logo
Консп_Лек_ТМИВС

1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях

Управлением в науке называется перевод какой-либо системы в желаемое состояние.

Системой называется совокупность каких-либо элементов, образующих единое целое (сердечно-сосудистая система человека, организм спортсмена, система «ученик–тренер», спортивная секция, спортивный клуб, спортивное общество и т.д.).

С течением времени состояние системы меняется. Чтобы состояние системы изменилось желаемым образом, на нее надо оказать некоторое воздействие. Это воздействие и называется управлением.

Управляемая система состоит минимум из двух частей — управляемого и управляющего объектов:

управляющий объект управляемый объект;

управляющее устройство объект управления.

В организме человека, например, управление осуществляется Центральной нервной системой, а в роли управляемого объекта может выступать любой орган или система организма. Управляемый и управляющий объекты всегда соединены связями. Прямой называется связь, идущая от управляющего объекта к объекту управления, а обратной — связь, идущая от объекта управления к управляющему устройству или органу.

Успешное управление сложными системами возможно лишь при наличии обратных связей. Они позволяют определять состояние объекта управления, в частности сравнивать действительное состояние объекта с должным. Различие между действительными значениями существенных переменных системы и должными называется рассогласованием. При рассогласовании в управление вносят необходимые изменения. Их называют коррекциями.

Сбор информации о состоянии объекта управления и сравнение его действительного состояния с должным называются контролем.

Спортивную тренировку, равно как и физическое воспитание, можно рассматривать как процесс управления. Ограничимся при анализе этого вопроса собственно физическим воспитанием (в узком смысле), не затрагивая проблем умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Управление в спорте — это планирование и контроль хода трени-ровочного процесса и коррекция его в случае необходимости в соответствии с критериями его эффективности.

В исследованиях процесса управления в спорте, прежде всего, пытались ответить на вопросы: чем управлять, как управлять и для чего это надо знать?

Обобщенные результаты этого научного поиска дают основание сформулировать характерные положения теории управления в спорте:

1. Спортивную тренировку возможно рассматривать как процесс управления.

2. Управление в спорте предусматривает ряд последовательных действий тренера по отношению к объектам управления. В подготовке спортсменов к ним относят выполнение различных упражнений, а также использование некоторых других факторов — внешней среды, специального питания и т.п.

Объектом управления выступает иерархия следующих элементов: спортивная техника — комплекс внешних взаимодействий спортсмена; состоя-ние спортсмена — уровень и структура физической подготовленности; двига-тельная нагрузка — специфические двигательные воздействия. Объектом уп-равления является физическое состояние спортсмена, которое определяют: здоровье, соответствие показателей жизнедеятельности норме, степень ус-тойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям, тело-сложение, состояние физиологических функций, в частности двигательной функции, а именно: технической подготовленности; уровня двигательных (физических) качеств.

Действие обязательно имеет определенную цель — перевести объект управления в некоторое новое заданное состояние, при котором спортсмен будет готов показать высокие спортивные результаты.

Для того чтобы тренировочный процесс был эффективным, проводится предварительная подготовка к нему, которая заключается в создании программы тренировки.

Тренер не может непосредственно управлять изменением состояния спортсмена. Это можно сделать только опосредованно. Фактически тренер управляет лишь действиями спортсмена: он задает ему программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения. Действие эффективно, если конечное состояние спортсмена соответствует цели. Поэтому поведение спортсмена можно одновременно рассматривать и как фактор возмущений, препятствующих реализации плана.

Тренировочный процесс начинается в соответствии с заранее выработанной программой. Но часто обстоятельства (реакция объекта управления) приводят к тому, что приходится изменять программу в процессе ее осуществления (вносить коррективы в содержание учебно-тренировочного процесса) или в соответствии с обстоятельствами в нужный момент заменять ее новой программой. По сути это и есть управление тренировочным процессом.

Эффективное управление заключается в воздействии на управляемый объект таким образом, чтобы он переходил из исходного состояния в заданное на основе выбора из некоторого числа воздействующих факторов. Чрезмерная ограниченность или избыток выбора снижает эффективность процесса управления из-за того, что наиболее эффективные воздействия могут остаться вне поля зрения. Так, одновременное увеличение нагрузки во всех видах подготовки приводит к тому, что на определенном этапе подготовки физические качества вступают в антагонистические отношения. В то же время чрезмерные усилия по развитию одного качества приводят к снижению другого. Требуется оптимальное соотношение в развитии всех качеств.

Таким образом, система управления физическим воспитанием может эффективно функционировать только в том случае, если все органы управления обеспечены необходимой и достаточной для принятия решения информацией. При этом важнейшим звеном системы управления, обеспечивающим сбор достоверной информации об управляемом объекте и замыкающим канал обратной связи, является педагогический контроль.

В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии. То физическое состояние, которого стихийно достигает человек под влиянием условий жизни, обычно далеко от желаемого. Поэтому физическим состоянием человека надо управлять, изменяя его в нужном направлении. Этому служит физическое воспитание с использованием специальных средств (преимущественно физических упражнений). Пример: физическое состояние человека, впервые пришедшего в спортивную секцию, характеризуется невысокими показателями, скажем, силы или гибкости. Построив тренировочный процесс соответствующим образом, можно повысить уровень либо одного из названных ка­честв, либо обоих вместе, т.е. можно управлять состоянием этого человека. В спортивной тренировке цель такого управления — стойкое улучшение физического состояния, выражающееся в повы­шении спортивных результатов.

Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что мы не можем непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Например, мы не в состоянии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствованно. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности правильной техники движений.

Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завершения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением работоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумулятивным тренировочным эффектом. При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов.

Таким образом, в спортивной тренировке имеет место следующая последовательность причин и следствий:

действия спортсмена(поведение)срочный эффекткумулятивный эффект.

Воздействуя на начальное звено этой цепи (поведение), мы хотим добиться желаемого результата в конечном (кумулятивном) эффекте. Пример: желая развить у бегуна выносливость, тренер предлагает ему пробежать, скажем, 6 раз по 300 м с определенными скоростью и интервалами отдыха, т.е. он управляет поведением спортсмена. В результате выполнения этой нагрузки в организме спортсмена произойдут некоторые физиологические сдвиги — срочный тренировочный эффект. При систематических занятиях накопление их следов приведет к кумулятивному тренировочному эффекту — росту выносливости бегуна.

Схема управления тренировочным процессом выглядит так:

тренерспортсменповедениесрочный эффекткумулятив-ный эффект.

В управлении тренировкой актуален вопрос об обратных связях (контроле). Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле:

1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и противоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показателей может обеспечить успех).

Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений и владеть методами контроля.