1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
Из предыдущих разделов следует, что спортивная подготовка — процесс многолетний и сложный, в нем выделяют взаимосвязанные составные части: подготовку спортсменов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и массовые формы физкультурно-спортивной и оздоровительной работы.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет собой высший уровень подготовки по всем параметрам конкретного вида спорта, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый спорт в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации спортивных игр, вовлечения в занятия широких масс населения.
Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана готовить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим модельным характеристикам спортсменов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. Ориентируясь на него, устанавливают требования, которым должны отвечать юные спортсмены на всех этапах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготовки спортивных резервов тесно связан с общеобразовательными школами, средними специальными учебными заведениями и другими организациями, осуществляющими занятия в массовых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Массовые спортивные занятия с охватом широких категорий населения осуществляются в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы в Вооруженных Силах; в формах самодеятельной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на производстве и по месту жительства; на платных условиях.
Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматривается уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделяются «свои» подсистемы и элементы, взаимосвязанные между собой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки спортсменов можно продемонстрировать на материале спортивных игр.
Модель включает в себя подсистему целей и модельных командно-индивидуальных характеристик спортсменов на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, объединяющий в единое целое составные части подсистем и системы: подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм тренеров и повышение их квалификации, материально-техническая оснащен-ность, формы организации и управления многолетней подготовкой; подсистему непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эффективное функционирование ее в целом обеспечивается наличием системы управления.
Полный набор элементов в подсистемах характерен для подготовки спортсменов высших разрядов, например национальных сборных команд, и (в известной мере) для подготовки спортивных резервов. В массовом спорте состав элементов зависит от целей и возможностей конкретного коллектива, культивирующего данный вид спорта.
Определение цели служит исходной позицией построения системы. Под целью понимаются конечные результаты, на достижение которых направлена деятельность. Неправильное или неточное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.
Цель подготовки спортсменов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам командных и индиви-дуальных мировых моделей и обладать необходимой спортивной конкурентоспособностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международной арене.
Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные спортсмены по уровню физической, технико-тактической, интегральной психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне спортсменов высших разрядов и обладали потенциальными кондициями для достижения в перспективе целей системы и подготовки спортсменов высших разрядов.
Цель массовых форм спортивных занятий — максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в физкультурно-спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа, стиля жизни.
Цель системы подготовки связана с конечным результатом в отдаленном будущем: для сборных команд страны это, например, олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов это включение в состав спортсменов высших резервов, поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса подготовки спортсменов. Под про-гнозированием понимают деятельность по разработке прогнозов, под прогнозом — вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития. После определения цели системы это важнейший этап построения системы.
При прогнозировании учитываются история, современное состояние и тенденции развития вида спорта, данные обобщения опыта подготовки сильнейших спортсменов, их основных показателей в широком возрастном диапазоне — от начала занятий спортом до высших спортивных достижений. Прогнозированием охватываются по существу все компоненты системы подготовки спортсменов.
Прогнозирование тесно связано с моделированием, которое представляет собой выражение конечного (желаемого для нас) состояния спортсменов. Выделяют «модель спортсмена», «модель команды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель подготовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики вида спорта, выделения факторов, обусловливающих эффективность соревновательной деятельности и достижение высоких спортивных результатов.
Разрабатываются модельные характеристики требований к идеальному спортсмену — показатели соревновательной деятельности и уровня подготов-ленности (технико-тактической, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности — по степени адекватности главным соревнованиям; моделирование при помощи про-граммирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных, «заданных» качеств и овладения «заданной» структурой техники, моделирование структурных компонентов тренировочного процесса (типы микроциклов, средних циклов и т. п.).
Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важным условием эффективного управления тренировкой спортсменов. На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент основных соревнований.
Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира служат исходной информацией для разработки моделей спортсменов и кандидатов в сборные команды страны и коллективы высших разрядов. Модельные требования спортсменов высших разрядов являются основой для разработки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки резервов, высококвалифицированных спортсменов (от начального отбора до высших разрядов).
Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки спортсменов: для сборных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, кубок мира), для команд национальных лиг — сроки первенства России, для юных спортсменов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.
На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовленности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени между модельными уровнями, т.е. в пределах годичного цикла (средние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модельными требованиями. В их содержание входит следующее: технико-тактическая подготовленность; физическая подготовлен-ность; морально-волевая подготовленность; теоретическая (интеллектуальная) подготовленность; интегральная подготовленность; морфологические приз-наки; функциональные возможности; возрастная градация спортсменов.
В обеспечении подготовки спортсменов центральное место занимает профессионализм тренеров, который является определяющим фактором успешного функционирования системы. Первостепенное значение имеет подготовка тренеров в учебных заведениях; переподготовка и профессиональное совершенствование в организованных формах и в процессе самообразования. Особое значение имеет квалифицированная работа с лицами, проявившими склонность к практической тренерской работе и добившимися успехов в ней.
Спортивный отбор в спорте представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к конкретному виду спорта, успешно овладевающих спортивными навыками, демонстрирующих высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность в соревновательной деятельности, выполняющих все требования многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор как таковой органически входит в систему многолетней подготовки спортсменов всех уровней мастерства.
С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спорт-сменов в отборе можно выделить такие ступени: первая — начальный отбор для выявления способностей к виду спорта в целом (обобщенно); вторая — определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по специализациям; третья — отбор в команду высших разрядов; четвертая — отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.
Материально-техническое обеспечение системы должно быть на самом современном уровне. Применительно к каждому виду спорта сюда входят:
центры подготовки сборных команд страны всех категорий; центры подготовки резервов — дислокация специализированных детско-юношеских школ и училищ олимпийского резерва (СДЮШОР, УОР);
спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для проведения соревнований любого уровня;
спортивные сооружения, оборудование и инвентарь для тренировочной работы;
экипировка спортсменов для соревнований и тренировки; восста-новительные центры с соответствующим оборудованием; научно-методическое обеспечение сборных команд, команд высших разрядов и ближайшего резерва: специалисты различного профиля, новые информационные технологии, необходимая аппаратура и т.д.;
финансовое обеспечение всех компонентов системы. Одним из важнейших условий успешного функционирования системы подготовки спортсменов является наличие таких форм организации работы со спортсменами различного возраста и спортивного мастерства, которые давали бы возможность в полной мере решать все многообразие задач. Это спортивные секции в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заве-дениях, детско-юношеские спортивные школы комплексные и специали-зированные, училища олимпийского резерва, команды высших разрядов, сборные команды, различные учебно-тренировочные сборы, центры подготовки, стройная система соревнований.
Важное значение имеет управление подготовкой и ее обеспечение кадровое и материально-финансовое на всех уровнях многолетнего периода. Эта работа должна осуществляться спортивными федерациями, федеральными структурами по физической культуре и спорту при участии административных органов различного уровня.
Подсистема реализации целей подготовки включает тренировку, соревнования, профилактически-восстановительные средства, формирование личности спортсмена.
В тренировке осуществляется становление спортивных навыков, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к соревновательной деятель-ности, формирование личности спортсменов. В тренировке выделяют основные стороны подготовки: техническую, тактическую, физическую, функцио-нальную, психическую, теоретическую, интегральную.
Соревнования, соревновательная деятельность составляют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное специфическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований и без достаточного их количества невозможна оптимальная подготовка спортсме-нов.
При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановления и методика их применения в процессе тренировочной и соревновательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки спортсменов наряду с тренировкой и соревнованиями.
Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла.
Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности спортсменов решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.
Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).
Работа по формированию личностных качеств занимает существенное место на всем протяжении спортивной карьеры спортсмена — от начала занятий спортом и до прекращения активных выступлений в сфере спорта высших достижений.
Важное значение для формирования личности спортсмена имеют теоретическая подготовка и специальная психологическая подготовка.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания