logo
Консп_Лек_ТМИВС

8.6 Организация и проведение соревнований

Соревнования по гимнастике — неотъемлемая составная часть учебно-тренировочного процесса. Они являются основной формой проверки подготовленности занимающихся. Соревнования помогают наиболее точно и объективно подвести итоги учебной работы за определенный период (четверть, семестр, полугодие, учебный или календарный год).

По результатам соревнований определяют направление учебно-тренировочного процесса на будущее, вносят коррективы в методику учебно-тренировочной работы. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд имеют возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными элементами, знакомиться с отдельными проблемными вопросами современной учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический, методический и практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того, соревнования по спортивной гимнастике — убедительное средство наглядной агитации. Они способствуют популярности гимнастики среди молодежи и привлечению ее к систематическим занятиям в гимнастических секциях, спортивных клубах. Мы расскажем о видах соревнований по спортивной гимнастике, методике судейства, функциях организаторов соревнований, о месте навыков организации и проведения соревнований в профессиональной деятельности педагога по физической культуре, тренера по спортивной гимнастике.

В зависимости от цели, формы, масштаба и характера соревнования по спортивной гимнастике делятся на следующие виды:

а) по направленности (цели): учебные, отборочные, первенства, матчевые встречи, массовые соревнования (по облегченной программе);

б) по формам зачета: личные, командные и лично-командные;

в) по масштабу: районные, городские, областные и др.;

г) по представительству: территориальные и ведомственные;

д) по характеру: классификационные, неклассификационные, закрытые, открытые, конкурсы (по отдельным видам гимнастического многоборья), соревнования «с листа» (по известной заранее программе).

В зависимости от задач, состава участников и условий проведения программы соревнований могут быть различными. Например, для определения технической подготовленности и получения звания гимнаста того или иного спортивного разряда существуют государственные (квалификационные) программы. Для различных спортивных соревнований программы могут составлять организации, проводящие соревнования (общеобразовательная школа, сельский коллектив и др.). Такие соревнования могут проводиться по облегченным программам и упрощенным правилам.

В настоящее время сложились мужское гимнастическое многоборье (вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине, опорный прыжок) и женское (вольные упражнения, брусья разной высоты, бревно, опорный прыжок). Кроме обязательной программы спортсмены высших разрядов выполняют еще и произвольную программу. Она составляется участниками совместно с тренерами и в соответствии с требованиями, разработанными организацией, проводящей соревнования.

Передвижения и действия гимнастов, судей и других лиц должны происходить в соответствии с заранее намеченным церемониалом. Для четкого и торжественного проведения соревнований разрабатывается постановочный план, в котором указывается, когда и что делают соответствующие лица, каково музыкальное сопровождение, что говорит диктор и т.д.

Основные разделы плана:

торжественное открытие (парад, приветствия и подъем флага);

выход участников и судей к местам соревнований, представление участников и судей;

начало и окончание разминки, порядок вызова участников для выполнения упражнений, переход от одного вида к другому;

награждение победителей;

закрытие соревнований — спуск флага и выход из зала.

Виды гимнастики. На Всесоюзной гимнастической конференции в 1968 г. были выделены следующие виды гимнастики:

1) общеразвивающие, включающие основную, гигиеническую и атлетическую гимнастику;

2) спортивные, куда входят спортивная, художественная (спортивная) гимнастика и спортивная акробатика;

3) прикладные виды, к которым относятся спортивно-прикладная гимнастика, военно-прикладная, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная и лечебная.

Общеразвивающие виды гимнастики

1. Основная гимнастика применяется на занятиях со школьниками и взрослыми.

Основная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста. Проводится на уроках физического воспитания в дошкольных учреждениях, в школе, а также на внешкольных занятиях. Различные гимнастические упражнения позволяют правильно организовать физическое воспитание занимающихся всех возрастов с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей. К основным средствам гимнастики в школе относятся: ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на снарядах массового типа (гимнастической стенке, скамейке, бревне), упражнения в равновесии, сопротивлении, метание мяча и гранаты, а также простейшие упражнения на снарядах, используемых в спортивной гимнастике.

Особое значение имеет гимнастика в школе для воспитания правильной осанки человека. На занятиях основной гимнастикой; дети приучаются правильно согласовывать свои движения во времени и пространстве, у них развивается чувство ритма и темпа, укрепляется нервная система.

Наряду с урочной формой проведения занятий в школе предусмотрена гимнастика до занятий (вводная или гигиеническая). Цель ее — организовать учащихся перед началом учебного дня приучить их к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как показал опыт, в результате проведения гимнастики до занятий увеличивается жизненная емкость легких, формируется правильная осанка, улучшается координация движений школь­ников.

Основная гимнастика для юношей и девушек, для мужчин и женщин способствует совершенствованию морально-волевых качеств и физических способностей занимающихся (силы, ловкости, смелости, решительности, настойчивости и др.), а также жизненно необходимых навыков (ходьбы, бега, метаний, переползания, поднимания и переноски тяжестей, равновесия и т.п.).

В зависимости от анатомо-физиологических особенностей занимающихся подбор упражнений и методика проведения занятий в значительной степени видоизменяются.

Основная гимнастика применяется на уроках физического воспитания в школах, в вузах и техникумах, в группах здоровья, в секциях общефизической подготовки спортивных обществ и коллективов физкультуры. Дети и юноши, начав заниматься основной гимнастикой, в дальнейшем довольно часто увлекаются одним из видов спортивной гимнастики.

2. Гигиеническая гимнастика. По направленности относится к оздоровительной. Существуют следующие разновидности гигиенической гимнастики: утренняя зарядка, гимнастика производ­ственная, ритмическая, атлетическая, женская, развлекательная (игровая). Гигиеническая гимнастика проводится в двух формах — индивидуальной и групповой.

Индивидуальной гигиенической гимнастикой занимаются ежедневно, причем не только утром, но и днем и вечером. Она не требует никакого специального оборудования. В нее входят простейшие физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся, укрепляющие сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. После выполнения упражнений гигиенической гимнастики применяются водные процедуры и самомассаж.

Гигиеническая гимнастика повышает работоспособность занимающихся, делает человека бодрым, жизнерадостным.

Групповые занятия гигиенической гимнастикой по своему содержанию ничем не отличаются от индивидуальных, но проводятся в коллективе под руководством преподавателя.

Гигиенической гимнастикой занимаются лица с ослабленным здоровьем, а также пожилые люди.

Особенно большое место занимает гигиеническая гимнастика в школе. Здесь проводится гимнастика до занятий и физкультурная пауза в процессе урока.

Спортивные виды гимнастики

1. Собственно спортивная гимнастика предусматривает для мужчин вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, коне с ручками и снарядах для прыжков; для женщин — вольные упражнения, упражнения на брусьях разной высоты, бревне и снарядах для прыжков. В качестве вспомогательных применяются все движения, составляющие содержание основной гимнастики, а также акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики.

Собственно спортивная гимнастика помогает воспитывать смелость и решительность, укрепляет мышечно-связочный аппарат, особенно плечевого пояса и рук, приучает владеть своим телом в непривычных условиях виса и упора, совершенствует координационные способности занимающихся, воспитывает умение быстро принимать решение в самых сложных положениях. Спортивная гимнастика входит в программу Олимпийских игр. По этому виду спорта проводятся официальные первенства.

2. Спортивная акробатика содержит самые различные упражнения в балансировании (стойки, мосты, шпагаты); групповые (упражнения в балансировании (двойки, тройки, четверки и т.д.); 5 индивидуальные прыжковые упражнения (перекаты и кувырки, !перевороты, перевороты колесом, перекидки, полуперевороты и сальто); упражнения на батуте (учебные спортивные прыжки) и бросковые упражнения (прыжки броском под ноги, броски с плеч и др.).

Эти упражнения не только способствуют хорошему общему физическому развитию, но и помогают воспитывать смелость, решительность, умение быстро принимать решение в самых сложных положениях, согласовывать свои движения с действиями партнера. Они эмоционально насыщены и относительно легко усваиваются.

Для выполнения подавляющего большинства акробатических упражнений не требуется снарядов и специального оборудования. Акробатика как один из видов гимнастики особенно популярна в самостоятельных физкультурных организациях, где имеются специальные акробатические секции.

3. Художественная гимнастика предназначена главным образом для женщин, тесно связана с музыкой и танцами. Движения органично согласованы с музыкой, что обусловливает особое своеобразие техники их выполнения и придает им танцевальный характер.

Программный материал художественной гимнастики, акцентирующий внимание на задачах эстетического воспитания, содержит упражнения типа «волна» и «взмах», специальные на овладение различными движениями в связи с музыкой, танцевальные, элементы акробатики, непосредственно прикладные упражнения.

Все упражнения художественной гимнастики делятся на два раздела — подготовительный и основной. В подготовительный раздел входят: строевые, общеразвивающие, акробатические, прикладные упражнения и элементы техники классического танца; в основной: пружинные упражнения, волна, взмах, ходьба и бег, прыжки, равновесия и повороты, элементы народного танца, упражнения с предметами, а также специальные упражнения на согласование движений с музыкой, игры под музыку и комбинации упражнений без предметов и с предметами.

Перечисленными спортивными видами гимнастики занимаются сотни тысяч людей. Все три разновидности имеют одинаково большое значение для решения задач физического воспитания граждан нашей страны.

Прикладные виды гимнастики

1. Спортивно-прикладная гимнастика применяется при тренировке во всех видах спорта. Она развивает ряд качеств и навыков, необходимых легкоатлетам и пловцам, борцам и футболистам, а также другим спортсменам, совершенствующимся в избранном виде спорта. Из огромного количества гимнастических упражнений можно подобрать упражнения для всех занимающихся тем или иным видом спорта, а также для любого спортсмена в зависимости от его индивидуальных особенностей. Главная цель этих упражнений — способствовать повышению спортивных результатов.

В каждом виде спорта применяются свои гимнастические упражнения; выполняются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, а в ряде случаев и некоторые упражнения на гимнастических снарядах.

Нередко упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики вклю-чаются в утреннюю гимнастику, а иногда им отводится специальное время в тренировочном уроке.

2. Военно-прикладная гимнастика применяется на занятиях с юношами допризывного возраста, а также в системе физической подготовки военнослужащих. Она предусматривает изучение строевых упражнений, освоение различных прикладных способов ходьбы, бега, прыжков, формирование навыков переползания и лазанья, преодоления препятствий, переноски партнеров различными способами, освоение навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры и др.

Занятия военно-прикладными гимнастическими упражнениями проходят особенно эмоционально в тех случаях, когда применяется метод соревнований (командные эстафеты и пр.).

3. Гимнастика на производстве укрепляет здоровье занимающихся и повышает производительность труда.

В практике используются две формы гимнастики на производстве: вводная гимнастика и физкультурная пауза.

Вводная гимнастика выполняется непосредственно перед работой. Цель ее — подготовить человека к работе, т.е. сократить время, необходимое для «вхождения» в работу.

Физкультурная пауза проводится в середине рабочего дня — в то время, когда производительность труда начинает снижаться в связи с нарастанием усталости.

При подборе упражнений для проведения гимнастики на производстве учитывается характер производственной деятельности. Обычно выполняются такие элементарные общеразвивающие упражнения, которые помогают не только «снять» усталость, но и повысить производительность труда. Вводная гимнастика и физкультурная пауза рассчитаны на 2—10 мин.

В основе организации гимнастики на производстве в нашей стране лежит открытие русского физиолога И.М. Сеченова, доказавшего преимущество активного отдыха над пассивным. И.М. Сеченов впервые установил, что работоспособность одной утомленной руки повышается в результате включения в работу другой руки, а также в результате работы ног. Исследования наших ученых, основанные на этом выдающемся открытии, убедительно доказали преимущество физкультурных пауз в сравнении с пассивным отдыхом той же продолжительности.

4. Профессионально-прикладная гимнастика получает все большее распространение в связи с необходимостью специальной физической подготовки, обеспечивающей нормальную производительность труда ряда рабочих специальностей.

Так, например, исследованиями В. Кабачкова, Е. Соколова установлено, что производительность труда монтажников-высотников улучшается в том случае, когда они предварительно проходят курс физической подготовки. Этот курс в основном состоит из гимнастических и акробатических упражнений.

Специальная гимнастика нужна пожарникам, летчикам, морякам, строителям, шахтерам и многим другим. Она состоит из упражнений общей физической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья в целом, и упражнений специальной физической подготовки, совершенствующих двигательные способности, необходимые рабочим данных специальностей.

5. Лечебная гимнастика (корригирующая, реабилитационная, восстановительная, функциональная) — хорошее средство лечения различных заболеваний и травм. Она применяется в сочетании с различными средствами терапии.

Применение лечебной гимнастики в нашей стране основывается на исследованиях И.П. Павлова и его учеников. В ней используются активные и пассивные упражнения на силу, скорость, выносливость и ловкость. Все они делятся на расчлененные и целостные (аналитические и синтетические).

Существуют следующие формы проведения занятий по лечеб­ной гимнастике: урок лечебной гимнастики, сеанс занятий (проце­дура), урок гигиенической гимнастики, прогулка. На занятиях ис­пользуется как обычный гимнастический, так и специальный инвентарь.

Положение о соревнованиях.

1. Положение составляется организацией, проводящей соревнования. В нем определяются характер, программа, цели и задачи соревнований, руководство соревнованиями, награждение победителей, организационные и другие вопросы в соответствии с устанавливаемыми правилами.

2. Положением могут быть предусмотрены следующие виды соревнований:

соревнования по обязательной (соревнования № 1, а) и произвольной (соревнования № 1, б) программам: по результатам этих соревнований определяется командное первенство и производится отбор участников финала по многоборью и отдельным видам гимнастического многоборья;

финал по многоборью по произвольной программе (соревнования № 2);

финал по отдельным видам многоборья по произвольной программе (соревнования № 3);

3. Положение рассылается не позднее, чем за 3 мес. до начала соревнований.

Если положением предусматривается выполнение упражнений, трудность которых выше предусмотренной правилами соревнований, или введение дополнительных требований к композиции упражнений, то положение должно быть разослано не позднее, чем за 6 мес. до начала соревнований.

Могут быть оговорены и другие вопросы, например: соревнования по общей физической подготовке для гимнастов младших разрядов, соревнования для студентов по облегченной программе (категория «Б»),

Судейство соревнований по спортивной гимнастике. Одним из компонентов, составляющих профессиональную подготовку специалиста по гимнастике, является его судейская подготовка. По окончании университета студенты должны иметь звание судьи по спорту. С утверждением программы категории «Б» возникли и специфические особенности судейства массовых соревнований по гимнастике.

Характерными особенностями соревнований по гимнастике являются методика судейства и система оценки исполнения комбинаций. В отличие от других видов, где оценка выступления может основываться на объективных критериях, в гимнастике процесс оценки усложняется тем, что он носит субъективный характер. Судья должен дать оценку качеству выполнения упражнения, красоте, элегантности и сложности комбинации. Все это накладывает на судей особую ответственность в знании правил и групп трудностей.

Большое место судейской подготовке студентов отводится на занятиях по ПФСС. Материал по судейству осваивается следующим образом. На I курсе студенты знакомятся с такими разделами, как организация мест проведения соревнований, гимнастические снаряды и инвентарь для соревнований, особенности судейства гимнастических упражнений. На II — с классификацией ошибок выполнения упражнений, с работой секретариата на соревнованиях и судейской документацией. На III — с организацией и управлением соревнова-ниями. На IV — с составлением положения о соревнованиях.

Студенты должны быть активными участниками организации, проведения и судейства массовых соревнований по спортивной гимнастике в образовательных учреждениях в загородных и городских лагерях школьников, в местах отдыха.