logo
Консп_Лек_ТМИВС

Введение

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки 034300.62 «Физическая культура» область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. Выпускник должен быть хорошо подготовлен к выполнению преподавательской, научно-методической, физкультурно-спортивной, управленческой, воспитательной, социально-педагогической, оздоровительно-рекреативной, коррекционно-развивающей, культурно-просветительской работы.

Для достижения должного уровня профессиональной готовности выпускника в ГОС ВПО определены «требования к уровню подготовки», которые служат своего рода критериями эффективности профессиональной подготовки студентов. В требованиях четко просматривается целевая установка на освоение профессиональной деятельности как целостного явления. Обеспечить это должно преподавание дисциплин учебного плана, среди которых важная роль принадлежит дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта» (ТиМИВС). В ее названии отражены как включенность специальности «Физическая культура» в систему педагогических специальностей с соответствующим использованием педагогической технологии, так и положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (статьи 2, 5, 8, 11).

Дисциплина ТиМИВС в сочетании с другими дисциплинами предметного цикла, прежде всего с теорией и методикой физического воспитания и спорта (ТМФВС), направлена на решение важнейшей задачи — формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности специалиста в сфере физической культуры и спорта. Путь к этому лежит через интеграцию профильных дисциплин, и ведущее место в данном процессе принадлежит ТМФВС и ТиМИВС. Эти дисциплины призваны обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ профессиональной деятельности специалиста и привить студентам навыки практической реализации основных теоретических положений. Содержание ТиМИВС взаимосвязано с ТМФВС на основе реализации общих положений через специфику отдельного вида спорта, а также соотнесено с той спортивно-педагогической дисциплиной, на базе которой ТиМИВС проводится. Это значит, что все формы занятий по содержанию должны отражать особенности избранного вида спорта, развивая, конкретизируя на его предметной основе положения ТМФВС. Кроме того, необходимо опираться на другие межпредметные связи.

Дисциплина ТиМИВС предусматривает решение двух задач. Первая задача — раскрыть технологию труда преподавателя физической культуры и тренера по виду спорта; вторая — сформировать у студентов — будущих преподавателей физической культуры и спорта основы техники в избранном виде спорта, обеспечить достаточный уровень спортивной подготовленности.

Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена общим вопросам теории и методики ТиМИВС. Показано место ТиМИВС в системе высшего профессионального физкультурного образования, дается характеристика спорта и спортивной подготовки как основы содержания ТиМИВС, особенностей обучения спортсменов различного возраста и тренированности. Во второй части рассматриваются вопросы практической реализации общих положений теории и методики избранного вида спорта на предметной основе физкультурно-спортивных видов (спортивные игры, гимнастические и легкоатлетические виды, виды лыжного спорта).

Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессио-нальной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Профессионализм в любой области определяется тем, какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни конкретная профессиональная деятельность, какие цели он ставит и т.д., а также какие технологии и средства применяет человек для достижения поставленных целей. Важно отметить, что обучение в вузе обеспечивает определенный уровень профессиональной готовности выпускника, и чем выше этот уровень, тем больше оснований к тому, что становление профессионализма будет более успешным, так как профессионалом человек становится только в процессе профессиональной деятельности.

В ГОС ВПО по специальности 034300 — «Физическая культура» представлены требования к уровню подготовки выпускника. Применительно к дисциплине ТиМИВС они следующие:

Выпускник должен:

знать дидактические закономерности в физическом воспитании и спорте;

знать анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педаго-гические основы физического воспитания и спорта;

знать методы и систему организации комплексного контроля в физическом воспитании и спортивной подготовке;

уметь формулировать конкретные задачи физического воспитания различных групп населения, подготовки спортсменов различного возраста и квалификации;

уметь планировать и проводить основные виды физкультурно-спортивных занятий с детьми школьного возраста, взрослыми людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных особенностей;

уметь оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий;

уметь планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

уметь осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц различного возраста;

уметь в процессе самообразования и самосовершенствования овладевать новыми по отношению к полученному в вузе образованию видами физкультурно-спортивной деятельности;

уметь применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий;

уметь применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

уметь оказать первую помощь при травмах в процессе физкультурно-спортивных занятий;

уметь определять причины ошибок и находить методику их устранения в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств.

владеть методикой физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения;

владеть технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий;

владеть техникой речи («профессиональным языком») в процессе физкультурно-спортивных занятий, владеть навыками общения, воспита-тельной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать различные положения;

владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности, регулярного выполнения физических упражнений, использования гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

Социальный заказ и модель специалиста определяют структуру и содержание процесса подготовки будущих педагогов по физической культуре, тренеров по спорту на факультетах физической культуры, набор дисциплин учебного плана, содержание учебных программ по этим дисциплинам, всю «технологическую линию» профессиональной подготовки.

Деятельность тренера по виду спорта предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, степень соответствия которым предопределяет уровень профессионализма. Следует отметить, что выдающийся спортсмен необязательно станет выдающимся тренером, если займется тренерской деятельностью. Дело в том, что у спортсмена свои основы высочайшего профессионализма, у тренера — свои. В равной степени это можно отнести и к профессии педагога по физической культуре, где есть своя специфика. Не всякий даже очень хороший тренер по отдельному виду спорта может успешно работать преподавателем физической культуры в учебном заведении. И наоборот, не всегда хороший преподаватель физической культуры сможет успешно работать тренером по отдельному виду спорта.

Центральное место в учебном плане подготовки педагога по физической культуре занимают дисциплины предметной подготовки, от качества освоения которых существенно зависит становление профессионализма на этом этапе. Здесь важное значение имеет объединение этих дисциплин в систему с ориентацией на целостную профессиональную деятельность. Каждая отдельная дисциплина и весь цикл базовых и новых физкультурно-спортивных дисциплин должны выступать в качестве средства достижения определенной цели, вооружить студентов теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области физического воспитания и спорта, чтобы в будущем обеспечить успешность их профессиональной деятельности в целом.