logo
hristov

Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами

Многие философы, ученые и мыслители, выражая свое понимание религии, давали ей свою оценку, как положительную, так и отрицательную. В европейской философской мысли одними из первых религию как общественное явление осмыслили просветители XVIII в. — Вольтер, П. Гольбах, Д.Дидро. Они считали, что религия возникла как следствие необразованности и невежества людей и с приходом просвещения она исчезнет. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант описывал религию как явление трансцендентное, выходящее за пределы возможностей опытного и теоретического изучения. Он говорил, что религии присуща вера в Бога, в существование души и в бессмертие души.

Выдающийся немецкий философ Г.Гегель отмечал, что для религии характерны:

- диалог духа человека и Абсолютного Духа и формирующиеся на его основе религиозные идеи;

- чувства и переживания, возникающие от этих идей;

- религиозный культ как выражение этих идей и чувств.

Материалистическая философия XIX в. дает секулярные интерпретации религии. Марксизм утверждает, что религия есть следствие несовершенства человеческого общества и социальной несправедливости и как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Религия — это «опиум народа», «превратное мировоззрение превратного мира», «дух бездушных порядков», «сердце бессердечного мира». С построением справедливого коммунистического общества религия исчезнет сама собой.

Интересна точка зрения Ф. Энгельса на причины возникновения христианства. Ф. Энгельс в ряде своих статей утверждал, что в период наивысшего могущества Римской империи, сопровождавшегося порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием, чувство апатии и деморализации было характерно для значительной части населения империи. В этих условиях назрела необходимость в новой религии, выходящей за узконациональные рамки и способной удовлетворять чаяния людей из совершенно разных слоев общества. У людей должна была появиться уверенность в обретении освобождения, если не на земле, то хотя бы на небесах. К тому же народы, сильно страдавшие от порабощений и иноземных владычеств, в частности евреи, в среде которых зародилось христианство, с нетерпением ожидали пришествия Спасителя (Мессии).

Если К. Маркс и Ф. Энгельс давали резко отрицательную трактовку религии, то Л. Фейербах, представитель «антропологической» философии, писал, что Бог является проекцией человеческих нравственных представлений. Бог — то, кем хотел бы себя видеть нравственный человек, освобожденный от своих недостатков. «Бог как существо нравственно совершенное есть не что иное, как осуществленная идея, олицетворенный закон нравственности, обращенная в абсолютную сущность собственная моральная сущность человека» [цит. по: Томпсон, 2000].

Русские философы и мыслители (Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В. Соловьев и др.) видели в религии стержень культуры, понимали ее как основу и оправдание нравственности. Все существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по своему духу, и безрелигиозная культура, по их мнению, невозможна. Истинность подобной точки зрения подтверждается тем, что при отрицании в обществе и государстве Бога и религии их место занимает что-то другое. Так, в Советском Союзе борьба с религией вылилась в возникновение своеобразной квазирелигии — марксизма-ленинизма, которому были присущи основные атрибуты любой религии: личность основателя, идейная доктрина, культ (культовые действия — прием в пионеры, комсомол и т. п.) и община (компартия с ее низовыми ячейками).

Современные гуманистические трактовки религии являются развитием идей Фейербаха и представляют собой светский, секу-лярный подход к ней. Наш современник профессор Р. Ферт пишет, что «в каждом обществе религиозные представления и религиозная практика создаются по образцу светских представлений, желаний, интересов, страхов и поведения. Все это религия усиливает, поднимая на более высокий уровень, придавая этим вещам внешний освященный авторитет и легитимность, поскольку в своей абстрактной, образной, часто символической форме они в конечном итоге являются результатом положения людей и попыткой найти избавление от тягот этого положения» [цит. по: Томпсон, 2000].

Богословы западных религий дают совсем другую трактовку этого явления. Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что богословы утверждают, что религия служит средством общения человека с Богом, задана свыше и абсолютно объективна. По мнению православных богословов, все верующие составляют единую Церковь Христову, главой которой является Иисус Христос.