logo
hristov

Старообрядчество

При патриархе Никоне было решено привести обрядовую практику русского православия и богослужебные книги в соответствие с греческими аналогами, чтобы не было разночтений. Возмущение части духовенства и мирян вызвало то, что исправления проводились по новопечатным книгам, изданным в Венеции и других городах уже после того, как Греция попала под турецкое иго.

На Московском соборе 1666—1667 гг. противники Никона были преданы анафеме и стали скрываться от преследований властей. Догматических расхождений между РПЦ и старообрядцами почти нет. У старообрядцев придается большее значение обрядности и молебны более длительные. Они сохранили двуперстное крестное знамение, только земные поклоны во время богослужений (в РПЦ — поясные и земные поклоны). Они признают только восьмиконечный крест и употребляют на проскомидии (часть литургии, во время которой приготовляется вещество для причащения) семь просфор, а не пять, как в РПЦ. Старообрядцы не признали добавления к слову Иисус второй буквы «и», посчитав это нововведение дьявольским. Старообрядцы отмечают в целом те же церковные праздники, что и православные. Им свойственна глубокая религиозность и приверженность устоям, традициям в быту.

Старообрядцев иногда называют раскольниками. К этому слову они относятся отрицательно, часто называя себя приверженцами истинной веры и считая себя православными. В 1971 г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев, а в 1974 г. так же поступила и Русская православная церковь за границей. Старообрядчество никогда не было единым течением. В нем выделяются поповцы, имеющие священников, и беспоповцы, не имеющие их. Оба эти направления распадаются на церкви, толки и согласия.