logo
Консп_Лек_ТМИВС

8.5 Комплексный контроль в гимнастике

Ни одна социально-биологическая система не может функционировать, если исключить из нее элементы контроля. Правильный учет работы позволяет определить, как решаются задачи, правильно ли предварительное планирование, какова динамика физического развития занимающихся и их спортивные успехи. Учет должен охватывать все разделы учебно-воспитательной работы, проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным.

В практике работы по гимнастике определились три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый.

Предварительный контроль дает возможность тщательно изучить состав занимающихся и условия, в которых будут проводиться занятия. Ведется медицинское обследование, изучается физическое развитие, физическая подготовленность спортсменов.

Для более конкретного знакомства с занимающимися необходимо провести контрольное занятие, на котором определяется их уровень физического развития и технической подготовленности. Результаты контрольного занятия записываются в журнал для последующего сравнительного контроля. Все это позволит правильно и конкретно спланировать всю методическую документацию, укомплектовать группы, отделения.

Текущий контроль позволяет следить за всем ходом учебно-воспитательного процесса, за посещаемостью, за состоянием здоровья занимающихся, их физическим развитием, специально-двигательной подготовленностью, спортивным ростом, своевременно вносить необходимые коррективы. Преподаватель систематически направляет занимающихся на медицинское обследование, просматривает результаты обследования и учитывает их при проведении занятий. Врач и преподаватель должны работать в тесном контакте. Недостаток нескольких педагогических систем заключается в минимальном, так называемом отсроченном контроле. При нем происходит лишь констатация того или иного факта, а не управление процессом спортивной тренировки. Такой вид контроля целесообразно использовать в период, когда осуществляется преимущественно тренировочная работа.

Значение текущего контроля особенно велико на этапе разучивания упражнения, так как тренеру необходимо постоянно иметь информацию об уровне освоения тех или иных действий и в соответствии с ней вносить поправки в процесс обучения.

Кроме того, в контрольно-тренировочных занятиях тренером производится оценка отдельных элементов, связок, комбинаций либо упражнений физической подготовки. Собственно контрольные занятия проводятся в форме зачетной проверки технической или физической подготовленности гимнастов.

Итоговый контроль позволяет оценить учебно-воспитательную работу в целом на основании данных текущего учета, а также результатов соревнований или нормативных испытаний, зачетов, экзаменов и осуществляется в конце периода учебной работы (четверти, полугодия, года).

Заканчивать учебный год следует итоговыми соревнованиями или контрольно-соревновательными занятиями, в которых должны участвовать все занимающиеся. Поэтому программа итоговых соревнований должна включать упражнения разной трудности.

Полученные результаты соревнований, контрольных уроков позволяют преподавателю судить о правильности планирования учебного материала и методике обучения. По этим показателям занимающиеся могут наблюдать за своим спортивным ростом и физическим развитием.

Основным документом учета результатов учебного процесса является журнал учебной группы (отделения). Гимнастам старших разрядов рекомендуется самостоятельно вести индивидуальный дневник, который поможет тренеру и самому гимнасту следить за ходом учебно-тренировочного процесса.

Итог всей работы подводится в годовом отчете, где анализируется состояние всех разделов работы. Итоговый отчет должен быть обсужден со всеми преподавателями (тренерами, сотрудниками) на совместном совещании, что позволит критически оценить работу коллектива и улучшить ее планирование в новом учебном году.