Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
Такая страна, как Китай, «подарила» миру две религиозно-философские системы — даосизм и конфуцианство кроме того, в Китае распространены буддизм и традиционные народные верования.
Даосизм в последнее время, особенно в XX в., сдавал свои позиции По очень приблизительным оценкам приверженцев даосизма в середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 20 млн человек.
Основателем даосизма считается легендарный мудрец Лао-цзы, живший в VI в. до н.э.
О жизни этого великого Духовного Учителя древности сохранилось чень мало сведений Считается, что он был историком-архивариусом при дворе правителя царства Чжоу, где его однажды посетил Конфуций Осознавая грядущий крах правящей династии, он отправился на запад, но на границе был задержан с требованием предоставить свое учение в письменном виде Он написал книгу Дао дэ цзин, после чего продолжил свое путешествие. И следы его потерялись.
Центральное место в даосизме занимает концепция Дао. Слово «Дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао — это непроявленная первооснова бытия всех существ. Дао — Даосская монахиня в храме не бытие и не небытие, но оно присутствует везде. Дао — источник и одновременно конечный результат существования всех вещей в этом мире. Наши слова являются несовершенными и концептуальными, поэтому ими мы не можем объяснить и через них понять, что такое Дао. В начале Дао дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао».
Дэ — это энергия, с помощью которой проявляется Дао. В главе 42 Дао дэ цзин говорится о последовательности творения. «Дао рождает одно (дэ. — Т.Х.), одно рождает двух (мужская энергия ян и женская инь. — Т.Х.), два рождают трех, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякающем потоке энергии ци».
Интересно, что Дао, разделяясь на «Десять тысяч вещей», само при этом остается неделимым. Поистине это парадокс для ума человека. Если вспомнить бамбук, то он прямой, гибкий, функциональный, но пустой внутри. Эта звенящая пустота и есть Дао. Концепция Дао отчасти напоминает концепции Бога-творца в западных религиях, но если в последних Бог отличен от сотворенного им, то в даосизме Дао вездесуще и пребывает во всех вещах.
Цель даосских практик — спонтанное интуитивное мистическое открытие Дао, Пути, Нераздельного единства. Практикующему нужно добиться непривязанности к «десяти тысячам вещей» и, пройдя сквозь слои обусловленности, выйти на первоисточник — Дао. Даосизм рекомендует жить в гармонии с природой, естественно и спонтанно. Ощущая внутренние подсказки Дао, человек сможет идти по пути наименьшего сопротивления в своей жизни. Он сможет, не затрачивая ни одного лишнего усилия, максимально оптимизировать свою жизнь, добиваясь максимально возможного результата при минимуме усилий.
В даосизме имеются концепции у-вей (недеяние) и ву-вей (невмешательство). Следует отметить, что это не означает пассивного бездействия. У-вей и ву-вей подразумевают спонтанное поведение человека по удовлетворению спонтанно возникающих нужд и потребностей. Это поведение естественно, оно не обусловлено вмешательством ума, который обычному человеку постоянно диктует, что и как надо делать. Чжуан-цзы говорил, что поведение человека не должно быть мотивировано поиском одобрения или поощрения окружающих. Ведь такое поведение искусственно, оно противоречит Дао, поскольку обусловлено умом человека.
Даосизм ставит интересы человека превыше интересов общества. В этом отношении даосизм противоречит конфуцианству, которое утверждает, что поступки человека должны быть общественно полезными в первую очередь в соответствии с этическими принципами ли. Однако даосизм не является антиобщественной системой ценностей, он просто призывает свести к минимуму вмешательство государства в жизнь человека.
Даосизм призывает гармонизировать энергию ци в человеке, его окружении. Получила развитие методика фен-шуй, которая предписывает таким образом размещать вещи и предметы, в том числе в жилище человека, чтобы способствовать естественному и гармоничному протеканию энергии ци.
Священным Писанием даосизма являются Дао дэ цзин и книги Чжуан-цзы (жившего в III—II вв. до н. э.). Дао дэ цзин можно перевести на русский как «Книга о Пути и его проявлениях» или «Книга о Пути и добродетели». Дао дэ цзин написана в стихотворной форме и состоит из двух частей, содержащих 37 и 44 главы соответственно. Это одно из самых коротких Священных Писаний, состоящее из примерно 5000 слов. Повествование в книге образное, иносказательное, поэтому его можно по-разному комментировать.
Перу Чжуан-цзы принадлежат три книги, состоящие из 33 глав. Эти книги будут более понятны современному читателю.
Со временем даосизм разделился на философский и религиозный. То, о чем сказано выше, относится к философскому даосизму. Религиозный даосизм возник во II в. н.э. Он связан с обожествлением Лао-цзы.
В 142 г. Чжан Даолин объявил, что на одной из сычуаньских гор имел встречу с Лао-цзы, который сказал ему, что перед ним стоит задача обновления мира и ему жалуется титул тянь ши («небесный правитель»). Интересно, что внук Чжан Даолина Чжан Лу создал на территории современной провинции Сычуань небольшое теократическое государство, просуществовавшее до образования КНР.
Ритуальная практика религиозного даосизма включала следующие ритуалы: исповедь, покаяние, заклинание злых духов, поклонение различным божествам и предкам, а также специальные службы в дни равноденствия и солнцестояния. Даосизм как религия существует на Тайване, где находится шестьдесят третий «небесный правитель».
В религиозном даосизме был сделан упор на целительстве и достижении долголетия, а в идеале — бессмертия, но не духовного, по Чжуан-цзы, а физического. Считается, что человеку на жизнь отпущено определенное количество вдохов-выдохов, и с каждым выдохом человек теряет энергию ци. Для сохранения жизненных сил было разработано специальное «утробное дыхание», при котором человек делает максимально возможные задержки дыхания после выдоха.
Конфуцианство лишь условно можно назвать религией, хотя оно имеет ряд черт, сближающих его с другими религиозными доктри-• нами. Одновременно конфуцианство можно охарактеризовать как морально-этическую систему. В современном Китае происходят поездки в места, где жил и похоронен Конфуций, которые опять же условно можно охарактеризовать как паломнические. Эти места открыты также для посещения туристов-экскурсантов.
Основатель конфуцианства — Кун Фу-цзы (латинский вариант — Конфуций) — легендарный мудрец из княжества Лу, живший в VI в. до н.э. Из-за поликонфессиональности части жителей этой страны трудно подсчитать, сколько конфуцианцев в Китае. Число конфуцианцев — не-китайцев, а главным образом корейцев, в 1996 г. составило около 5 млн человек [Народы и религии мира, 2000].
Как уже говорилось, на религии, духовные школы, философские системы, возникавшие в определенное время, в определенном месте, сильно влияли события в жизни людей, общества, государств. Период формирования Конфуция как личности пришелся на закат династии Чжоу, когда соперничавшие княжества воевали друг с другом, а народ жил в страданиях и нищете. Возможно, это породило призывы Учителя вернуться к истокам, когда в мире царил порядок, установленный Небом, т. е. пять веков назад, к началу правления династии Чжоу. Конфуций предлагал изучать знаменитые пять книг, написанные, очевидно, именно в то время, в которых заключена великая мудрость древних. Одной из таких книг является И-цзин («Книга перемен»).
Учение Конфуция является скорее сводом этических правил, чем религией, поскольку в нем не говорится о творении, трансцендентном, жизни после смерти. Конфуций призывает к созданию идеального государства и идеального общественного устройства, которые смогут появиться, если люди начнут отказываться от корысти. Конфуций считает естественной волю неба и необходимость управления государством со стороны мудрого императора. В семье естественным образом появляются дети, и им следует слушаться старших, а жене — мужа.
Доктрина конфуцианства включает три основные концепции: «благородного мужа», человечности, гуманности (жэнь) и доктрину надлежащих норм взаимоотношений между людьми (ли). Конфуций старался воспитать людей, облеченных властью или собирающихся властвовать, честными и бескорыстными. В его учении мораль преобладает над правом. Так появилась концепция «благородного мужа». В конфуцианстве возникла замечательная формула «Никогда не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Священным Писанием конфуцианства являются четыре книги, в том числе:
1) Лунь Юй («Беседы и суждения»). Высказывания, зафиксированные в ней, приписываются самому Конфуцию;
2) Мэн-цзы, написанная крупнейшим последователем Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н.э.).
Оттенок религиозности конфуцианству придает прежде всего наличие культа. До недавнего времени жертвоприношения Конфуцию считались обязательными и не были самыми важными государственными мероприятиями. Однако жертвоприношения Конфуцию относились к числу великих, когда на алтарь клали изделия из нефрита, ткани, мясо жертвенных животных. Интересно, что такие жертвоприношения совершались не на главных государственных алтарях, а в высшем государственном училище, где находился ритуальный комплекс, посвященный Конфуцию, — вэнъ мяо («храм посвященности»). Вообще культ Конфуция был «приписан» к высшим учебным заведениям, отчего последние иногда назывались храмами.
После смерти Конфуция среди его последователей получили развитие многочисленные символические ритуалы, при которых в разных ситуациях нужно надевать специальную одежду. Скрупулезно исполняются все обряды, связанные с культом предков.
После смерти Конфуция у него остались ученики. Однако никакой религиозной общины, члены которой в той или иной степени противопоставляли бы себя остальным людям, не возникло.
Чтобы завершить «китайскую тематику», имеет смысл отметить, что многие китайцы являются одновременно последователями нескольких систем. Так, при решении каких-то социальных вопросов они прибегают к помощи конфуцианства. При желании обогатиться индивидуально — пофилософствовать, побыть в гармонии с собой, близкими и природой — «подходит» даосизм. При возникновении сложных жизненных ситуаций, страданиях китайцы обращаются к буддизму. Представители всех трех религиозных направлений иногда объединяются для ритуальных действий. Следует отметить, что очень многие китайцы в наши дни придерживаются атеизма и нерелигиозны.
- Религиозный туризм
- Условные сокращения, используемые в учебном пособии
- Введение
- Глава 1 религиозный туризм как объект изучения. Основы практической организации поездок
- Определение религиозного туризма, его место в системе туристской деятельности
- 2. Разновидности религиозного туризма
- Паломнический туризм
- Экскурсионный туризм религиозной тематики
- 3. Формы, типы и категории религиозного туризма
- Средства размещения
- Питание
- Транспортное обслуживание туристов
- Инфраструктура религиозного туризма
- 5. Туристский продукт и туристские организации Туристский продукт и туристские услуги
- Классификации маршрутов
- Разработка и продвижение туристского продукта
- Туристские предприятия
- 6. Потенциал религиозного туризма
- Страхование туристов
- Лицензирование и сертификация
- 8. Субъекты религиозного туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Суть и типы религий
- Определение и структура религии. Функции религии в обществе Понимание феномена религии учеными и богословами
- Основания религии
- Структура религии
- Функции религии в обществе
- Типология современных религии
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 религиозный туризм в христианстве
- 1. История возникновения и основы вероучения христианства
- 2. Православие в россии История православия в России
- Русская православная церковь в наши дни
- Православные церковные организации
- Старообрядчество
- Православие: приверженцы, территория и туристская инфраструктура Народы и страны с православным населением
- Комплексная характеристика территории распространения православия
- Особенности экономического развития и характер развития туристской инфраструктуры в России
- Православное паломничество. Религиозные центры православия в россии и странах снг Паломничество и его история в христианстве
- Значение и результаты православного паломничества
- Ряд правил и особенностей православного паломничества
- Религиозные центры православия. Паломнические и экскурсионные поездки
- 7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.
- Некоторые монастыри рпц в России и на Украине
- Некоторые известные храмы России
- Ряд других центров привлечения паломников в Москве и Московской области
- Центры старообрядчества
- Православные центры, монастыри и храмы в ряде стран дальнего зарубежья Греция
- Сербия и Черногория
- Болгария
- Православные святыни в странах Западной Европы
- Католицизм История развития католицизма
- Католицизм в XX в. И в наши дни
- Католики восточных обрядов (униаты)
- Неримские католики
- 7. Протестантизм, несторианство, монофиситство История возникновения протестантизма
- Маргинальный протестантизм
- Несторианство
- Монофиситство
- Численность христиан в мире и его частях
- 8. Католицизм и протестантизм: территория, религиозные центры, паломничества и экскурсии
- Территория распространения протестантизма и католицизма
- Население, хозяйство, туристская инфраструктура стран с преобладанием протестантизма и католицизма
- Религиозные объекты католицизма и протестантизма
- 9. Распространение несторианства и монофиситства
- 10. Христианские святыни на святой земле Святые места на территории современного Израиля
- Святые места на территории современного Египта
- Святые места христианства в Турции, Сирии, Ливане
- Глава 4. Религиозный туризм в исламе
- История возникновения и основы вероучения ислама
- Мусульманские праздники. Течения в исламе
- 2. Территория распространения ислама Численность мусульман в мире. Мусульманские страны
- Характеристика территории распространения ислама
- 3. Религиозные объекты ислама Особенности мусульманского паломничества
- Религиозные центры ислама
- Хадж в Мекку
- Глава 5 религиозный туризм в буддизме
- 1. Буддизм и его основные направления Возникновение и основы учения буддизма
- Хинаяна, махаяна, ваджраяна
- Школы буддизма
- Буддийские праздники и церемонии
- Буддизм в странах мира
- 2. Территория распространения буддизма Численность буддистов в мире
- Страны и территории распространения буддизма
- Религиозные объекты буддизма
- Особенности и история паломничеств в буддизме
- Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале
- Паломнические центры буддизма в Индии и Непале
- Некоторые паломнические центры в Тибете
- Центры буддизма в Японии
- Центры буддизма в Шри-Ланке
- Буддийские религиозные центры в Мьянме
- Религиозные объекты буддизма в других странах Азии
- Буддийские религиозные объекты в современной России
- Глава 6 религиозный туризм в индуизме
- 1. Религиозная философия и направления индуизма Религиозная философия индуизма. Священные Писания
- Культы, обряды, праздники в индуизме
- Направления индуизма
- 2. Характеристика территории распространения индуизма Приверженцы и распространение индуизма в мире
- Территория распространения индуизма
- Индустрия туризма на территории индуизма
- 3. Святые места и паломничества в индуизме Характерные черты индусских паломничеств
- Святые места индуизма
- Святые места индуизма в Индии, Тибете, Непале (города, храмы и храмовые комплексы, пещеры, горы, реки и т.Д.)
- Ашрамы (духовные центры)
- Виды ашрамов
- Размещение в ашрамах
- Стоимость проживания, питания и занятий
- Другие особенности мероприятий в ашрамах
- Правила поведения туристов в Индии
- Глава 7 паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений
- Религиозный туризм в джайнизме Учение джайнизма
- Распространение джайнизма
- Основные святые места и паломнические центры джайнизма
- 2. Религиозный туризм в иудаизме Иудаизм. История возникновения и современное состояние
- Паломнические центры иудаизма
- 3. Религиозный туризм в сикхизме Сикхизм: вероучение, численность приверженцев
- Наиболее известные священные места и храмы сикхов
- Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
- Центры даосизма
- Центры конфуцианства
- 5. Религиозный туризм в синтоизме Идейные, культовые особенности синтоизма
- История, особенности паломничества и его центры в синтоизме
- 6. Религиозный туризм в бахаизме
- Бахаизм: вероучение, приверженцы, центры
- 7. Движение золотой век Идейные принципы, практики, работа с людьми в движении Золотой Век
- Основные места движения Золотой Век
- Глава 8 особенности практической организации поездок в религиозном туризме
- 1. Характерные черты практической организации
- Поездок туристов по православным святым местам (на примере работы фирм «радонеж» и «афон»)
- 2. Особенности организации поездок паломников на хадж в мекку
- 3. Особенности практической организации поездок в индию, а также другие страны востока (на примере опыта работы 000 «према»)
- 4. Практическая организация поездок в гималаи (тибег, непал, бутан, индия) (на примере изучения опыта востоковеда-тибетолога с.В.Дудко)
- 5. Организация поездок в места деятельности движения золотой век