9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется долгая и очень напряженная тренировочная работа. Подготовка к высшим достижениям представляет собой длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение — на зрелый возраст. Этот период может продолжаться 20 лет, причем тренировочный процесс на разных этапах спортивной деятельности имеет принципиально различный характер, не одина-ков по объему и интенсивности занятий, а также по методическим подходам к ним. Важен также и учет индивидуальных особенностей занимающихся.
Каждое тренировочное занятие вносит почти незаметные изменения в подготовку спортсмена, но спустя недели, месяцы, годы напряженных занятий они могут дать поразительные результаты. Адаптационные изменения в результате тренировок включают улучшение дыхания, функционирования сердца, кровообращения, нарастание силы мышц, активности ферментов и т.д. При напряженных тренировках изменения накапливаются быстрее, через более короткое время, сменяясь неизбежным регрессом.
Рациональная тренировочная деятельность осуществляется в рамках следующих положений:
1. Тренировочное занятие должно быть достаточно напряженным, чтобы вызвать в организме необходимую адаптацию.
2. Тренировочные нагрузки должны прогрессивно нарастать, иначе они перестанут вызывать необходимые сдвиги. Это осуществляется посредством увеличения объема и интенсивности нагрузки, усложнения задания и т.д.
3. С ростом подготовленности лыжника тренировочные занятия должны приобретать все более специализированный характер. Это касается почти всех аспектов (возрастание доли подготовки на снегу, использование специальных тренировочных средств, приближение к режимам соревновательной деятельности в целом и по отдельным элементам).
4. Вариативность тренировочного процесса помогает снизить его монотонность и улучшить переносимость нагрузок, удлинить сроки пребывания в состоянии готовности. Реализуется это чередованием нагрузки и отдыха, продолжительных занятий и коротких, легкой тренировки и тяжелой, специализированной нагрузки и неспециализированной. Причем сочетания возможны и в виде серий, например: тяжелая, тяжелая, тяжелая нагрузка — легкая в отдельном занятии и микроцикле. Специфика тренировочных нагрузок в разном возрасте прежде всего обусловлена его особенностями.
Возраст молодежи, занимающейся лыжными гонками с целью физического совершенствования или достижения спортивного мастерства в спортивных школах, секциях и любительских клубах, — от 9—10 до 22—24 лет. Он совпадает с периодом жизни, в котором наблюдаются самые интенсивные изменения организма. Познать существующие закономерности развития организма и эффективно реализовать их в конкретную тренировочную программу — настоящее искусство.
Многочисленными исследованиями установлено, что в процессе развития организм претерпевает ряд закономерных изменений, которые обусловлены следующими основными фундаментальными положениями.
1. Общее развитие организма запрограммировано генетически, однако окончательная реализация генетической программы существенно зависит от воздействия внешней среды. В подготовке как физически совершенного человека, так и высококвалифицированного спортсмена такой внешней средой является тренировочная нагрузка.
2. Степень воздействия наследственных и средовых факторов в различные возрастные периоды неодинакова. К факторам внешней среды, т.е. тренировочным нагрузкам, организм наиболее чувствителен в ранние годы жизни.
3. Тренировочный эффект физической нагрузки определяется так называемой «нормой реакции», которая генетически строго индивидуальна и выражается по отношению к развитию физических качеств в неодинаковом приросте выносливости, силы, скорости у различных лыжников под воздействием одних и тех же тренировочных нагрузок. Равенство — понятие абстрактное, в живой природе его не существует. Каждый, кто стремится достичь высокого спортивного мастерства, должен непрерывно, кропотливо, творчески изыскивать новые способы мобилизации своих природных возможностей. Такое целенаправленное воздействие на присущие только тебе природные данные позволит добиться наивысшего для себя результата, своего спортивного «потолка».
4. Величина тренировочной нагрузки должна совпадать с адаптационными возможностями организма в каждый возрастной период. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, при чрезмерно сильных воздействиях может произойти преждевременное исчерпание адаптационных возможностей, и к возрасту наивысших достижений организм подойдет генетически истощенным. Все еще распространенное в практике суждение, что только большие специализированные тренировочные нагрузки открывают путь целеустремленным и неутомимым детям к высшим спортивным достижениям, нередко порождает уже у 15—17-летних лыжников чувство изнуренности, усталости от лыж. Чем более разностороннюю подготовку (с использованием ходьбы, велосипеда, плавания, гребли, гимнастики, спортивных и подвижных игр) прошел юный лыжник, чем позднее он подвергался специализированным нагрузкам на пределе его возможностей, тем более стабильным будет его результат, тем более продолжительной его спортивная жизнь, тем больше вероятность активного долголетия.
5. Развитие организма протекает неравномерно: периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. У лыжников-гонщиков чаще всего наиболее выразительно проявляется несоответствие между темпами развития сердечно-сосудистой системы и приростом основных морфологических весоростовых показателей. Возрастной период замедленного развития организма в целом, а также стремительного прироста морфологических показателей при отставании темпов развития сердечно-сосудистой системы сопровождается зачастую стабилизацией, а иногда и снижением, в отдельных случаях значительным, спортивного результата, что носит, как правило, временный характер и не должно служить основанием для отчисления юных лыжников из спортивных школ, лыжных секций и клубов за неперспективность.
Таким образом, формирование физического состояния, обеспечивающего полноценную бытовую, учебную, трудовую, интеллектуальную деятельность и тем более достижение личной вершины спортивного мастерства, — результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Генетическая программа может быть реализована только при оптимальном взаимодействии с внешней средой. По сей день вопросы о степени влияния наследственности и среды, о «врожденном и приобретенном» волнуют специалистов. При этом в достижении выдающегося спортивного результата генетический фактор играет решающую роль.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания