1. История возникновения и основы вероучения христианства
Христианство (как видно из его названия) неразрывно связано с жизнью и проповеднической деятельностью Господа Иисуса Христа. Рождение Иисуса Христа было предсказано Деве Марии архангелом Гавриилом. В Вифлиеме у Девы Марии рождается Иисус Христос. Чтобы спасти младенца от царя Ирода, Мария и ее муж Иосиф бегут с ним в Египет. После возвращения из Египта, когда Иисус стал взрослым человеком, он работал плотником и каменщиком. Иосиф к тому времени умер, и Иисус кормил мать трудом рук своих.
В возрасте 30 лет Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедовал в Палестине, излагал принципы своего учения ученикам—апостолам. В Иерусалиме Иисус был предан одним из них — Иудой за 30 сребреников и выдан властям. Христос был распят, но через три дня воскрес и явился своим ученикам.
Христианство содержит идею греховности человека и идею спасения. Все люди грешны и имеют возможность спастись, и поэтому они равны перед Богом независимо от их национальной или сословной принадлежности, а также степени богатства.
В культовом отправлении христианства важное место принадлежит почитанию креста. Изображения распятого на кресте Христа появились в VIII — IX вв. Книга «Закон Божий» говорит, что Сын Божий (Христос) своим крестом (страданиями и смертью за грехи людей) победил как грехи, так и саму смерть. Он воскрес из мертвых, и крест сделался орудием победы над грехом и смертью.
В первые века своего существования христианство претерпевало гонения со стороны властей Римской империи. Однако это лишь
укрепляло христиан в их вере. В то время осуществляли свою деятельность такие служители церкви, как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и др. В начале IV в. н. э. при императоре Константине христианство признано государственной религией Римской империи.
Уже с III в. н. э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В западном христианстве после распада Римской империи сильно возрос авторитет римского папы.
Внутрихристианские споры и противоречия решались на Вселенских соборах. Семь Вселенских соборов прошли в период с 325 по 787 г. н. э. На них были осуждены ереси арианская, монофиси-тов, монофелитов, антитринитариев и т.д. Шли ожесточенные споры по поводу толкования трех основных христианских догматов: триединства Бога, воплощения Иисуса Христа и его искупительной жертвы. В середине VI в. пятый Вселенский собор обязал изображать Иисуса Христа в человеческом облике, а не в виде ангела.
На протяжении веков противоречия между западным и восточным христианством углублялись. В 1054 г. константинопольский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Произошла Великая схизма — окончательный раскол церквей. Лишь в 1965 г. папа римский Павел VI и константинопольский патриарх Афиногор сняли взаимные анафемы с обеих церквей.
Священным Писанием христиан является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет повествует о периоде, предшествовавшем приходу в мир Иисуса Христа. Очень важное место в Ветхом Завете играет Пятикнижие, авторство которого приписывают пророку Моисею. Ветхий Завет состоит из 50 книг. Православные выделяют 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты не признают неканонические книги. В Новый Завет вошло 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Многие другие произведения — Евангелия от Никодима, от египтян, от евреев, от Фомы, Деяния Павла, Апокалипсис Петра и прочие — не вошли в Новый Завет.
Книги Нового Завета появились после искупительного служения Спасителя — Иисуса Христа, они излагают учение Христа и Его апостолов. Священным Преданием Православной церкви являются жития святых, труды отцов церкви, литургическая и богослужебная традиции, постановления и деяния семи Вселенских соборов, церковное право, принципы иконографической, музыкальной и архитектурной традиций.
Подавляющее большинство христиан признают два важнейших Догмата: о Святой Троице (Бог един в трех лицах) и о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, которые равнозначны. Первую доктрину не признают антитринитарии (унитарианцы), вторую — монофиситы и несториане. Большинство христиан принимают и другие догматы, содержащиеся в Никео-Царь-градском и Апостольском символах веры: они верят в Боговошю-щение, крестную жертву Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение на небо, а также грядущее второе пришествие, будущее воскресение мертвых и вечную жизнь после воскресения.
В христианстве сложились семь таинств.
1. Крещение. 5. Брак.
2. Миропомазание. 6. Елеосвящение.
3. Причащение (Евхаристия). 7. Священство.
4. Исповедь.
Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются различия.
В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как, например, квакеры, отвергают не только таинства, но и все другие христианские обряды.
Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. С одной стороны, имеются торжественная литургия в православии и месса в католицизме, с другой стороны — простота богослужебной практики в протестантизме (англиканская церковь занимает промежуточное положение).
В церковной организации разных христианских конфессий наблюдается большое разнообразие — от жесткой централизации (Римско-католическая церковь, протестантские деноминации Армия спасения и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегациональные церкви, Церкви Христа и т.д.).
Если сравнить все пять направлений христианства, то Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока (каждая в отдельности) едины в вероисповедном и организационном отношениях. Что касается обрядности, то здесь у католиков имеются некоторые отличия. Православие и монофиситство (каждое в отдельности) представляют определенное единство в доктринальном отношении. В организационном отношении они делятся на поместные церкви. Причем если в православных церквах различия в обрядности минимальны, то в четырех монофиситских церквах они существенны. Протестантизм не представляет единого целого ни в доктринальном, ни в культовом, ни в организационном отношении. Он распадается на большое число разных течений, которые в свою очередь подразделяются на отдельные деноминации и церкви.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век