Хадж в Мекку
Как мы уже знаем, хадж является одним из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить Хадж. Однако он не должен совершать его на деньги других и в УЩерб семейному бюджету. Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, будет называться умрой. Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:
1) облачиться в белое одеяние (ихрам);
2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);
3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);
4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.
При въезде в Мекку человек принимает ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Мужчины оборачивают вокруг тела два куска белой ткани. Первый используется для прикрытия чресел и ног до колен, второй — просто накидывается на левое плечо. Женщины должны одеваться в простые, просторные, длинные одеяния и покрыть голову платком, чтобы неприкрытыми остались только лицо, руки и ступни. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Все люди, независимо от их сословной принадлежности, уровня благосостояния и властных полномочий, одеваются в одинаковые одежды (без швов) и предстают пред Богом совершенно равными. Место, где паломникам следует облачиться в ихрам (микат), находится примерно в 4 км от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в ихрам заранее. В будущем ихрам будет использован ими как погребальный саван.
Раньше самолеты с паломниками, направлявшимися в Мекку, делали промежуточную посадку в Джидде, чтобы люди смогли переодеться в специальных комнатах в аэропорту. Сейчас это можно сделать прямо в самолете, тем более что мужчины сидят в одной его части, а женщины — в другой.
Итак, хадж начался в тот момент, когда люди вошли в ихрам. Во время проведения паломничества специальная полиция отслеживает соблюдение организационных моментов, следит за порядком проведения мероприятий. Необходимо предотвратить возможное возникновение давок и т.д. Полиция также наблюдает за порядком проведения ритуала. Следует иметь в виду, что законодательство Саудовской Аравии очень строгое.
Можно привести следующий пример. Во время обхода Каабы паломники прикасаются руками к Черному камню. Рядом с этим камнем стоит человек, следящий за тем, чтобы не было случаев проявления идолопоклонства, если человек, например, станет страстно целовать этот камень. Ведь он пришел поклониться Аллаху, а вовсе не этому камню. Да и обход должен продолжаться, ведь за этим человеком идут тысячи других паломников.
Находясь в ихраме, мусульманин должен отбросить гордыню, нечестивые помыслы, обуздать различные желания. Мужчинам и женщинам не рекомендуется носить украшений, последним разрешено иметь на себе лишь обручальные кольца. Нельзя пользоваться парфюмерией и ароматным мылом. В знак смирения мужчины не должны носить головных уборов, им разрешены лишь зонтики от солнца. От женщин требуется не скрывать своего лица для утверждения атмосферы взаимного доверия и чистоты.
Чтобы стать непритязательными, паломники обязаны быть босиком или в очень легкой обуви. Они не должны стричь ногти и волосы, ломать ветки деревьев, рвать траву и причинять вред животным. Тем самым они подчеркивают свое милосердие и любовь к животным. Исключение составляют блохи, клопы, змеи и скорпионы. Мусульмане также должны стараться держать свой ум в покое, не допуская раздражения, ссор друг с другом, обид. Проявления похоти, супружеская ласка считаются недопустимыми в состоянии ихрама. Если паломник во время хаджа вступил в интимные отношения, то хадж теряет религиозную значимость и считается недействительным. Во время хаджа нельзя свататься и вступать в брак.
Хадж в Мекке проходит следующим образом. К 7-му числу месяца зуль-хиджа мусульмане прибывают в Мекку. По приезде в Мекку мусульмане начинают провозглашать молитву Талбийя. Паломники таким образом сообщают Аллаху о своем прибытии в Мекку. По прибытии к Каабе паломники семь раз обходят вокруг святилища против часовой стрелки. Если паломнику удалось приблизиться к Черному камню, он сможет поцеловать его. В ином случае он (она) вздымает руки в приветственном жесте. Далее следует са 'й — ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, совершаемый семь раз. Паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, наполняют ею свои бутылочки, а также пропитывают свое одеяние — ихрам. Совершив таваф и са'й, мусульманин считается совершившим малое паломничество — умру. После этого мужчины обривают наголо голову или просто подстригают волосы. Женщины отстригают прядь волос. Затем паломникам разрешается переодеться в обычную одежду.
На 8-й день зуль-хиджа паломники совершают полное омовение, вновь надевают ихрам и следуют к долине Мина, в 10 км от Каабы (ныне практически в черте города Мекка).
Затем они направляются к горе Арафат, находящейся в 24 км к востоку от Мекки, где в полдень 9-го числа начинается предстоя-Ние пред Богом на Горе Милости. Предстояние совершается между полуднем и наступлением сумерек. Р. Максуд пишет: «Это поистине наиважнейшая часть паломничества. Паломники должны стоять с непокрытой головой (только мужчины) под лучами жаркого солнца, непрерывно размышляя о Боге и моля Его о милости. Это время великой мистической и эмоциональной силы; всеми паломниками овладевает невероятное чувство освобождения, полного погружения в благотворный, очистительный поток любви. Воистину незабываемое зрелище представляет собой паломников, совершающих молитвы Зухр и Аср, особенно впечатляющи мгновения, когда все они одновременно простираются ниц и воцаряется совершеннейшее безмолвие в знак смирения перед Аллахом» [Максуд, 2000]. Все события хаджа после предстояния известны как отпущение. На закате паломники возвращаются в долину Муздалифа (между долинами Арафат и Мина). Здесь они собирают камешки.
Десятого числа месяца зуль-хиджа паломники направляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных ранее, в столб, символизирующий дьявола (Иблиса). Этот обряд был установлен в память об искушении Ибрахима и его семейства. Мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают Ему приложить все возможные усилия в деле изгнания бесов из своей жизни Пострадавших во время этого ритуала почти не бывает. Полиция также наблюдает за чрезмерно неистовыми паломниками. Далее следует жертвоприношение животных — барана, козы или молодого верблюда. Проводятся трехдневные празднества (праздник Ид аль-Адха) в память о готовности Ибрахима принести в жертву собственного сына.
В заключение праздника мужчины вновь обривают голову или подстригают волосы. Женщины отстригают небольшую часть волос. Паломники таким образом выходят из состояния ихрама. По возвращении в Мекку они совершают прощальный таваф, после которого паломничество считается завершенным. Паломник-мужчина, совершивший хадж, называется хаджи; женщина-паломник — хаджа.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику вероучения ислама.
2. Каковы пять столпов ислама?
3. Какие существуют основные течения ислама? В чем заключаются различия между ними?
4. Расскажите об основных странах проживания мусульман и численности последователей этой религии в этих странах и мире в целом.
5. Что вы можете сообщить об особенностях территории, где доминирует ислам?
6. Какие самые известные религиозные центры мусульман вы знаете?
7. Сделайте сообщение о хадже мусульман в Мекку?
8. Могут ли люди, не исповедующие ислам, посетить Мекку?
Творческое задание: Представьте себя преподавателем дисциплин «Религиозный туризм», «География туризма», «Религии народов мира» в вузе соответствующего туристского профиля. Напишите подробный план вашей лекции по исламу, в которой вы непредвзято расскажете о характере паломничеств мусульман и особенностях вероучения ислама.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век