logo search
hristov

Религиозный туризм в даосизме и конфуцианстве Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения

Такая страна, как Китай, «подарила» миру две религиозно-философские системы — даосизм и конфуцианство кроме того, в Китае распространены буддизм и традиционные народные верования.

Даосизм в последнее время, особенно в XX в., сдавал свои позиции По очень приблизительным оценкам приверженцев даосизма в середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 20 млн человек.

Основателем даосизма считается легендарный мудрец Лао-цзы, живший в VI в. до н.э.

О жизни этого великого Духовного Учителя древности сохранилось чень мало сведений Считается, что он был историком-архивариусом при дворе правителя царства Чжоу, где его однажды посетил Конфуций Осознавая грядущий крах правящей династии, он отправился на запад, но на границе был задержан с требованием предоставить свое учение в письменном виде Он написал книгу Дао дэ цзин, после чего продолжил свое путешествие. И следы его потерялись.

Центральное место в даосизме занимает концепция Дао. Слово «Дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао — это непроявленная первооснова бытия всех существ. Дао — Даосская монахиня в храме не бытие и не небытие, но оно присутствует везде. Дао — источник и одновременно конечный результат существования всех вещей в этом мире. Наши слова являются несовершенными и концептуальными, поэтому ими мы не можем объяснить и через них понять, что такое Дао. В начале Дао дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао».

Дэ — это энергия, с помощью которой проявляется Дао. В главе 42 Дао дэ цзин говорится о последовательности творения. «Дао рождает одно (дэ. — Т.Х.), одно рождает двух (мужская энергия ян и женская инь. — Т.Х.), два рождают трех, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякающем потоке энергии ци».

Интересно, что Дао, разделяясь на «Десять тысяч вещей», само при этом остается неделимым. Поистине это парадокс для ума человека. Если вспомнить бамбук, то он прямой, гибкий, функциональный, но пустой внутри. Эта звенящая пустота и есть Дао. Концепция Дао отчасти напоминает концепции Бога-творца в западных религиях, но если в последних Бог отличен от сотворенного им, то в даосизме Дао вездесуще и пребывает во всех вещах.

Цель даосских практик — спонтанное интуитивное мистическое открытие Дао, Пути, Нераздельного единства. Практикующему нужно добиться непривязанности к «десяти тысячам вещей» и, пройдя сквозь слои обусловленности, выйти на первоисточник — Дао. Даосизм рекомендует жить в гармонии с природой, естественно и спонтанно. Ощущая внутренние подсказки Дао, человек сможет идти по пути наименьшего сопротивления в своей жизни. Он сможет, не затрачивая ни одного лишнего усилия, максимально оптимизировать свою жизнь, добиваясь максимально возможного результата при минимуме усилий.

В даосизме имеются концепции у-вей (недеяние) и ву-вей (невмешательство). Следует отметить, что это не означает пассивного бездействия. У-вей и ву-вей подразумевают спонтанное поведение человека по удовлетворению спонтанно возникающих нужд и потребностей. Это поведение естественно, оно не обусловлено вмешательством ума, который обычному человеку постоянно диктует, что и как надо делать. Чжуан-цзы говорил, что поведение человека не должно быть мотивировано поиском одобрения или поощрения окружающих. Ведь такое поведение искусственно, оно противоречит Дао, поскольку обусловлено умом человека.

Даосизм ставит интересы человека превыше интересов общества. В этом отношении даосизм противоречит конфуцианству, которое утверждает, что поступки человека должны быть общественно полезными в первую очередь в соответствии с этическими принципами ли. Однако даосизм не является антиобщественной системой ценностей, он просто призывает свести к минимуму вмешательство государства в жизнь человека.

Даосизм призывает гармонизировать энергию ци в человеке, его окружении. Получила развитие методика фен-шуй, которая предписывает таким образом размещать вещи и предметы, в том числе в жилище человека, чтобы способствовать естественному и гармоничному протеканию энергии ци.

Священным Писанием даосизма являются Дао дэ цзин и книги Чжуан-цзы (жившего в III—II вв. до н. э.). Дао дэ цзин можно перевести на русский как «Книга о Пути и его проявлениях» или «Книга о Пути и добродетели». Дао дэ цзин написана в стихотворной форме и состоит из двух частей, содержащих 37 и 44 главы соответственно. Это одно из самых коротких Священных Писаний, состоящее из примерно 5000 слов. Повествование в книге образное, иносказательное, поэтому его можно по-разному комментировать.

Перу Чжуан-цзы принадлежат три книги, состоящие из 33 глав. Эти книги будут более понятны современному читателю.

Со временем даосизм разделился на философский и религиозный. То, о чем сказано выше, относится к философскому даосизму. Религиозный даосизм возник во II в. н.э. Он связан с обожествлением Лао-цзы.

В 142 г. Чжан Даолин объявил, что на одной из сычуаньских гор имел встречу с Лао-цзы, который сказал ему, что перед ним стоит задача обновления мира и ему жалуется титул тянь ши («небесный правитель»). Интересно, что внук Чжан Даолина Чжан Лу создал на территории современной провинции Сычуань небольшое теократическое государство, просуществовавшее до образования КНР.

Ритуальная практика религиозного даосизма включала следующие ритуалы: исповедь, покаяние, заклинание злых духов, поклонение различным божествам и предкам, а также специальные службы в дни равноденствия и солнцестояния. Даосизм как религия существует на Тайване, где находится шестьдесят третий «небесный правитель».

В религиозном даосизме был сделан упор на целительстве и достижении долголетия, а в идеале — бессмертия, но не духовного, по Чжуан-цзы, а физического. Считается, что человеку на жизнь отпущено определенное количество вдохов-выдохов, и с каждым выдохом человек теряет энергию ци. Для сохранения жизненных сил было разработано специальное «утробное дыхание», при котором человек делает максимально возможные задержки дыхания после выдоха.

Конфуцианство лишь условно можно назвать религией, хотя оно имеет ряд черт, сближающих его с другими религиозными доктри-• нами. Одновременно конфуцианство можно охарактеризовать как морально-этическую систему. В современном Китае происходят поездки в места, где жил и похоронен Конфуций, которые опять же условно можно охарактеризовать как паломнические. Эти места открыты также для посещения туристов-экскурсантов.

Основатель конфуцианства — Кун Фу-цзы (латинский вариант — Конфуций) — легендарный мудрец из княжества Лу, живший в VI в. до н.э. Из-за поликонфессиональности части жителей этой страны трудно подсчитать, сколько конфуцианцев в Китае. Число конфуцианцев — не-китайцев, а главным образом корейцев, в 1996 г. составило около 5 млн человек [Народы и религии мира, 2000].

Как уже говорилось, на религии, духовные школы, философские системы, возникавшие в определенное время, в определенном месте, сильно влияли события в жизни людей, общества, государств. Период формирования Конфуция как личности пришелся на закат династии Чжоу, когда соперничавшие княжества воевали друг с другом, а народ жил в страданиях и нищете. Возможно, это породило призывы Учителя вернуться к истокам, когда в мире царил порядок, установленный Небом, т. е. пять веков назад, к началу правления династии Чжоу. Конфуций предлагал изучать знаменитые пять книг, написанные, очевидно, именно в то время, в которых заключена великая мудрость древних. Одной из таких книг является И-цзин («Книга перемен»).

Учение Конфуция является скорее сводом этических правил, чем религией, поскольку в нем не говорится о творении, трансцендентном, жизни после смерти. Конфуций призывает к созданию идеального государства и идеального общественного устройства, которые смогут появиться, если люди начнут отказываться от корысти. Конфуций считает естественной волю неба и необходимость управления государством со стороны мудрого императора. В семье естественным образом появляются дети, и им следует слушаться старших, а жене — мужа.

Доктрина конфуцианства включает три основные концепции: «благородного мужа», человечности, гуманности (жэнь) и доктрину надлежащих норм взаимоотношений между людьми (ли). Конфуций старался воспитать людей, облеченных властью или собирающихся властвовать, честными и бескорыстными. В его учении мораль преобладает над правом. Так появилась концепция «благородного мужа». В конфуцианстве возникла замечательная формула «Никогда не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Священным Писанием конфуцианства являются четыре книги, в том числе:

1) Лунь Юй («Беседы и суждения»). Высказывания, зафиксированные в ней, приписываются самому Конфуцию;

2) Мэн-цзы, написанная крупнейшим последователем Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н.э.).

Оттенок религиозности конфуцианству придает прежде всего наличие культа. До недавнего времени жертвоприношения Конфуцию считались обязательными и не были самыми важными государственными мероприятиями. Однако жертвоприношения Конфуцию относились к числу великих, когда на алтарь клали изделия из нефрита, ткани, мясо жертвенных животных. Интересно, что такие жертвоприношения совершались не на главных государственных алтарях, а в высшем государственном училище, где находился ритуальный комплекс, посвященный Конфуцию, — вэнъ мяо («храм посвященности»). Вообще культ Конфуция был «приписан» к высшим учебным заведениям, отчего последние иногда назывались храмами.

После смерти Конфуция среди его последователей получили развитие многочисленные символические ритуалы, при которых в разных ситуациях нужно надевать специальную одежду. Скрупулезно исполняются все обряды, связанные с культом предков.

После смерти Конфуция у него остались ученики. Однако никакой религиозной общины, члены которой в той или иной степени противопоставляли бы себя остальным людям, не возникло.

Чтобы завершить «китайскую тематику», имеет смысл отметить, что многие китайцы являются одновременно последователями нескольких систем. Так, при решении каких-то социальных вопросов они прибегают к помощи конфуцианства. При желании обогатиться индивидуально — пофилософствовать, побыть в гармонии с собой, близкими и природой — «подходит» даосизм. При возникновении сложных жизненных ситуаций, страданиях китайцы обращаются к буддизму. Представители всех трех религиозных направлений иногда объединяются для ритуальных действий. Следует отметить, что очень многие китайцы в наши дни придерживаются атеизма и нерелигиозны.