Хинаяна, махаяна, ваджраяна
Со временем в буддизме сложились три основных направления: хинаяна (Малая колесница, Узкий путь), махаяна (Великая колесница, Широкий путь), ваджраяна (Алмазная колесница, Алмазный путь, Несокрушимая колесница).
Следует отметить, что перевод названий направлений буддизма очень условен. Смысл самих понятий махаяна, хинаяна, ваджраяна очень глубокий, его едва ли точно можно выразить словами.
Хинаяна. В настоящее время хинаяна представлена школой тхеравада (учение старейшин). Тхеравада — школа строгого следования правилам Винаи для монахов и монахинь, поскольку только они входят в буддийскую общину. Для них Будда — существо, достигшее Просветления (Бодхи) естественным путем в процессе духовного совершенствования, длившегося многие сотни рождений в различных формах жизни. В качестве духовных практик широко используются многочисленные медитативные техники (випашьяна (випасана), шаматха (саматха) и др.). Философские искания не столь свойственны адептам школы в отличие от других ветвей буддизма. В каждой из стран распространения буддизма современная тхеравада подразделяется на ряд подшкол, а также имеет значительные культовые особенности, на которых сказались многовековые связи с местными религиями [Андросов, 2000].
Махаяна. Доктрина Великой колесницы делает основной упор на учение о небесных и земных бодхисаттвах13. Великая пустота (Шуньята), которую можно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от пустоты и неохватимое мыслью. Все остальное мыслимое, начиная с двойственности нирвана-сансара, является иллюзией (майя), обманом, игрой омраченного сознания. Избавление от иллюзии — это достижение состояния будды, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе и в нас. Главными философскими школами махаяны стали школа срединников ыадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и других буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам доказательства, изложения доктрины [Андросов, 2000].
Последователи махаяны считают, что Просветления может добиться не только монах, но и мирянин. Будда в махаяне имеет космическую природу. Сиддхартха Гаутама был одним из Будд, воплощавшихся на Земле, а следующим Буддой будет Майтрея. На самом деле каждый человек является носителем природы Будды, которую он рано или поздно откроет. Наиболее почитаемыми бодхисаттвами считаются Авалокитешвара (сострадание), Манд-жушри (мудрость), Тара (женский аспект сострадания).
В махаяне считается, что Будда прибегает к упае — искусным методам привлечения людей в дхарму в зависимости от их индивидуальных наклонностей.
Ваджраяна. В ваджраяне духовное и текстовое наследие хинаяны и махаяны дополнилось новыми методами, практиками, текстами, именуемыми тантрами14, мифологией и ритуалами. Ее также называют мантраяной (Колесницей сокровенных речений) и буддийским тантризмом. Ваджраяну характеризуют таинства посвящений и обрядов, непривязанность к нравственным запретам, стремление преобразить (а не искоренить) темные стороны и силы личности для ускорения духовного роста, а также стать над дуализмом добра и зла. Ваджраяна делится на системы внешней и внутренней тантры. Первые — это: 1) Крийя-тантра, предусматривающая действенность ритуализма тела и речи; 2) Чарья-тантра, научающая умственному ритуализму, простой йоге ума; 3) Йога-тантра, обучающая сложной йоге ума. Вторые: 1) Маха-йога, или Великая Йога созерцания Иллюзорного тела (им является все в мире). Она также называется отцовской, поскольку делает упор на действенном сострадании и методе, мужском начале духовности; 2) Ану-йога, или йога по созерцанию Пустоты (Шуньята), считающаяся материнской, т.е. практикующей открытие интуитивной мудрости (праджня) в качестве женского начала духовности; 3) Amu-йога, или Йога Великой полноты (тиб. дзогчен), как состояние совершенства Изначального Будды, Абсолюта, Единства сущего, недвойственности. Системы тантризма раскрываются сложными многоуровневыми комплексами из взаимосвязанных текстов, ритуалов, практик и т.п., сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей.
Внешние системы имеют приверженцев в основном в Китае, Вьетнаме и особенно в Японии, например школа сингон. Внешние и внутренние системы практиковались в Индии, Гималаях, тибето-монгольском буддизме, в котором ваджраяна признается венцом, высшей вершиной махаяны [Андросов, 2000].
В практиках ваджраяны используются мантры15 и дхарани16. Используются ритуальные жесты — мудра и рисованные диаграммы — мандола (графическая диаграмма духовной Вселенной). Мандалы выкладываются прямо на земле рисом, цветными порошками и т.д. Мандалы должны быть выполнены очень точно, поскольку отображают дворец божественной формы Будды и окружающую его Чистую землю. Человек видит окружающий мир как мандалу, а свое тело — как тело божества и чистого света. И они становятся для него священными.
В практиках тантрического буддизма большое значение придается: 1) пению мантр, 2) использованию силы воображения (визуализации). В Тибете существуют танка — изображения, помогающие в практике визуализации. Интересно отличие танка от православных икон. Если иконам люди поклоняются — их целуют, им молятся, то танка изображает то, что практикующий буддизм должен визуализировать. Причем внешняя тантра предполагает визуализацию божества перед собой, а внутренняя тантра — себя как божество.
Мы еще вернемся к тантризму в главе 6, посвященной религиозному туризму в индуизме.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век