5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
Каждый вид спорта имеет свою специфику, только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы — спортивную технику, правила, определяющие условия соревновательной деятельности. Естественно, что все это влияет на характер подготовки спортсменов, возрастные границы начала специализированных занятий видом спорта, зону наивысших достижений в соревнованиях, этапы многолетней подготовки, отбор на этапах, особенности построения тренировки и содержания занятий, количество и масштаб соревнований.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения целесообразность и необходимость начала специализированных занятий спортом в детском возрасте. При этом незыблемым требованием является соблюдение определенных научно-методических положений, исключающих раннюю спортивную специализацию, форсирование достижения юными спортсменами высоких спортивных результатов в ущерб здоровью, что происходит в тех случаях, когда в тренировке применяются тренировочные нагрузки, неадекватные морфологическому и психофизическому развитию зани-мающихся.
Возраст, в котором начинаются занятия спортом, варьирует в широких пределах и зависит от требований, которые вид спорта предъявляет к человеку. В табл. 3 показан возраст, в котором рекомендуется начинать специали-зированные занятия спортом, и возрастные категории юных спортсменов в спортивных школах: группы начальной подготовки, учебно-тренировочные и спортивного совершенствования. В соответствии с этим определяется продолжительность обучения: в группах начальной подготовки — три года, Учебно-тренировочных группах — четыре-пять лет, группах спортивного совершенствования — три года. Показан также возраст, в котором юные спортсмены допускаются к участию в спортивных соревнованиях. Возрастные границы в известной мере условны, так как многое зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и технологии тренировки.
Актуальным является сохранение большей части состава занимающихся от начального этапа и до перехода в сферу спорта высших достижений, так как при большой «текучести» контингента («отсева») теряется смысл многолетней подготовки спортивных Резервов. Это во многом зависит от качества отбора спортсменов, воспитания интереса к виду спорта, условий, в которых проводится работа с резервами, профессионализма тренеров.
Таблица 3
Возрастные ориентиры допуска к занятиям в спортивных школах и соревнованиям
Вид спорта | Группы | Допуск к соревнова- ниям | ||
начальной подготовки | учебно- трениро- вочная | спортивного совершенст-вования | ||
Возраст, года | ||||
Акробатика | 8-10 | 10-14 | 14-17 | 8-9 |
Баскетбол | 8-10 | 11-16 | 16-18 | 10-13 |
Бадминтон | 9-12 | 12-16 | 16-18 | 10 |
Бокс | 12-15 | 14-17 | 17-18 | 14-15 |
Борьба (все виды) | 10-13 | 12-17 | 16-18 | 12-13 |
Велоспорт (шоссе, трек) | 12-14 | 14-17 | 17-18 | 14-15 |
Водное поло | 10-13 | 12-17 | 16-18 | 13 |
Волейбол | 9-11 | 11-16 | 17-18 | 10-13 |
Гимнастика спортивная юноши девушки |
7-9 6-8 |
9-13 9-12 |
14 – 16 13-15 |
9 8 |
Гандбол | 10-13 | 12-17 | 16 — IS | 13-14 |
Гребля на байдарках и каноэ | 10-12 | 13-17 | 16-18 | 14-15 |
Гребля академическая | 10-12 | 12-17 | 17-18 | 14-15 |
Конный спорт | 11-13 | 13-17 | 17-18 | 13 |
Конькобежный спорт | 10-12 | 12-17 | 17-18 | 10 |
Легкая атлетика | 11-13 | 13-17 | 17-18 | 10 |
Лыжный спорт (гонки) | 9-12 | 12-17 | 17-18 | 13-14 |
Парусный спорт | 9-12 | 11-17 | 16-18 | 12 |
Плавание | 7-10 | 10-13 | 13-17 | 10-12 |
Горнолыжный спорт | 8-11 | 10-15 | 14-17 |
|
Современное пятиборье | 10-13 | 12-17 | 16-18 | 12 |
Стрельба пулевая | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
|
Стрельба стендовая | 14-15 | 15-17 | 18 | 15-16 |
Теннис, настольный теннис | 7-9 | 9 — 14 | 14-17 | 12 |
Тяжелая атлетика | 13-14 | 14-17 | 17-18 | 14 |
Фехтование | 10-13 | 12-17 | 16-18 | 13 |
Фигурное катание | 7-9 | 9-13 | 13-17 | 7 |
Футбол | 8-10 | 11-15 | 16-18 | 11-13 |
Хоккей с шайбой, с мячом | 9-11 | 12-17 | 17-18 | 11-13 |
Шахматы, шашки | 9-12 | 11-14 | 16-18 | 10 |
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания