logo
hristov

3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств

Индусские паломничества представляют собой сложное единство 1) посещений тех или иных мест, 2) ритуалов, 3) внутреннего делания (садханы — духовные практики). Если ритуал — это своеобразное внешнее действие, то духовная практика — прежде всего внутренняя работа человека, хотя она может проявляться и в действиях во внешнем мире. Следует отметить, что эти три элемента, о которых пойдет речь ниже, имеют место не только во время паломничества, но и когда индус находится в условиях обычной среды своего существования. Индусы могут посещать религиозные места, находящиеся в пределах обычной среды их обитания, совершать ритуалы в храме по месту своего проживания, а также дома, выполнять садханы, также находясь дома.

Перечислим объекты, которым поклоняются индусы:

1. Определенные священные места, связанные с жизнью аватар, духовных учителей. Это могут быть священные города индуизма (например, Варанаси) и др.

2. Мощи ушедших духовных учителей. К примеру, индусы посещают место захоронения (самадхи мандир) Шри Рамана Махарши, Шри Рамакришны Парамахамса, Ширди Саи Бабы, Шри Ауро-биндо, Бхагавана Шри Раджниша (Ошо), Шри Юктешвара (Индия) и многих других25.

3. Священные лингамы — символы Бога Шивы. Лингамы находятся в храмах, поэтому мы также можем говорить о посещении соответствующих храмов. Существуют 12 джьётир-лингамов, особо почитаемых.

4. Падука. Падука — это священные сандалии духовного учителя — гуру.

В Индии поклоняются падука как ныне живущих учителей, так и ушед-01ИХ. Падука имеют несколько происхождений: 1) те, которые носил сам духовный учитель; 2) те, которые последователи принесли своему учителю, а он их освятил, например, дотронувшись; 3) Атма Линга Падука (материализованные, в том числе прилюдно). Падука могут быть изготовлены из дерева (их носил сам учитель), камня, серебра, из сплавов 5 металлов (золото, серебро и др.) (юг Индии), 8 металлов (Бенгалия).

Известно, что традицию поклонения падука установил Рама, аватара бога Вишну. В XV—XVI вв. ее поддержал Шри Нрисимха Сарасвати (Датта Аватара).

Известны падука Шри Нрисимха Сарасвати в Гангапуре — городе, находящемся на слиянии рек Кришна и Бхима (Индия)26. Также падука Шри Аккалкота Махараджа (Свами Самартха), жившего в XIX в., в городе Аккалкот, шт. Махараштра. В Мумбаи имеются несколько падука Свами Самартха. Одни из них — Атма Линга Падука в районе Махалакшми этого города. Другие находятся в Шри Свами Самартх Матх (монастыре) в районе Кандевади (Гир-гаон). В Пуне, Татхаваде, недалеко от Пуны, шт. Махараштра, также почитаются несколько падука Свами Самартха. В Ширди, шт. Махараштра, почитаются падука Ширди Саи Бабы. В Путтапарти (шт. Андхра-Прадеш) паломники поклоняются нескольким золотым падука Учителя по имени Сатья Саи Баба. В Майсуре, шт. Карнатака, в районе Даттанагар людей привлекают падука Ганапати Саччидананда Свами.

5. Географические священные места — священные горы, реки, определенные места на побережье океана. Это горы Аруначала на юге Индии и Кайлаш в Тибете, священные реки — Ганг, Ямуна (север Индии), Кавери (юг) и др. На побережье океана — Ганга-сагар, Каньякумари, Рамешварам.

6. Тиртха — священные колодцы и озера27. Святость колодца связана с пребыванием, практиками святого или мудреца. В священном озере (как и в реках) люди совершают омовения. Из колодца зачерпывают священную воду и обливаются ею. В городе Рамешварам, шт. Тамилнаду, в храмовом комплексе Рамалингеш-вара насчитывается несколько десятков таких колодцев. Еще несколько десятков находятся в радиусе 5 — 6 км от храмового комплекса, в том числе при других храмах. Также совершаются омовения в тиртхах на Ганге — Ришикеш, Харидвар, Праяга, Варанаси, Дакшинесвар. В Каньякумари и том же Рамешвараме паломники совершают ритуальные омовения в океане.

7. Священные статуи. Это специальные статуи, воздвигнутые выдающимися учителями Индии или связанные со значительными духовными событиями. Это статуи Бадринараяны в Бадринатхе (шт. Уттаранчал), Божественной Матери в Керале, воздвигнутые Ади Шанкарачарьей, статуя Венкатешвары в Тирупати (шт. Андхра-Прадеш) и др.

8. Ныне живущие гуру. Поездка к ныне живущему духовному учителю, являющемуся живым воплощением Бога, — квинтэссенция паломничества. Огромное значение имеет даршан28 духовного учителя. Даршан с гуру может быть просто созерцанием его, когда он находится в мауне (молчании). Даршан с другим гуру или с данным гуру в другое время и в других обстоятельствах может включать беседу, получение ответов на вопросы, благословение на совершение поступков.

Обобщая, можно выделить пять аспектов даршана духовного учителя: 1) возможность видеть его; 2) возможность говорить с ним; 3) возможность смотреть ему в глаза; 4) паданамаскар, когда человек дотрагивается до стоп учителя; 5) руконаложение, когда учитель накладывает руки на голову своему преданному.

Одни индусы (да и духовные паломники из других стран) являются последователями одного гуру, другие могут иметь нескольких учителей, считая их просто разными проявлениями божественного. Многие духовные учителя в наши дни посещают западные страны, Россию, а то и живут там. Гуру оказывают огромную помощь своим последователям в решении жизненных проблем.

Основные ритуалы во время паломничества следующие:

- пуджа — пожертвование цветов, медальонов объекту поклонения;

- абхишека — поливание статуй богов, учителей жидкой субстанцией — водой, молоком, медом, топленым маслом-гхи;

- арати — круговые движения зажженным светильником (по часовой стрелке) перед ликом бога и сопровождающие эту церемонию песнопения;

- агнихотра, хома — огненные ритуалы.

Во время ритуальных действий поются специальные мантры на санскрите.

Действия, совершаемые во время паломничества, это:

- даршан, когда паломники созерцают падука (священные сандалии), статую (например, статую божества в храме), ныне живущего учителя;

- прадакшина — обход по часовой стрелке (по ходу солнца) храма, горы, реки;

- садхана — практика и тапас — аскеза. Садханы: параяна — изучение священных писаний, джапа — повторение мантры, дхъяна — медитация, пранаяма — дыхательные упражнения, а также кунда-лини-йога, хатха-йога — выполнение физических упражнений.

Существуют священные числа (количество раз) обхода святых мест — 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 16, 18, 21, 54, 108, 1008. Число 1 символизирует единство Бога, 3, 9 — числа Тримурти, триединства Брахмы, Вишну и Шивы, 4 — число Ганеши, 5 — Шивы (янтра Шивы — пятиконечная звезда), 6 — Сканды (Карттикеи) (янтра Карттикеи — шестиконечная звезда), 8 — Махалакшми (Лакшми имеет 8 аспектов), 13 — гневные аспекты Богини Кали. 16 — число Шивы. Сахасрара чакра29 человека имеет 1008 лепестков, каждый из которых состоит из 16 частей. 21 — Омка-решвара (Омкарая) — Бог в форме вечного звучания мантры Ом. 54 — половина от священного числа 108. 108 — число, которое может замещать священное число 1008. Брахманы и санньясины воспевают мантры 1008 имен божеств. Каждое из имен отображает различные аспекты Бога. Так, имеются мантры Рудра сахасранама (1008 имен Шивы), Вишну сахасранама (1008 имен Вишну), Лолита сахасранама — единственная сахасранама (мантра 1008 имен), посвященная женскому аспекту Вселенной. Существуют мантры этим божествам, а также Гуру, где воспеваются их 108 имен. Причем одни имена из мантры 108 имен и мантры 1008 имен могут совпадать, а другие быть разными. Мантры исполняются на санскрите. Во время паломничества к святым местам представители брахманов (священнослужителей) исполняют сахасранамы, тогда как представители других каст поют бхаджаны и киртаны — радостные песнопения, которые могут быть как на санскрите, так и на индийских языках — хинди, бенгали, ория, гуджарати, маратхи, тамили, телугу, каннада, малаяли и даже на английском.