История возникновения и основы вероучения ислама
Из существующих мировых религий ислам — самая молодая.
В исламе суннитского толка (а это подавляющее большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципа единства Бога и отвлекать внимание верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография. Врожденное желание людей создавать прекрасное в мусульманстве нашло свое выражение в искусстве пышного растительного орнамента, каллиграфического изображения текстов Корана, в производстве ковров и т.д.
Отсутствие святых, чудотворных икон соответственно приводит к тому, что в исламе гораздо меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих паломников. Однако ежегодный хадж в Мекку, посещение Медины и Иерусалима вносят существенный вклад в мировые потоки паломников.
Ислам (это слово можно перевести как «покорность») зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Подавляющее большинство арабского населения Аравии придерживалось традиционных языческих верований. Но заметно было влияние монотеистических религий — иудаизма и христианства.
Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Мухаммед. Он был трудолюбивым, добрым, скромным человеком, любившим людей и животных. В молодости Мухаммед был пастухом, странствовавшим с торговыми караванами. От богатой вдовы Хадиджи, ставшей его супругой, Пророк имел шестерых детей. После смерти Хадиджи у него было несколько жен. Мухаммед часто уединялся для размышлений и молитвенного общения с Богом. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил) и, показав на явившиеся извне слова, приказал передать их людям.
После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения как в присутствии людей, так и тогда, когда он был в одиночестве. Мусульманские богословы с гордостью заявляют, что тексты Корана (Священное Писание) являются непосредственными указаниями Бога людям, которые были записаны при жизни Пророка и дважды сверены им с архангелом Джибраилом.
Общение Мухаммеда с высшими силами продолжилось в Ночь рознесения, когда он из Иерусалима поднялся на небеса, где имел беседы с пророками Исой (Иисусом), Мусой (Моисеем). Тогда же ему открылись правила мусульманской молитвы.
Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому состоялась Хиджра — переселение Пророка в Медину (с этого момента начинается отсчет мусульманского календаря). В 629 г. Пророк вошел в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабы. В 632 г. Мухаммед (да пребудет с ним мир) скончался в Медине в возрасте 63 лет.
Вероучение ислама сформировалось довольно быстро. Основные догматы мусульманской веры следующие.
1. Вера в Аллаха. Существуют три основных понятия Бога: Его единственность, превосходство и присущность. Ислам — это самая последовательная монотеистическая религия. Чтобы избежать любого нарушения принципа единства Бога, мусульмане не употребляют по отношению к Нему слова «он». Все имена Бога в Коране отражают качества, а не половую принадлежность: аль-Бади (Творец), аль-Батын (Скрытый), аль-Мукит (Податель пищи). Аллах Всезнающ и Всевидящ. Он вечен, вне времени, отличен от созданной им Вселенной, Милостивый и Милосердный.
2. Вера в Книги. С каждым из посланников Всевышний передавал людям и Книгу: Тору — через Моисея, Евангелие — через Иисуса, Коран — через Мухаммеда.
3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Они населяют невидимый мир. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и служителями Бога. Джинны, созданные из огня и населявшие Землю до человека, могут быть как злыми, так и добрыми, некоторые из них приняли ислам (сура 72 Корана). Дьявол (Шайтан, Иблис) — падший ангел, возглавляющий враждебные всему человечеству силы. К каждому человеку приставлены два ангела, которые ведут учет его добрых и дурных дел, другие два хранят его от происков Шайтана и опасностей, задача Джибраила передавать повеления Аллаха посланникам, Микаил (Михаил) отвечает за состояние природы, Азраил забирает души умерших, Исрафил возвестит о конце света.
4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 000 пророков. 26 пророков упомянуто в Коране. Среди них известные нам по Библии Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Исмаил (Измаил), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Юнус ибн Закрийа (Иоанн Креститель). Мухаммед (да пребудет с ним мир) считается последним посланником, печатью пророков.
5. Вера в рай и ад. Праведный человек будет пребывать в бла-Хенстве в раю, грешник — в страданиях в аду.
6. Вера в предопределение (алъ-кадр). Аллаху известно все, и все Происходящее имеет свой смысл и является выражением Его воли.
христов
7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и бессмертие души (рух). В момент смерти человека душа покидает тело. Человек воскреснет из мертвых в день Страшного суда.
Исламский символ веры звучит так: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — Пророк Его». (Ля илляха илля Ллаху ва Мухаммадун Расулу Ллахи — по-арабски.)
В исламе существует пять столпов веры: исповедание веры, или свидетельство (шахада), молитва (салят), религиозный налог — подаяние (закят), пост (саум) и паломничество в Мекку (хадж).
В исламе отсутствует система таинств в христианском понимании. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии нескольких уважаемых людей исламский символ веры Правда, как отмечают некоторые исламские богословы, также важно, чтобы человек уверовал в Бога всем сердцем.
Ислам приписывает пять раз в день совершать молитву: между рассветом и восходом солнца, сразу после полудня, вечером, сразу после захода солнца и ночью. Молиться запрещено в полдень, на рассвете и закате, так как в это время молятся многие язычники Молитва рекомендуется в мечети, но можно и дома. Дневная молитва по пятницам (салят аль-джамаа) в мечети рассматривается как обязательная.
В исламе отсутствует таинство священства и, таким образом, противопоставление духовенства и мирян. Стать имамом, т.е. проводящим молитву, может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. В настоящее время во многих мечетях мира имеется постоянный имам. Если мужчины и женщины молятся сообща, то ведет молитву всегда мужчина Женщинам рекомендуется молиться дома, но им не возбраняется посещать мечеть. Мусульманская молитва способна на время отвлечь человека от повседневной рутины, сосредоточив его устремления на Боге. На молитву верующему стоит надевать чистую одежду, совершив омовение.
Молящиеся становятся лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб — ниша в стене мечети.
Мусульманская молитва представляет собой достаточно четкий и отработанный ритуал в силу того, что Пророком были предписаны правила проведения молитвы. Во время молитвы совершаются акты поклонения. Мусульмане могут совершать безмолвную молитву, когда они о чем-либо просят или благодарят Бога. Для совершения безмолвной молитвы и благочестивых размышлений мусульмане могут использовать четки, состоящие из 99 бусин. Каждая бусина соответствует одному из 99 имен Аллаха, явленных в Коране.
В Коране четко говорится о необходимости пожертвований: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать пожертвований из того, что любите» (Сура 3, аят 86). В исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата религиозного налога в размере 1:40 (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных.
В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписывается пост. Они не должны есть и пить воду в светлое время суток. Вечером есть и пить можно только тогда, когда становится невозможно отличить черную нить от белой. Пост призван отвлечь человека от нужд своего тела, научить его быть более непритязательным, уметь пожертвовать сиюминутными удовольствиями во имя высшего. Пост (не только мусульманский) предполагает своеобразную гигиену сознания и поведения, когда человек благочестиво размышляет и говорит, а также совершает добродетельные поступки. Поэтому мусульманин, соблюдающий пост с внутренним осознанием, а не просто внешне, формально, для моды, в темное время суток будет умеренным в еде.
Пятым столпом ислама является хадж. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить паломничество в Мекку, колыбель ислама. Хадж проводится в строго определенное время — в месяц зуль-хиджа, четвертый после рамадана.
Как уже отмечалось, Священным Писанием мусульман является Коран. Он включает в себя 114 сур различной длины. Все они, кроме девятой, начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного». Суры состоят из речений — аятов, их в Коране 6616. Суры представлены в Коране не в хронологическом порядке. Первое откровение содержится в суре 96, последнее — в суре 5. Существующий порядок сур именно в таком виде был открыт Пророку. Священным Преданием большинства мусульман является Сунна — сборник повествований о жизни Мухаммеда и его высказываний хадисов (тех из них, которые признаны достоверными), составленный в VII—VIII вв. Насчитывается несколько тысяч хадисов.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век