logo
hristov

1. История возникновения и основы вероучения христианства

Христианство (как видно из его названия) неразрывно связано с жизнью и проповеднической деятельностью Господа Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа было предсказано Деве Марии архангелом Гавриилом. В Вифлиеме у Девы Марии рождается Иисус Христос. Чтобы спасти младенца от царя Ирода, Мария и ее муж Иосиф бегут с ним в Египет. После возвращения из Египта, когда Иисус стал взрослым человеком, он работал плотником и каменщиком. Иосиф к тому времени умер, и Иисус кормил мать трудом рук своих.

В возрасте 30 лет Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедовал в Палестине, излагал принципы своего учения ученикам—апостолам. В Иерусалиме Иисус был предан одним из них — Иудой за 30 сребреников и выдан властям. Христос был распят, но через три дня воскрес и явился своим ученикам.

Христианство содержит идею греховности человека и идею спасения. Все люди грешны и имеют возможность спастись, и поэтому они равны перед Богом независимо от их национальной или сословной принадлежности, а также степени богатства.

В культовом отправлении христианства важное место принадлежит почитанию креста. Изображения распятого на кресте Христа появились в VIII — IX вв. Книга «Закон Божий» говорит, что Сын Божий (Христос) своим крестом (страданиями и смертью за грехи людей) победил как грехи, так и саму смерть. Он воскрес из мертвых, и крест сделался орудием победы над грехом и смертью.

В первые века своего существования христианство претерпевало гонения со стороны властей Римской империи. Однако это лишь

укрепляло христиан в их вере. В то время осуществляли свою деятельность такие служители церкви, как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и др. В начале IV в. н. э. при императоре Константине христианство признано государственной религией Римской империи.

Уже с III в. н. э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В западном христианстве после распада Римской империи сильно возрос авторитет римского папы.

Внутрихристианские споры и противоречия решались на Вселенских соборах. Семь Вселенских соборов прошли в период с 325 по 787 г. н. э. На них были осуждены ереси арианская, монофиси-тов, монофелитов, антитринитариев и т.д. Шли ожесточенные споры по поводу толкования трех основных христианских догматов: триединства Бога, воплощения Иисуса Христа и его искупительной жертвы. В середине VI в. пятый Вселенский собор обязал изображать Иисуса Христа в человеческом облике, а не в виде ангела.

На протяжении веков противоречия между западным и восточным христианством углублялись. В 1054 г. константинопольский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Произошла Великая схизма — окончательный раскол церквей. Лишь в 1965 г. папа римский Павел VI и константинопольский патриарх Афиногор сняли взаимные анафемы с обеих церквей.

Священным Писанием христиан является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет повествует о периоде, предшествовавшем приходу в мир Иисуса Христа. Очень важное место в Ветхом Завете играет Пятикнижие, авторство которого приписывают пророку Моисею. Ветхий Завет состоит из 50 книг. Православные выделяют 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты не признают неканонические книги. В Новый Завет вошло 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Многие другие произведения — Евангелия от Никодима, от египтян, от евреев, от Фомы, Деяния Павла, Апокалипсис Петра и прочие — не вошли в Новый Завет.

Книги Нового Завета появились после искупительного служения Спасителя — Иисуса Христа, они излагают учение Христа и Его апостолов. Священным Преданием Православной церкви являются жития святых, труды отцов церкви, литургическая и богослужебная традиции, постановления и деяния семи Вселенских соборов, церковное право, принципы иконографической, музыкальной и архитектурной традиций.

Подавляющее большинство христиан признают два важнейших Догмата: о Святой Троице (Бог един в трех лицах) и о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, которые равнозначны. Первую доктрину не признают антитринитарии (унитарианцы), вторую — монофиситы и несториане. Большинство христиан принимают и другие догматы, содержащиеся в Никео-Царь-градском и Апостольском символах веры: они верят в Боговошю-щение, крестную жертву Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение на небо, а также грядущее второе пришествие, будущее воскресение мертвых и вечную жизнь после воскресения.

В христианстве сложились семь таинств.

1. Крещение. 5. Брак.

2. Миропомазание. 6. Елеосвящение.

3. Причащение (Евхаристия). 7. Священство.

4. Исповедь.

Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются различия.

В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как, например, квакеры, отвергают не только таинства, но и все другие христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. С одной стороны, имеются торжественная литургия в православии и месса в католицизме, с другой стороны — простота богослужебной практики в протестантизме (англиканская церковь занимает промежуточное положение).

В церковной организации разных христианских конфессий наблюдается большое разнообразие — от жесткой централизации (Римско-католическая церковь, протестантские деноминации Армия спасения и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегациональные церкви, Церкви Христа и т.д.).

Если сравнить все пять направлений христианства, то Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока (каждая в отдельности) едины в вероисповедном и организационном отношениях. Что касается обрядности, то здесь у католиков имеются некоторые отличия. Православие и монофиситство (каждое в отдельности) представляют определенное единство в доктринальном отношении. В организационном отношении они делятся на поместные церкви. Причем если в православных церквах различия в обрядности минимальны, то в четырех монофиситских церквах они существенны. Протестантизм не представляет единого целого ни в доктринальном, ни в культовом, ни в организационном отношении. Он распадается на большое число разных течений, которые в свою очередь подразделяются на отдельные деноминации и церкви.