5.4 Подготовка спортивных резервов
Особенности процесса подготовки юных спортсменов определяют три фактора: учет требований на уровне спорта высших достижений', учет возрастных особенностей и возможностей юных спортсменов; учет специфики вида спорта. Эти особенности служат основанием при построении системы многолетней подготовки юных спортсменов, о чем уже говорилось раньше. Подготовка резервов квалифицированных спортсменов проводится в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР) и специализированных классах; направленность их работы ориентирована на второй и третий этапы многолетней подготовки, а групп высшего спортивного мастерства — на четвертый этап.
Параметры тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении многолетней подготовки юных спортсменов, их возраст, количество часов в неделю и общая годовая нагрузка определяются на основании «Положений» о СДЮШОР и УОР, учебных программ по видам спорта. Эти показатели в каждом коллективе конкретизируются с учетом условий, квалификации тренеров, уровня подготовленности юных спортсменов.
С учетом направленности работы на этапах многолетней подготовки важно правильно распределить объем учебного времени на основные разделы тренировки. На всех этапах значительное место отводится технической подготовке. Тактическая и интегральная подготовка имеют меньший удельный вес вначале, затем от этапа к этапу их объем увеличивается, объем физической подготовки уменьшается. Большое значение имеет правильное распределение времени на виды подготовки на протяжении каждого годичного цикла. Детальные расчеты целесообразно делать в поурочной программе.
Целевая установка системы многолетней подготовки резервов предполагает профессиональную связь между коллективами спортсменов высших разрядов и юношескими коллективами. Тренеры, работающие в этих коллективах, должны быть в тесном контакте, помогая друг другу. На четвертом этапе юных спортсменов целесообразно включать в совместные тренировки с квалифицированными спортсменами, на более ранних этапах — приводить на просмотр тренировочных занятий.
Эффективна форма совместных занятий, когда признанные мастера работают с молодыми спортсменами. Старшие помогают младшим лучше усвоить премудрости вида спорта, младшие — в атмосфере «большого спорта» полнее осмысливают то, к чему они должны стремиться.
Тренеры квалифицированных спортсменов определяют конкретные требования к молодым спортсменам, которые готовятся для смены ветеранов. В соответствии с этим «заказом» в работе с молодыми спортсменами осуществляется индивидуализированная тренировочная работа. Это облегчает работу с ними в коллективе спортсменов высших разрядов.
Основными критериями оценки уровня подготовленности юных спортсменов и качества работы тренеров в сфере подготовки резервов служат соответствие показателей модельным требованиям на этапах многолетней подготовки и результаты контрольных нормативов и соревнований по виду спорта.
В оценку уровня подготовленности юных спортсменов входят три основных компонента: 1) показатели, отражающие модельные характеристики по уровню подготовленности; 2) показатели, отражающие модельные характеристики соревновательной деятельности; 3) спортивная карьера воспитанника юношеского коллектива.
В основе итоговой оценки лежит комплексный учет объективных показателей в сочетании с результатами участия в соревнованиях.
Индивидуальная оценка производится по результатам анализа выполнения требований, установленных для данного возраста, комплексная оценка выражается в баллах и складывается из результатов по каждому компоненту. Зачетное количество баллов спортсмен получает при выполнении указанных требований, отклонение от них влияет на общее количество баллов: превышение дает дополнительные баллы, невыполнение уменьшает общую сумму.
В итоге подготовленность занимающихся в СДЮШОР, УОР оценивается как «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная». Более низкие показатели служат основанием для повторного обучения в данной группе или для отчисления. Выполнение требований на «отлично» и «хорошо» должно быть обязательным условием допуска участников к соревнованиям всероссийского масштаба (в идеале).
Работа отдельного тренера оценивается по трем показателям: 1) выполнение его воспитанниками установленных требований (при этом учитываются не средние показатели группы, а количество отличных, хороших, удовлетворительных оценок); 2) результаты участия воспитанников в соревнованиях (в баллах в среднем за год); 3) включение воспитанников в коллектив спортсменов высших разрядов.
Главный критерий оценки работы СДЮШОР, УОР и спецклассов — подготовка спортсменов, отвечающих требованиям модельных характеристик высококвалифицированных спортсменов. Таким требованиям отвечают выпускники, имеющие отличные оценки по всем показателям.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания