9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
Стол для смазки и обработки. Для смазки и обработки лыж понадобится стол удобной высоты, оснащенный небходимыми для работы приспособлениями (электророзетки, дополнительное освещение и т.д.). Столы бывают как самодельными, так и производства каких-либо фирм (например, SWIX), стационарные и переносные, с большим разнообразием конструкций и модификаций.
Станок-профиль для подготовки лыж. Станок — приспособление, на котором можно укрепить лыжу таким образом, чтобы она имела опору по всей длине. По конструкции станки могут быть самыми различными (цельные, разборные, с изменяющейся длиной и др.).
Щетки. Бывают двух типов: обычные (для ручной обработки) и вращающиеся (для механической обработки с помощью электродрели).
Для ручной обработки используются щетки нескольких разновидностей.
1. Металлические (латунные, бронзовые, стальные) — в основном используются для очистки скользящей поверхности и микроструктуры от старого парафина и грязи.
2. Нейлоновые (жесткие, средние, мягкие). Жесткие — для удаления более твердого (морозного) парафина, средние — мягкого парафина, мягкие — при окончательной полировке скользящих поверхностей.
3. Натуральные (обычно из конского волоса) — применяются для удаления мягкого парафина и для обработки поверхностей после нанесения на них порошков и ускорителей.
4. Комбинированные (латунно-нейлоновые, бронзово-нейлоновые и т.д.).
5. Полировальные — используются при сухом (без применения утюга) способе нанесения спрессованных и обычных (сыпучих) порошков.
6. Волокнистая пористая ткань — фибертекс (нетканое нейлоновое волокно с микрочастицами абразива или без него) — используется: а) жесткий фибертекс с абразивом — для снятия ворса после циклевки скользящей поверхности без изменения структуры лыжи; б) мягкий фибертекс с абразивом — для удаления верхнего тонкого слоя поверхности без изменения структуры лыжи: в) фибертекс без абразива — для полировки скользящих поверхностей.
Цикли и скребки. 1. Металлические — служат для выравнивания скользящих поверхностей и удаления ворса. 2. Скребки из оргстекла — служат для удаления парафина и обработки скользящей поверхности после нанесения структуры. Выпускаются толщиной 3, 4 и 5 мм. 3. Бритвенные станки — служат для удаления ворса после механической и ручной шлифовки (циклевки) лыж. 4. Скребки — для очистки желобка.
Термоприборы. Основное назначение термоприборов — разогревание парафинов и мазей. Из всех существующих термоприборов наиболее применяемы: 1) электрические утюги — для расплавливания парафинов и порошков; 2) фены — для расплавливания держащей мази; 3) газовые горелки — обычно применяются в «полевых» условиях, там, где нет доступа к электросети.
Приспособления для нанесения структур, нарезок. Назначение нарезок, или «штайншлифта», — уменьшение явления «подсоса», возникающего между скользящей поверхностью лыжи и лыжней. Влияние этого явления на конечный результат возрастает с увеличением, как влажности воздуха, так и скорости передвижения. Строение и влажность снега являются решающими при выборе нарезок.
Нарезки бывают следующие: 1) 0,33—0,5 мм — морозная погода, свежевыпавший снег; 2) 0,7—1 мм — крупнозернистый мокрый снег, жесткая, глянцующая лыжня; 3) 2,0 мм — мокрый снег, глянцующая лыжня; 4) 3,0—4,0 мм — слабый мороз, влажные морозные погодные условия.
Структура, нарезка наносятся на лыжу специальными накатками вручную. Кроме того, они подразделяются на нарезающие структуры и вдавливающие.
Штайншлифт — технология, при которой в заводских условиях лыжа обрабатывается на специальных машинах с применением наждачных камней.
Шлифовальная бумага. Водостойкая шлифовальная бумага с различной зернистостью (240, 220, 180, 150, 120, 100, 80, 60) применяется для шлифовки, удаления ворса и поднятия ворса, для улучшения сцепления держащей мази со скользящей поверхностью лыжи при наиболее сложных погодных условиях.
Кроме перечисленных рабочих инструментов при подготовке лыж используются и другие приспособления:
1) заточки для металлических и пластмассовых циклей и скребков;
2) заточки для кантов лыж;
3) пластик для ремонта скользящей поверхности лыж;
4) тиски, струбцины;
5) натуральные и синтетические пробки для разравнивания держащих мазей.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания