Направления индуизма
В индуизме выделяется много направлений. Это шиваизм (шай-визм, шайва-дхарма), вишнуизм (вайшнавизм, вайшнава-дхарма), щактизм, шайва-сиддханта, тантра (64 направления), адвайта, датта сампрадая, аштанга-йога (йоганда, йога), самкхья и др. Некоторые специалисты указывают в составе индуизма такое течение, как смартизм. В отечественной литературе распространено деление санатана дхармы на три основные течения — шиваизм, вишнуизм и шактизм, но это, как кажется автору, слишком упрошенный подход, не учитывающий огромного разнообразия школ и направлений индуизма. Также принято выделять 8 философских школ, из которых 2 — буддизм и джайнизм — не признают авторитета Вед, а 6 других (ортодоксальных) признают. Это Веданта, Миманса, Ньяя, Вайшешика, Йога и Самкхья.
Шайвизм распространен на территории всей Индии, вишнусам-прадая — также по всей стране, но в первую очередь — в шт. Орисса, Западная Бенгалия, на востоке шт. Андхра-Прадеш, т. е. на востоке страны. Шактизм особенно силен в шт. Западная Бенгалия и Ассам, но присутствует во всей Индии. Шайва-сиддханта — шт. Тамил-наду, датта сампрадая — шт. Махараштра, Андхра-Прадеш, Карнатака, тантра — север Индии, Гималаи — шт. Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Уттар-Прадеш. Адвайта и йоганда распространены на территории всей страны.
Как утверждает Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, шиваиты (шайвы) ставят целью осознание своей тождественности с Шивой в совершенном, неразрывном союзе (нирвикальпа-самадхй). Такая самореализация может быть достигнута в этой жизни, что в момент смерти физического тела дает возможность обретения мокши. Промежуточной стадией к окончательному освобождению может быть реализация Саччидананды, опыта переживания истины, знания и блаженства. Преданные Господа Шивы достигают союза с ним благодаря милости Духовного Учителя — Садгуру. В шиваитских храмах Шива почитается в образе лингама — символа, отражающего творящее, воспроизводящее начало.
Шактисты (шакты) стремятся к единству с Шивой через Шакти (женское божественное начало). По милости Шакти происходит единение с трансцендентным Шивой.
Целью последователей вишнуизма (вайшнавов) является освобождение, достижимое только после смерти, когда малое «я» реализует союз с богом Вишну в качестве его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Высочайшей практикой вайшнавов является воспевание имен аватар Вишну — Кришны и Рамы.
Главной целью стартов выступает мокша, осознание себя Брах-абсолютной и единственной Реальностью, а также освобождение от сансары. Для этого нужно преодолеть состояние авидьи, неведения, из-за которого мир кажется реальным. Для самореализовавшегося существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле, все иллюзии исчезают. Когда приходит смерть, его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман. Сравнение ряда школ индуизма приводится в таблице 9.
Таблица 9. Сравнение шиваизма, шактизма, вишнуизма и анархизма 23
Мировоззренческие вопросы | Шиваизм | Шактизм | Вишнуизм | Смартизм |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Личност- | Шива | Шри Деви, | Вишну, муж- | Ишвара, муж- |
ный Бог | Так же | или Шакти, | ского пола По- | ского или жен- |
или храмовое | почитаются | женского | читаются Его | ского пола, по- |
, | Ганеша и | пола Она | аватары, осо- | читаемый^ ая) |
храмовое | Карттикея | почитается | бенно Нри- | как Вишну, |
божество |
| как Великая | симха, Рама и | Шива, Шакти, |
|
| Мать — Пар- | его супруга | Ганеша, Сурья |
|
| вати, Лакш- | Сита, Криш- | или любое дру- |
|
| ми, Сара- | на и его супру- | гое божество по |
|
| свати, Кали | га Радхарани | выбору человека |
Природа | Шива — | Шакти | Вишну полон | Ишвара — ан- |
личност- | чистая | одновремен- | любви и | тропоморфное |
ного Бога | любовь и | но милости- | прекрасен. | Божество в |
| сострадание. | ва и гневна | Он — объект | соответствии с |
| Он имма- | Ей делаются | преданного | выбором, кото- |
| нентен и | жертвопри- | служения | рый человек |
| трансцен- | ношения | человека | делает для |
| дентен |
|
| поклонения |
Душа и | Бог Шива и | Божествен- | Бог и душа | Ишвара и чело- |
Бог | душа — од- | ная мать, | вечно раз- | век — абсолют- |
| но и то же. | Шакти — | дельны. По | ный Брахман. |
| Душа дол- | посредница, | милости | В майе (иллюзии) |
| жна осоз- | дарующая | Вишну душе | душа и Ишвара |
| нать эту ис- | мокшу тем, | суждено | кажутся двумя. |
| тину милос- | кто служит | поклоняться | Высшее знание |
| тью Госпо- | Ей | и радоваться | рассеивает эту |
| да Шивы |
| Богу | иллюзию |
Природа | Шакти — | Шакти — | Божественные | Шакти — боже- |
Шакти | энергия и | активное, | спутницы — | ственная форма |
| разум бога | имманент- | неотъемлемые | Ишвары. Это |
| Шивы | ное Бытие, | энергии | проявляющаяся |
|
| единое с | Вишну и его | энергия Бога |
|
| Шивой | инкарнаций |
|
|
|
| (например, |
|
|
|
| Сита у Рамы) |
|
Основные | Веды, | Веды, Шак- | Веды, | Веды, Агамы, |
писания | Шайва- | та- агамы | Вайшнава- | классические |
| агамы | (Тантры), | агамы, | смрити — |
| и Шайва- | Шакта- | Вайшнава-пураны | Пураны и |
| пураны | пураны, | (особенно Шри- | Итихасы, |
|
| Чаньди, | мад- Бхагаватам) , | особенно |
|
| Деви махат- | Итихасы (Рамаяна | Бхагавад-гита |
|
| мьям | и Махабхарата |
|
|
|
| (особенно Бхага- |
|
|
|
| вад-гита)) |
|
Среди многих практикующих и духовных искателей в России сложилось сильно упрощенное, а точнее, неверное понимание того, что такое тантра. Под тантрой фактически понимаются сексуальные практики. На самом деле тантра представляет собой секретное учение, передающееся от учителя к ученику. В тантрических практиках повторяется мантра, выполняются визуализации, ритуалы, мудры (специальные положения пальцев рук), могут делаться дыхательные упражнения. Однако все это обслуживает практику мантры.
В тантрических практиках иногда присутствуют и половые отношения, но их цель — не только нарушение запрета, но и реализация божественного через слияние мужских и женских энергий. Следует отметить, что сексуальный аспект является далеко не главным в тантризме. В исконном тантризме сексуальный аспект практик возможен только при отсутствии зависимости от желаний. Сильная тантрическая традиция имеется в буддизме, о чем говорилось выше.
На формирование индуизма сильно повлияли мистики и философы Ади Шанкарачарья (VIII в.), Рамануджачарья (XI—XII вв.), Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (XV—XVI вв.) и Шри Ра-макришна Парамахамса (XIX в.). Шанкарачарья во многом возродил индуизм, испытывавший в тот период упадок, но сам был достаточно близок к буддизму. На развитие индуизма также сильное влияние оказал ислам.
В XIX и XX вв. одновременно с борьбой за независимость Индии шло возрождение индуизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся деятель Индии Махатма Ганди, выступавший за упразднение кастового строя и внедрение принципа ахимсы — ненасилия. Шри Ауробиндо обогатил индуизм, разработав систему интегральной йоги, в которой совмещаются мистицизм Востока и рационализм Запада.
В завершение разговора об индуизме имеет смысл сказать несколько слов о йоге, методе освобождения человека. В современном западном мире под йогой в основном понимают физические упражнения, входящие в состав хатха-йоги. Кроме того, существует раджа-йога («царственная йога»), включающая 8 этапов обучения, контролируемых опытным наставником. Сюда входят пять ограничений и пять предписаний, физические и дыхательные упражнения, техники сосредоточения и медитации. Восьмая ступень раджа-йоги — состояние самадхи, при котором человек переживает состояние сверхсознания. Самадхи имеет свои уровни, высший из которых — осознание человеком своей тождественности с Брахманом.
Существуют также бхакти-йога, карма-йога и джняна-йога (что синонимично путям — марго, о которых говорилось выше). Существует также кундалини-йога, цель которой поднятие заложенной в основании человеческого тела энергии кундалини к макушке, где она сольется с атманом (индивидуальным Я). В наше время йогические практики стали широко применяться на Западе и в России. На самом деле йогой может заниматься человек любого возраста, профессии и вероисповедания, поскольку йога помогает нам раскрыть наш огромный внутренний потенциал. Видный учитель хатха-йоги на Украине и в России А. Сидерский говорит, что хатха-йога дает человеку силы, которые он сможет использовать для своего развития во многих областях жизни.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век