logo
Консп_Лек_ТМИВС

5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки

Каждый вид спорта имеет свою специфику, только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы — спортивную технику, правила, определяющие условия соревновательной деятельности. Естественно, что все это влияет на характер подготовки спортсменов, возрастные границы начала специализированных занятий видом спорта, зону наивысших достижений в сорев­нованиях, этапы многолетней подготовки, отбор на этапах, особенности построения тренировки и содержания занятий, количество и масштаб соревнований.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость начала специализированных занятий спортом в детском возрасте. При этом незыблемым требованием является соблюдение определенных научно-методических положений, исключающих раннюю спортивную специализацию, форсирование достижения юными спортсменами высоких спортивных результатов в ущерб здоровью, что происходит в тех случаях, когда в тренировке применяются тренировочные нагрузки, неадекватные морфологическому и психофизическому развитию зани-мающихся.

Возраст, в котором начинаются занятия спортом, варьирует в широких пределах и зависит от требований, которые вид спорта предъявляет к человеку. В табл. 3 показан возраст, в котором рекомендуется начинать специали-зированные занятия спортом, и возрастные категории юных спортсменов в спортивных школах: группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и спортивного совершенствования. В соответствии с этим определяется продолжительность обучения: в группах начальной подготовки — три года, Учебно-тренировочных группах — четыре-пять лет, группах спортивного совершенствования — три года. Показан также возраст, в котором юные спортсмены допускаются к участию в спортивных соревнованиях. Возрастные границы в известной мере условны, так как многое зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и технологии тренировки.

Актуальным является сохранение большей части состава занимающихся от начального этапа и до перехода в сферу спорта высших достижений, так как при большой «текучести» контингента («отсева») теряется смысл многолетней подготовки спортивных Резервов. Это во многом зависит от качества отбора спортсменов, воспитания интереса к виду спорта, условий, в которых проводится работа с резервами, профессионализма тренеров.

Таблица 3

Возрастные ориентиры допуска к занятиям в спортивных школах и соревнованиям

Вид спорта

Группы

Допуск к соревнова- ниям

начальной подготовки

учебно-

трениро- вочная

спортивного совершенст-вования

Возраст, года

Акробатика

8-10

10-14

14-17

8-9

Баскетбол

8-10

11-16

16-18

10-13

Бадминтон

9-12

12-16

16-18

10

Бокс

12-15

14-17

17-18

14-15

Борьба (все виды)

10-13

12-17

16-18

12-13

Велоспорт (шоссе, трек)

12-14

14-17

17-18

14-15

Водное поло

10-13

12-17

16-18

13

Волейбол

9-11

11-16

17-18

10-13

Гимнастика спортивная юноши

девушки

7-9

6-8

9-13

9-12

14 – 16

13-15

9

8

Гандбол

10-13

12-17

16 — IS

13-14

Гребля на байдарках и каноэ

10-12

13-17

16-18

14-15

Гребля академическая

10-12

12-17

17-18

14-15

Конный спорт

11-13

13-17

17-18

13

Конькобежный спорт

10-12

12-17

17-18

10

Легкая атлетика

11-13

13-17

17-18

10

Лыжный спорт (гонки)

9-12

12-17

17-18

13-14

Парусный спорт

9-12

11-17

16-18

12

Плавание

7-10

10-13

13-17

10-12

Горнолыжный спорт

8-11

10-15

14-17

Современное пятиборье

10-13

12-17

16-18

12

Стрельба пулевая

10-12

12-16

16-18

Стрельба стендовая

14-15

15-17

18

15-16

Теннис, настольный

теннис

7-9

9 — 14

14-17

12

Тяжелая атлетика

13-14

14-17

17-18

14

Фехтование

10-13

12-17

16-18

13

Фигурное катание

7-9

9-13

13-17

7

Футбол

8-10

11-15

16-18

11-13

Хоккей с шайбой, с мячом

9-11

12-17

17-18

11-13

Шахматы, шашки

9-12

11-14

16-18

10