Гоголь (1848 г.), И. Бунин (1907 г.), В. Поленов. Сто лет назад поездка на Святую землю длилась месяц, а еще раньше — до нескольких лет. В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии отправились в легендарное паломничество в Бари (Италия) поклониться святому Николаю (Николаю Угоднику). До них Бари посещали лишь некоторые российские чиновники, но массового паломничества, особенно простолюдинов, не было: опасались путешествия в страну с другой верой — католической. Эти выдающиеся русские подвижницы проложили тропу паломникам к Николаю Угоднику.
В начале XX в. Афон (в Греции) посещало 8—10 тыс. паломников в год, Святую землю — около 30 тыс. В 1914 г. только на Пасху в Палестине было около 6 тыс. паломников. В Дивеево, к мощам Серафима Саровского, ежедневно прибывали 2 — 3 тыс. паломников; там было 11 гостиниц. В 1914 г. в Соловецком монастыре побывало 50 тыс. паломников.
В советские годы гонения на религию сказались и на паломничествах. Даже в наши дни, когда происходит возрождение религии, число паломников, посещающих Святую землю и Дивеево, гораздо меньше, чем до революции 1917 г. Сейчас выдаются свидетельства о посещении Святой земли на русском языке и святой горы Афон — на греческом.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век