3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
Результатом обучения тактике является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или спортивной команды.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка — на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
В последовательности обучения спортивной технике и тактике имеются некоторые особенности, зависящие от принадлежности данного вида спорта к той или иной классификационной группе. В скоростно-силовых видах спорта время между началом обучения спортивной технике и тактике колеблется в переделах от нескольких месяцев до одного года и более. В этих видах вопрос о тактике возникает, когда ведется непосредственная подготовка к участию в соревнованиях. В видах же спорта типа единоборств и в спортивных играх обучение технике и тактике ведется одновременно и непрерывно. В них технико-тактическая подготовка выступает как нераздельный процесс. В командных видах спорта, в первую очередь в спортивных играх, тактическая подготовка ведется не только с каждым спортсменом и группой спортсменов, но и с командой в целом.
Прежде чем дать общие методические рекомендации по обеспечению тактической подготовленности, рассмотрим основные рекомендации специалистов различных видов спорта.
Спортивные игры. Обучение технико-тактическим действиям в спортивных играх должно проходить в условиях последовательного их усложнения. Обучение определенному техническому приему проводится вначале без сопротивления противника, затем — во взаимодействии с партнером, с сопротивлением одного соперника, двух партнеров с двумя соперниками и т.д. При этом считается целесообразным обучать юных спортсменов вначале индивидуальным тактическим действиям и лишь после этого командным. Процесс обучения тактике спортивных игр делят на четыре этапа. На первом — основная задача состоит в ознакомлении с общими понятиями и принципами определенной системы тактических действий; на втором — в формировании видов стандартного решения задач, тактических действий, которые в наибольшей мере отвечают индивидуальным особенностям спортсмена; на третьем — в расширении форм действий с учетом не только особенностей спортсменов, но и характера действий противника или команды; на четвертом — в сужении средств тактических действий, поскольку на этом этапе возникает необходимость выработать формы поведения, соответствующие особенностям конкретного соперника.
С целью совершенствования тактической подготовленности гандболистов и баскетболистов рекомендуется применять несколько групп упражнений: ограничивать время владения мячом при проведении атакующих действий и завершения атак до 5 с, 15 с; ограничивать время владения мячом без касания его о площадку; завершать атаки в определенные интервалы времени (15 —25 с); ограничивать способы направления и завершения атак; применять различные гандикапы с обязательным выявлением победителей при выполнении как отдельных упражнений, так и односторонних и двусторонних игр; накладывать ограничения на время владения мячом, количество шагов с мячом в руках, количество передач и др.; уменьшать площадь взаимодействия противоборствующих сторон, практиковать двустороннюю учебную игру с большим числом полевых игроков в обеих командах и др.; вводить дополнительные трудности — играть двумя мячами, применять условные жестикуляции тренера, меняющего регламент действий игроков; вводить сбивающие информации; усложнять процессы восприятия игровой ситуации, например уменьшать освещение в зале, играть двумя командами в одинаковой форме, ограничивать общение между партнерами и т.п.
Для овладения тактикой игры в футболе рекомендуется развивать у футболистов способность к восприятию и быстрой, точной переработке информации в условиях игровой деятельности. С этой целью используют следующие меры: увеличивают количество воспринимаемых объектов и площади воспринимаемого пространства; ограничивают время для восприятия объектов, оценки ситуаций и выполнения действий; изменяют расположение объектов по окружности и в глубину; добиваются выполнения действий с одновременным восприятием различных объектов (сигналов); вводят в занятия различные дополнительные условные ориентиры; используют различные сбивающие факторы, неожиданные трудности и сопротивление условного противника; широко применяют соревновательный метод выполнения заданий, проведения занятий в целом. Рационализация тактических действий спортсменов связана с умением их в каждый отдельный момент игры правильно оценивать свое место и роль среди других игроков. Для того чтобы развить эту способность, рекомендуется при ошибочных действиях останавливать игру, анализировать обстановку и делать выводы.
Спортивные единоборства. В целях совершенствования тактической подготовленности спортсменов-единоборцев рекомендуется новые технико-тактические приемы разучивать сначала в общей группе, затем освоенные умения закреплять с условным противником (чучело, манекен, мешок и др.), вслед за этим — с несопротивляющимся или условно сопротивляющимся партнером и, наконец, с противником в условиях учебного и соревновательного поединка.
Технико-тактическое совершенствование в единоборствах призвано решить три задачи: выработать навыки тактических действий во взаимосвязи с техническими навыками; выработать оперативное тактическое мышление, которое обеспечит рациональное и своевременное использование этих навыков; научить спортсмена анализировать и сопоставлять взаимные возможности противоборствующих сторон и на этой основе составлять план схватки и прогнозировать возможные его варианты. Для этого предлагается создавать различные кибернетические модели, которые можно использовать для разработки тактики предстоящего боя (схватки). Такие модели дают возможность спортсмену разучивать на учебно-тренировочных занятиях целесообразную последовательность действий против конкретного противника.
В единоборствах, в частности в фехтовании, выделяются четыре типа тактических действий или стиля поведения у спортсмена: непрерывно-атакующий стиль; маневренно-атакующий стиль, при котором спортсмен переключается с действий обороны на действия нападения; позиционно-маневренный стиль, при котором больше внимания уделяется подготовке к действиям; позиционно-выжидательный стиль, характеризующийся ограниченностью диапазона боевых действий. В связи с этим разработаны методические рекомендации, направленные на формирование индивидуальной манеры боя в зависимости от принадлежности противника к одному из указанных четырех стилей поведения.
Для обеспечения тактической подготовленности борцов считается важным развитие у спортсмена способности вынуждать противника применять те или иные защитные действия. Для этого необходимым этапом овладения сложными технико-тактическими действиями является такое выполнение подготовительных операций, когда спортсмен может произвольно вызвать определенное защитное действие атакуемого.
Поэтому наибольшее значение в тактической подготовке борцов придают умению спортсмена готовить ситуацию, удобную для проведения приема. Осуществляется это с помощью специальных подготовительных движений, предшествующих проведению того или иного технико-тактического действия. Эти подготовительные движения, как правило, сводятся к попыткам вывести противника из положения устойчивого равновесия. В качестве средств обучения умению оценивать удобную ситуацию для проведения того или иного приема единоборства используется набор кинокольцовок, во время просмотра которых спортсмен должен возможно быстрее предложить свой вариант проведения соответствующего приема, предугадать по подготовительным движениям и занимаемым позам наиболее удобные моменты для нанесения ударов (уколов) способом, соответствующим данной ситуации.
В единоборствах применяются различные тренажерные устройства с обратной связью, с внезапно появляющимися целями для ударов (манекены, мишени и др.).
Спортсменам разной квалификации следует уделять различное время для совершенствования тактической подготовки: боксерам-новичкам — от 5 до 15% общего времени учебно-тренировочных занятий; перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта — от 30 до 40%; спортсменам высшей квалификации — от 25 до 35%. Наиболее радикальным средством тактической подготовки боксеров являются упражнения «школы бокса», которым на каждом занятии следует уделять до 30 мин.
Скоростно-силовые виды спорта. В этих дисциплинах тактике спортивной борьбы часто не уделяется необходимого внимания, хотя основной задачей спортсмена является правильное построение соревновательной деятельности, умение планировать величину усилий, отягощений в строго регламентированных по количеству попытках, подходах, что помогает в ходе спортивной борьбы постепенно улучшить достигнутые в предыдущих попытках результаты. Для этого вырабатывается определенный ритуал поведения и действий спортсмена в разминке, во время выполнения упражнений и в интервалах отдыха. Чем отлаженнее этот ритуал, тем эффективнее выступление спортсмена.
Особенно важно поддерживать определенный уровень психофизической готовности между подходами (попытками) с помощью дополнительной разминки, концентрации внимания, имитации упражнений. Схема поведения на соревнованиях помогает спортсменам максимально сосредоточить внимание, отвлечься от стрессового влияния ситуации спортивной борьбы, особенностей выступления соперников, распределить силы.
Важно после попытки оценить качество выполненного действия и внести соответствующие коррективы перед следующим подходом (попыткой). При рассмотрении содержания обучения спортивной тактике в легкоатлетических метаниях и прыжках подчеркивается значение так называемых физических действий, помогающих спортсмену войти в роль человека, претендующего на победу. Здесь имеет значение осанка, постановка головы, взгляда. Для формирования уверенности в себе нужно добиться внешней легкости, раскованности походки, жестов, поведения.
Такого рода упражнения должны осуществляться спортсменом накануне соревнований, и, прежде всего, в последний день перед стартом. По мнению автора, недопустимо непосредственно перед стартом представлять себя выступающим или «проигрывать» в сознании возможные варианты исхода борьбы. До соревнований нужно внимательно наблюдать за своими соперниками, чтобы суметь объективно оценить их состояние, попытаться узнать цель, которую они поставили перед собой. В процессе же соревнований не следует смотреть на соперников, особенно в момент выполнения ими попыток. Следует заранее продумать все свои действия и Ритм их выполнения, избегая при их практической реализации спешки и медлительности. Спортсмен должен определить свое Поведение между попытками, продумать распределение сил.
Циклические виды спорта. Выбор тактики ведения гонки, заплыва зависит от задач, поставленных спортсменом или экипажем на данной стадии соревнований (предварительные, полуфинальные, финальные) или в определенных по своим задачам состязаниях (отборочных, контрольных, классификационных, главных).
Таких задач может быть три: показать высший для себя результат; победить или занять место, обеспечивающее выход в следующий круг соревнований, безотносительно к результату; победить с наиболее высоким результатом.
В циклических видах спорта тактические варианты отличаются друг от друга, прежде всего, динамикой скорости передвижения по дистанции и двигательными переключениями, совершаемыми при ее изменениях (изменение длины и частоты шагов, укладки в велоспорте), переходами с одной структуры движения на другую (лыжи, комплексное плавание, барьерный бег), поочередным включением различных мышечных групп (велоспорт). Поэтому основной проблемой тактики является выбор наиболее рациональной раскладки сил при наиболее оптимальном сочетании частоты движений и длины шагов.
Выбор оптимального варианта тактики также зависит от ряда факторов: дистанции, состояния спортивной формы, состояния погоды и трассы (грунта, дорожки, снега, льда и др.).
В общих чертах обучение тактическим навыкам связано с прохождением дистанции по отрезкам: с разной скоростью; с быстрым началом; со спуртами; в равномерном темпе и с акцентом на быстрый финиш.
Одной из задач тактической подготовки в видах спорта, где дистанция обычно пролегает по пересеченной местности, является развитие способностей спортсменов запоминать трассу соревнований. Достигается это предварительным прохождением участков различной сложности и составлением плана их прохождения с использованием схематического изображения дистанции.
На основании вышесказанного могут быть даны следующие рекомендации по совершенствованию тактической подготовленности спортсменов и спортивных команд.
1. Во всех видах спорта необходимо варьировать условия, сопутствующие обучению спортивной технике. После того как освоена структура изучаемого двигательного действия, ликвидированы грубые ошибки и ученик уловил ритм, присущий данному действию, следует постепенно усложнять условия его выполнения, приближая их к реальным условиям спортивной борьбы.
В спортивных играх и в единоборствах спортсмены должны закреплять освоенные движения: сначала с условным соперником, используя для этого мишени, манекены, различные тренажерные устройства; затем с несопротивляющимся или условно сопротивляющимся соперником; и, наконец, с соперником или соперниками в условиях, близких к реальной спортивной борьбе. В спортивных играх ученикам следует действовать вначале один против одного, затем два против двух, три против трех и т.д. в различных вариантах. С самого начала обучать спортивной тактике надо в единстве со спортивной техникой.
Периодически нужно создавать спортсменам более сложные ситуации, чем те, которые могут быть в соревнованиях по данному виду спорта. Лучшие результаты достигаются в том случае, если чередуется выполнение упражнений в усложненных, в обычных и облегченных (контрастных) условиях.
В командных видах спорта вначале надо обучать индивидуальным тактическим действиям и лишь после этого — групповым и командным.
2. Необходимо повышать теоретическую подготовленность спортсменов; обучать их типичным для данного вида спорта тактическим схемам и вариантам, показывать, в каких условиях они оказываются наиболее эффективными; знакомить с тактическим опытом сильнейших спортсменов, с положением о данных соревнованиях; учить правилам проведения соревнований по избранному виду спорта.
Применять технические средства, которые по выбору преподавателя демонстрируют определенную ситуацию спортивной борьбы и обязывают спортсмена быстро, одним словом («Бросок!», «Удар!», «Проход!», «Пятому!» и т.д.) сообщать свое решение.
3. В единоборствах и спортивных играх должны широко применяться учебные бои, учебные схватки, учебные игры, которые создают на занятиях такие формы соревновательных ситуаций, когда борьба ведется с применением только одного или нескольких приемов; спортсменам нужно создавать неравные условия, когда один из них пользуется всеми доступными техническими приемами, а другой ограничен несколькими, заранее обуслов-ленными и т.д.
Преподаватель должен программировать варианты технико-тактических действий, а ученики — упражняться в них с целью выработать у каждого спортсмена наиболее целесообразный для него стиль ведения спортивной борьбы.
4. Необходимо повышать уровень технической подготовленности спортсменов, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида спорта. Особенное внимание следует обратить на развитие ловкости и специфических чувств: «чувства времени», «чувства пространства», «чувства воды» и т.д.
Надо развивать наблюдательность спортсменов, их способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предвосхищать действия партнеров и противников, быстро выбирать из нескольких возможных вариантов наиболее соответствующий данному моменту.
Спортсмен должен развивать свое периферическое зрение, что дает возможность лучше ориентироваться в пространстве, хорошо видеть поле, партнеров и противников.
5. Необходимо научить спортсменов, в первую очередь представителей единоборств и спортивных игр, маскировать свои намерения, пользоваться обманными движениями, развивать способность выполнять нужные действия без предварительной подготовки и применять другие меры, дезориентирующие соперника, ухудшающие его возможности принимать контрмеры.
Спортсмены должны владеть приемами психологического воздействия на соперника путем демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям либо, наоборот, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента.
Нужно научить спортсмена представлять в целом всю картину предполагаемого хода борьбы в данном соревновании.
Спортсмены, специализирующиеся в командных спортивных играх, должны уметь правильно выбирать свое место на поле в изменяющихся условиях спортивной борьбы (играть без мяча), знать разнообразные средства сигнализации — речевые и жестикуляционные — для информации партнеров о применении заранее обусловленных вариантов взаимодействия.
6. Необходимо развивать способности спортсменов распределять свои силы в ходе спортивной борьбы. С этой целью спортсмены, специализирующиеся в циклических видах спорта, на учебно-тренировочных занятиях должны добиваться точного выполнения запланированных раскладок времени преодоления отрезков дистанции, применять промежуточные финишные ускорения, увеличивать дистанцию на определенное число метров. Спортсмены, специализирующиеся в спортивных играх, — увеличивать время игры сверх установленного правилами, в одной из команд последовательно вводить в действие отдохнувших партнеров.
Спортсмены должны уметь решать обусловленные технико-тактические задачи в состоянии утомления, наступившего от предварительно выполненной учебно-тренировочной работы.
Необходимо участие спортсменов в большом количестве соревнований, различных по условиям, составу соперников и масштабу; спортсменам надо иметь возможность испытывать свои силы в противостоянии с различными по квалификации и манере вести спортивную борьбу противниками.
7. Преподаватель должен подготовить спортсмена к тому, что в определенных условиях целесообразно идти на рациональный риск при решении возникших двигательных задач.
После каждого соревнования необходимо анализировать действия спортсменов и спортивной команды, показывать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы.
8. В годичном цикле наибольшее внимание нужно уделять тактической подготовке в конце подготовительного и в соревновательном периодах.
Специальная тактическая подготовка обеспечивается путем составления плана спортивной борьбы (тактического плана), который должен отвечать на вопрос: как добиться победы или лучшего результата в ближайшем или ряде предстоящих соревнований?
Для составления плана спортивной борьбы предварительно изучаются места проведения соревнований, их климатические и метеорологические условия, накапливаются данные о количестве участвующих спортсменов и команд, сведения о соперниках, их спортивных результатах, манере ведения спортивной борьбы, приверженности к определенным тактическим схемам. Для сбора нужной информации используются все доступные средства — литературные источники, наблюдения, киносъемки, видеозапись и др. Если такой «разведкой» занимается соперник, то там, где это, возможно, не следует раскрывать свои технические возможности и тактические планы.
Таким образом, тактический план составляется с учетом факторов, которые влияют на спортивную тактику; задач, стоящих перед спортсменом или командой; положения о соревнованиях; особенностей противника и др.
В плане определяется общий тактический замысел, основные задачи предстоящего соревнования и в некоторых случаях намечается несколько вариантов их осуществления.
В плане должны быть предусмотрены основные действия и форма поведения спортсмена до соревнования, во время соревнования, а также между попытками, заплывами, заездами. Иногда план уточняется в ходе разминки. В это время тренер учитывает психическое состояние, самочувствие спортсмена и техническое совершенство его движений. Могут возникнуть ситуации, когда во время соревнования обнаруживается непригодность намеченного плана. В этом случае спортсмен должен постараться немедленно перестроиться и действовать в соответствии со сложившимися условиями.
Если необходимо предусмотреть план действий спортивной команды не на одно соревнование, а на ряд намеченных в календаре, то прибегают к спортивной стратегии. В ней можно выделить соревновательную и спортивно-педагогическую стратегию.
Первая предусматривает необходимость или необязательность выигрыша на соревнованиях, предшествующих кульминационным; вторая — подготовку спортивной команды к наиболее важным соревнованиям на предстоящий двух-, четырех-, восьмилетний Цикл.
Это достигается путем составления многолетних учебно-тренировочных планов с учетом условий, которые предполагаются в решающих соревнованиях.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания