6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
Обозначим последовательность формирования профессиональных умений педагога по физической культуре: дидактические основы физического воспитания и спорта — базовые физкультурно-спортивные виды (спортивные игры: волейбол) — теоретико-методические основы обучения профессии педагога по физической культуре — реализация названных положений на примере обучения волейболу.
Обучение студентов технике игры рассмотрим на примере нападающего удара, сложного по структуре двигательного действия, средства и метода обучения игре в волейбол.
Вначале студент выполняет роль обучаемого под руководством обучающего (преподавателя). Основная задача обучающего и обучаемого — освоить в совершенстве технику нападающего удара как составную часть арсенала техники волейболиста, входящего наряду с другими приемами в состав двигательно-спортивного компонента профессиональной деятельности педагога по физической культуре.
Нападающий удар в данной ситуации выступает как предмет обучения, для обучающего (преподавателя) он предмет преподавания, для обучаемого (студента) он является предметом изучения. В процессе их совместной деятельности как субъектов обучения происходит передача («перевод», интериоризация) освоенности нападающего удара и сопутствующих знаний от обучающего к обучаемому в четыре этапа, составляющие процесс обучения двигательному действию.
На первом этапе при помощи общеразвивающих упражнений повышают уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. При помощи подготовительных упражнений повышают уровень развития физических качеств, от которых зависит успешное освоение нападающего удара и его совершенствование. Это прежде всего скоростно-силовые качества для увеличения высоты прыжка (прыгучесть), скорость ударного движения по мячу, быстрота перемещения на коротких отрезках, координационные способности. Должный уровень развития физических качеств необходим для успешного овладения техникой нападающего удара. Одновременно с развитием качеств студент усваивает знания о роли и месте физической подготовленности в освоении навыка этого приема игры.
На первом этапе у обучаемых (студентов) формируется правильное представление о нападающем ударе, «образ» его техники – для этого применяют просмотр видеозаписей игры квалифицированных волейболистов, остановки (стоп-кадр), замедление движения, анализ кинограмм, демонстрацию приема тренером, приглашенным квалифицированным волейболистом.
Будущий педагог по физической культуре (тренер) должен усвоить, что от качества работы обучающего и обучаемого на первом этапе во многом зависит успешность последующих этапов.
На втором этапе происходит разучивание — практическое освоение нападающего удара, воспроизведение его по образу, созданному на первом этапе. При разучивании этого сложного двигательного действия применяют метод расчленного обучения (по частям). Изучают отдельно заключительное движение (финальное усилие), замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбегу; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с различных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивлении блокирующих.
Первостепенное значение при разучивании имеют подводящие упражнения, создающие благоприятные условия для формирования двигательного умения, функциональной структуры, предшествующей становлению двигательного навыка. Представляем комлекс подводящих упражнений.
1. Прыжок толчком двумя ногами с места, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180 и 360°; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один шаг, два, три шага. На последнем шаге впереди правая нога, левую приставляют к ней.
2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).
3. Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах небольшой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу у тренировочной стенки.
4. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.
5. Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.
6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в держателе.
7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на Различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.
8. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с помощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасывает тренер или партнер.
9. Нападающий удар с передачи.
Второй этап заканчивается формированием двигательного умения, когда обучаемый выполняет нападающий удар через сетку в прыжке по мячу, посланному передачей.
На третьем этапе происходит совершенствование нападающего удара, выполнение его в различных условиях, отражающих структуру соревновательной деятельности волейболистов. Это удары с различных передач по высоте, расстоянию от связующего, от сетки (с задней линии), при сопротивлении блокирующих у сетки.
Основное содержание третьего этапа составляют упражнения по технике, в которых нападающий удар выполняется так, как это имеет место в игре. Представляем комплекс типовых упражнений по технике.
1. Атакующие удары из зон 4, 2, 3 — направление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока: из зоны 4 в зону 5, из зоны 2 в зону 1 (по диагонали). Передачи вначале из соседних зон и средние по высоте, затем высокие, низкие, удаленные от сетки, стоя спиной к нападающему, длинные (через зону), из глубины площадки.
2. Нападающие удары по линии — из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5. Характер передач и последовательность их усложнения такие же, как и при ударах по диагонали.
3. Нападающие удары на точность в мишени, определенные участки на площадке. Удары вначале несильные, а площадь попадания большая, затем силу (скорость) ударов увеличивают, площадь попадания уменьшают.
4. Нападение при противодействии блокирующих. Смысл упражнений в том, что блоком (блок-щитки, имитатор блока, блокирующий на подставке) закрыто какое-либо направление — ударом надо послать мяч в другом направлении. При этом все заранее обусловлено: закрыта линия — удар по ходу или с переводом вправо (в зоне 4); закрыт ход — удар с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем он появляется в последний момент.
5. Нападающие удары: прямой, с переводом, боковой из зоны 4 с передачи из глубины площадки (зоны 6, 1), из зоны 2 с передачи из зон 6, 5.
6. Чередование способов нападающих ударов по мере их изучения из зон 4, 3, 2 с передач из зон 3 и 2, из глубины площадки.
7. Имитация нападающего удара и «обман» (двумя или одной рукой в прыжке). Организация упражнений та же, что и при изучении нападающих ударов.
8. Имитация нападающего удара и передача в прыжке (откидка). Нападающий удар с откидки. Откидку вначале выполняют вперед, затем назад, за голову. Передачу на удар осуществляют после подбрасывания над собой, затем с первой передачи.
9. Нападающий удар по блоку «в аут». Блокирующие, стоя на подставке, располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий удар с переводом — от блока под острым углом к сетке. Поочередное выполнение ударов по блоку и обманных ударов, обманных ударов и откидок.
10. Атакующие удары с задней линии из зон 2, 3, 4.
11. Выполнение нападающих ударов в системе нападения со второй передачи игроком передней линии; с первой передачи удар или откидка и удар с откидки; через выходящего игрока задней линии из зон 1, 6, 5 (основные варианты).
12. То же, но при противодействии блокирующих. Заранее все обусловлено: какая зона закрыта, какой удар надо сделать и в каком направлении.
13. То же, но при полной свободе действий блокирующих.
14. Выполнение нападающего удара в двусторонней игре.
Основной итог работы на третьем этапе — формирование двигательного навыка, освоение нападающего удара в совершенстве: гибкого навыка, эффективного в изменяющихся условиях игры, надежного навыка, устойчивого к сбивающим факторам и стабильного в различные периоды игры (начало партии, середина, окончание, при равном счете и т.п.).
На четвертом этапе происходит направленная интеграция совершенствования техники нападающего удара и ведущих для него физических качеств, а также включение этого приема в игровую и соревновательную деятельность при высокой эффективности. Взаимосвязь развития физических качеств и освоения техники нападающего удара прослеживается уже на первом этапе обучения: для успешного разучивания приема необходим должный уровень развития качеств. Это же проявляется в процессе формирования навыка нападающего удара. На четвертом этапе совершенствование техники и развитие необходимых для этого физических качеств происходят в единстве, совмещенно, сопряженно. Представляем комплекс типовых упражнений.
1. Последовательное выполнение ударного движения по набивному мячу (1 кг), по гандбольному мячу, по волейбольному; циклами: один удар по каждому мячу, два, три и т.п. Для повышения интенсивности упражнения можно его выполнять стоя на коленях на поролоновом мате, замах незначительный, основное внимание направлено на заключительное движение кистью максимально быстро.
2. То же, но волейбольный мяч установлен на резиновых амортиза-торах (удары стоя и в прыжке с места, с разбегу).
3. То же, но нападающий удар по волейбольному мячу через сетку с собственного подбрасывания.
4. Спрыгивание с подставки (высота 40 — 60 см) и прыжок вверх с выполнением нападающего удара по мячу на амортизаторах (серийно).
5. То же, с отягощением (пояс, куртка).
6. Многократное выполнение нападающего удара подряд: с передачи или подбрасывания мяча тренером (партнером).
7. Скоростные перемещения у сетки с завершением их нападающим ударом.
8. Чередование изученных способов нападающих ударов — прямого, с переводом, бокового с различных передач (по расстоянию и высоте).
Отличительная черта этих упражнений — высокая интенсивность при сохранении технического качества.
Основной итог работы на этом этапе — формирование суперумения, мастерства выполнения нападающего удара высшего порядка. Характерная черта четвертого этапа (применительно к нападающему удару) — это освоение основных способов нападающего удара в идеале и сильнейшей, и слабейшей рукой, умение применять их эффективно с учетом конкретной игровой ситуации в условиях соревнований.
На протяжении всех четырех этапов обучения студент в роли обучаемого осваивает премудрости техники игрового вида спорта (волейбол), как это показано на примере нападающего удара. Однако как будущий педагог по физической культуре, будущий тренер, призванный в своей профессиональной деятельности учить других, студент должен фиксировать технологию обучения по компонентам преподавания и учения, рефлексивно анализируя все происходящее. Все, что студент испытал на себе, он фиксирует в памяти и записях.
Обучение другим техническим приемам игры в волейбол происходит по технологии, которая представлена на материале обучения нападающему удару.
Обучение студентов тактике игры. Обучение тактике игры, тактическим действиям в игровых видах спорта (в волейболе) происходит по той же схеме, что и обучение технике игры. Студент в роли обучаемого осваивает необходимый учебный материал по тактике волейбола, рефлексивно сопровождая технологические воздействия преподавателя на протяжении четырех этапов обучения и фиксируя в памяти и записях основные положения. Формирование тактических умений осуществляется в подготовительных, подводящих упражнениях, упражнениях по технике и завершается изучением тактических действий в упражнениях по тактике, в учебных и контрольных играх, в соревнованиях.
В качестве модели рассмотрим групповые тактические действия в нападении — тактическую комбинацию «волна». В ней участвуют связующий игрок и нападающие зон 3 и 4. С приема подачи мяч посылают связующему к сетке в зону 3. Игрок зоны 3 выполняет стремительный разбег для атаки с низкой передачи (короткой, на взлете), передача следует игроку зоны 4 рядом с игроком зоны 3, который имитирует удар, отвлекая блокирующих, а завершает комбинацию нападающим ударом игрок зоны 4.
На первом этапе при помощи специальных упражнений v обучаемых развиваются физические, психические, интеллектуальные качества, лежащие в основе успешных тактических действий: быстрота сложных реакций и ориентировки, быстрота адекватно-ответных действий, скорость перемещений, переключений с одних действий на другие, наблюдательность, сообразительность, оперативное мышление. По мере освоения технических приемов их «соединяют» с названными качествами, т.е. формируются тактические умения в процессе обучения технике. К моменту изучения «волны» обучаемые должны также владеть навыками второй передачи на удар (связующий игрок), нападающего удара с низкой передачи (нападающий игрок первой очереди — первого темпа), нападающего удара игроком второй очереди (второго темпа), индивидуальными тактическими действиями при передаче и нападающем ударе.
На первом этапе у обучаемых формируется также представление (образ) о комбинации «волна». Здесь применяются аудиовизуальные средства (видеозаписи, компьютерные программы, мультфильмы), макеты волейбольной площадки, наблюдения на соревнованиях квалифицированных волейболистов. Комбинация «волна» демонстрируется в обычном, игровом, в замедленном режиме, со стоп-кадрами и т.п.
Представляем комплекс типовых упражнений.
1. Во время перемещения различными способами (ходьба, бег, приставные шаги) в ответ на сигнал производятся: ускорение, остановка, изменение способа перемещения, имитация нападающего удара, блокирования и т.п.
2. Во время перемещения различными способами ловля и броски набивного мяча (1—2 кг): в ответ на сигналы выбор направления броска.
3. Броски набивного мяча над собой и наблюдения за партнером (двумя, тремя): в зависимости от действий партнеров изменить высоту подбрасывания мяча, бросить мяч на «пустое место», Конкретному партнеру и т.п.
4. Бросок набивного мяча (1 кг) в прыжке через сетку в зоне 3: в ответ на сигналы в зону 3, в зону 4 (вправо), в зону 2 (влево).
5. То же, но в ответ на сигналы направить мяч у сетки (обман) Или на заднюю линию (нападающий удар).
6. Броски мяча из поролона через сетку в прыжке (имитация Нападающего удара) в ответ на сигнал: из зоны 4 по линии, по Диагонали, к сетке (обман).
7. То же, но в зависимости от положения устройства, имитирующего «блок»: появился над сеткой — обман, закрывает ход — бросок по линии, закрыта линия — бросок по ходу и т. п.
8. Передачи мяча в мишень на стене (щите) с наблюдением за световым табло: соблюдая точность попадания, надо правильно называть цифры, загорающиеся на табло.
9. Связующий у сетки, мяч поочередно ему посылают с задней линии: направить мяч второй передачей в зону, в которой на сетке зажглась лампочка (4-я, 3-я, 2-я).
10. Нападающие удары по ходу и с переводом: у верхнего края сетки световой сигнал имитирует блок, мяч надо послать мимо блока, сигнал вначале появляется в момент разбега, затем в момент отталкивания и прыжка; то же, но: сигнал появился — обман, не появился — удар.
Тщательная проработка упражнений на первом этапе во многом облегчает изучение собственно тактических действий.
На втором этапе производится разучивание тактического действия, в нашем примере — тактической комбинации в нападении «волна». Основная задача здесь состоит в том, чтобы обучаемые научились воспроизводить это групповое тактическое действие по созданному у них на первом этапе представлению, образцу. Типовые упражнения здесь следующие.
1. Четыре обучаемых располагаются в зонах 6 (прием подачи), 3 (связующий), 3 и 4 (нападающие первого и второго темпа): мяч из зоны 6 посылают связующему, который посылает мяч в зону 3 игроку первого темпа для удара с низкой передачи; игрок второго темпа имитирует нападающий удар; второй раз связующий посылает мяч игроку второго темпа, который выполняет нападающий удар рядом с игроком первого темпа; игрок первого темпа энергично имитирует удар с низкой передачи.
2. То же, но нападающий второго темпа выполняет удар в зоне 4.
3. То же, что предыдущие два упражнения, но в зоне 6 игрок принимает подачу, направляя мяч связующему.
4. Условия предыдущих упражнений, на противоположной стороне сетки соперник при помощи имитатора блока имитирует блокирование: если блокируется игрок первого темпа, мяч посылают игроку второго темпа, если блока нет — нападает игрок первого темпа (блок обозначают заранее).
5. Многократное выполнение комбинации «волна» с чередованием передачи на удар игроку первого темпа в зоне 3 с низкой передачи и игроку второго темпа в зоне 3 (рядом с игроком первого темпа) или игроку второго темпа в зоне 4 (на зоне); то же с имитацией блокирования.
По аналогии с обучением технике нападающего удара на втором этапе обучения тактике применяются метод расчлененного обучения и подводящие упражнения, в итоге добиваются целостного, слитного выполнения тактической комбинации «волна» вне игровой обстановки и соревнований. С формированием умения уверенно выполнить это групповое тактическое действие заканчивается второй этап.
На третьем этапе происходит совершенствование группового тактического действия в нападении — комбинации «волна». Здесь главное значение приобретают упражнения по тактике, в которых обучаемый (игрок) должен выбрать адекватное ситуации действие и оценить его эффективность. Взаимодействия игроков представлены так, как это имеет место в игре, и строятся они на принятии решения с учетом обстановки, которая создается перед тактическим приемом (действием). Задания чередуют, постепенно ставя игроков (обучаемых) в условия ограниченного времени и увеличивая число позиций при выборе решения и ответного действия. Типовые упражнения на этом этапе следующие.
1. Принимая подачу в зоне 6 (5, 1), игрок направляет мяч связующему, который по обусловленному сигналу посылает мяч на удар игроку первого темпа или второго темпа, который и выполняет удар (игрок второго темпа чередует место удара: рядом с игроком первого темпа или на зоне).
2. То же, но за сеткой имитируют блокирование: имитатор блокирования или игроки — блокирующие стоят на подставке (исключается прыжок) и создают определенные условия: один блок закрывает определенное направление, двое блокирующих в зоне 3 закрывают ход, оставляя «перевод», создают разрыв в блоке и т. п. В соответствии с конкретной ситуацией связующий корректирует вторую передачу на удар, а нападающие в завершающей фазе руководствуются сформированными у них инди-видуальными тактическими навыками для выбора направления удара.
3. То же, но мяч со стороны соперника посылают без нападающего удара; следует выполнение комбинации «волна» в доигровке.
4. Выполнение тактической комбинации «волна» в структуре командных тактических действий в нападении. В этом случае в упражнении участвуют две команды по шесть человек, при выполнении комбинации подключается игрок зоны 2, имитируя нападающий удар, а игроки, не выполняющие удар, организуют страховку своего нападающего.
5. Выполнение тактической комбинации «волна» в условиях учебной двусторонней игры: во время двусторонней игры по сигналу обучающего (тренера) в определенной ситуации выполняется комбинация «волна» на основе заданий, перечисленных в упражнениях по тактике.
Все упражнения выполняются в двух вариантах:
а) когда до приема подачи связующий находится у сетки;
б) когда он выходит к сетке с задней линии (из зон 1, 6, 5). На четвертом этапе происходит направленная интеграция: техники второй передачи и нападающих ударов в условиях преодоления сопротивления блокирующих игроков соперника; тактической комбинации «волна» с другими групповыми тактическими действиями в нападении; групповых тактических действий в командных тактических действиях; арсенала групповых действий в учебной двусторонней игре, контрольных и календарных играх. Основной признак четвертого этапа — комплексное совершенствование тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите на прочной «технической» основе и при высокой интенсивности «тактической» нагрузки (сложность заданий, ограничение времени принятия решений и пр.). Высший уровень целевых установок на четвертом этапе составляет интеграция тренировочных эффектов (технико-тактического арсенала, двигательного потенциала, психических качеств, игрового интеллекта в их взаимосвязи) в соревновательную деятельность волейболистов при высокой надежности и эффективности суперумений.
Типовые упражнения здесь следующие.
1. Упражнения для совершенствования навыков технических приемов в процессе многократного выполнения тактических действий. Для многократного повторения последовательно выбирают тактические действия — индивидуальные, групповые или командные в нападении или защите с высокой интенсивностью (имеет место соответствующая организация обучаемых при проведении упражнений) и большой дозировкой (соответственно подготов-ленности обучаемых). Тогда можно повысить надежность выполнения технического приема, но не вообще, а в тесной связи с тактическим действием. Это создает благоприятные предпосылки для эффективности игровых действий.
2. Чередование индивидуальных, групповых и командных такти-ческих действий в нападении, в защите, в защите и нападении: отдельно индивидуальных, отдельно групповых, отдельно командных — в нападении, в защите.
3. То же, но в защите и в нападении.
4. Переключения при выполнении тактических действий: индивидуальных в рамках групповых, групповых в рамках командных — отдельно в нападении и защите.
5. То же, но одно действие в защите, другое — в нападении — отдельно в индивидуальных, групповых и командных действиях.
6. То же, но при сочетании индивидуальных и групповых тактических действий.
7. Переключение «нападение — защита»: команда (группа игроков) выполняет нападающие действия обусловленным вариантом групповых тактических действий, соперник осуществляет защиту против данного действия, которое ему известно. По сигналу «нападаюшая» команда переходит к защите, «защитники» нападают, упражнение повторяется многократно, при высокой интенсивности и обеспечении надежности техники (возможно введение нескольких мячей и т.п.). Последовательно «прорабатываются» основные тактические действия, индивидуальные и коллективные, с включением основного арсенала техники.
8. Переключение «защита — нападение»: по аналогии с предыдущим упражнением команда (группа игроков) после защитных действий переходит к нападению. Также в переключения вводятся основные варианты индивидуальных и коллективных действий с использованием арсенала техники.
9. Переключение «нападение — защита — нападение»: после нападающих действий по сигналу команда (группа игроков) переключается на защиту и по сигналу снова переходит в нападение. Переключение происходит в ограниченное время в условиях интенсивной нагрузки.
10. Переключение «защита — нападение — защита»: упражнения строятся на основе упражнений 3 — 5 при соблюдении аналогичных требований.
Приведенные выше «модельные» упражнения необходимо строить на программном материале для конкретного контингента, этапа тренировки и т.д. Они предваряют игровые упражнения, игровые фрагменты, учебную двустороннюю игру.
Подготовка волейболистов может считаться эффективной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований. Система заданий, которые ставятся обучаемым во время учебной игры, позволяет добиваться того, что все виды приемов игры и тактических действий они целенаправленно воспроизводят в игровой обстановке. С учетом задания «соперник» создает необходимые условия для выполнения того или иного Действия в нападении или защите.
Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью установок на игру и последующего Разбора игр. Соревнования являются высшей формой интегральной подготовки, опирающейся на сформированные взаимосвязи компонентов тренировки.
Игровая подготовка осуществляется в следующих формах.
• Упражнения по технике в виде игр: «Эстафеты у стены» (передачи о стену), «Мяч водящему», «Передал — садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (с учетом специфики волейбола).
• Подготовительные к волейболу игры — в них должна быть 0тРажена специфика волейбола: два, четыре мяча через сетку (на основе игры «Пионербол»),
• Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направлены на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На начальном этапе в работе с детьми применяется игра «мини-волейбол».
• Контрольные игры с заданиями-установками на игру и последующим анализом игры. Контрольные игры по существу служат промежуточным звеном между учебными и календарными играми, официальными соревнованиями.
• Учебные игры: игра по правилам мини-волейбола; по правилам волейбола с некоторыми отступлениями от правил; игра при полном соблюдении правил игры; игры уменьшенными составами, игры полными составами.
• Контрольные игры: проводят регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Как правило, для контрольных игр приглашают «чужую» команду; контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
• Задания в игре по технике: основная задача таких заданий — закрепить в игре изучаемые приемы техники; обязательное требование при проведении учебных игр — применение изученных технических приемов; в систему заданий в игре последовательно включают программный материал для данного года обучения.
• Задания в игре по тактике: поскольку техника и тактика тесно связаны, задания по тактике должны быть обязательно, они строятся на основе программного материала для данного года обучения: это тактические действия в нападении и защите — индивидуальные, групповые и командные.
Об эффективности игровой подготовки судят по следующим показателям: объем (ассортимент) технических приемов и тактических действий, применяемых обучаемыми в игре и соревнованиях (на основе программы для соответствующего возраста), и их качество (по числу своих ошибок); эффективность игровых действий в игре и соревнованиях (по результатам наблюдений).
В процессе обучения тактике игры обучаемый, сознательно и активно участвуя в нем, по каналам обратной связи сообщает обучающему необходимую информацию, на основе которой вносятся определенные коррективы в этот процесс. Наряду с этим обучаемый как будущий педагог по физической культуре и будущий тренер фиксирует все приемы обучения, которые использует обучающий, он также рефлексивно рассматривает свои действия по освоению тактики, тактических действий, сопоставляя с конкретными профессиональными умениями, которые применяет обучающий (преподаватель, тренер).
Четырехэтапная структура обучения технике и тактике применяется по каждому приему техники и тактики. Это обширный материал, который содержит ценную профессиональную информацию для будущих педагогов по физической культуре, тренеров. В технологии обучения профессиональной деятельности это первый, базовый этап, на котором решается основная задача освоения технико-тактического содержания волейбола, развития физических качеств, достижения определенных спортивных результатов. Одновременно происходит накопление информации для формирования профессиональных умений педагога по физической культуре.
На втором этапе обучения профессии педагога по физической культуре происходит изучение закономерностей формирования двигательных навыков и развития физических качеств в процессе обучения двигательным действиям, специальным знаниям, а также изучение процессов, которые происходят в организме обучаемого при освоении двигательных действий, технико-тактического арсенала, развитии физических и психических качеств.
Изучается также модель, образ педагога по физической культуре, его профессиограмма, факторы, обусловливающие становление профессионализма — вершины мастерства педагога по физической культуре, тренера по волейболу.
Данные профессиональной информации и знания о структуре профессиональной деятельности педагога по физической культуре, тренера по волейболу дополняются сведениями акцентированной рефлексии обучаемых под контролем обучающего. Здесь используются знания студентов, полученные ими по анатомии, физиологии общей и физического воспитания и спорта, психологии, педагогике, базовым и новым физкультурно-спортивным видам, теории и методике физического воспитания и спорта и др. Здесь ТиМИВС выступает, как и ТМФВС, в роли интегрирующей учебной дисциплины.
Решение задач первого и второго этапов обучения профессиональной деятельности педагога по физической культуре осуществляется совмещенно: в одни и те же сроки происходит обучение технике, тактике волейбола, изучаются закономерности формирования двигательных навыков и развития физических качеств, структура профессиональной деятельности педагога (тренера), систематизируются и анализируются данные рефлексивной оценки технологии обучения технике и тактике в аспектах преподавания и учения. Очень важное значение имеет направленная «включенность» в этот процесс медико-биологических, психолого-педагогических дисциплин, биомеханики, спортивной метрологии, основ научно-методической деятельности базовых и новых физкультурно-спортивных видов.
На третьем этапе происходит обучение педагогической технологии, средствам и методам обучения двигательным действиям (технике, тактике), специальным знаниям, а также развитие физических качеств. Студенты осваивают элементы профессиональной деятельности педагога, тренера. Центр внимания переводится на то, что на предыдущих этапах воспринималось рефлексивно, фиксировалось письменно под контролем и коррекцией обучающего (преподавателя, тренера). Студент осваивает в полном объеме арсенал профессиональных умений, навыков и знаний, а также, что имеет принципиальное значение, учится выполнять функции обучающего. В роли обучаемых вначале выступают сокурсники, затем учащиеся школ, члены школьных спортивных секций, юные спортсмены ДЮСШ, школьники в летних оздоровительных лагерях. Фактически происходит обучение элементам профессии педагога по физической культуре, тренера по виду спорта.
Основные виды учебных заданий студентам на данном этапе — это составление комплексов средств и методов обучения на всех этапах по каждому техническому приему и тактическому действию (на основе примера нападающего удара и тактической комбинации «волна»).
На первом этапе обучения:
• составление кинограмм технических приемов игры на основании публикаций по волейболу; использование кинокольцовок, кинофрагментов и учебных кинофильмов, видеофильмов; видеосъемка технических приемов с разных точек, воспроизведение записи, анализ и комментарии; анализ техники волейбола с использованием видеоаппаратуры и компьютерной техники;
• то же, что в отношении техники, но применительно к тактике, тактическим действиям в нападении и защите (индивидуальным, групповым и командным); зенитная съемка командных действий обеих играющих команд, воспроизведение и комментарии, подготовка мультипликационных фрагментов, демонстрирующих расположение и передвижение игроков во время игры;
• применение знаний в области биомеханики при анализе техники игры;
• применение знаний по теории и методике спортивных игр применительно к первому этапу обучения.
На втором этапе обучения:
• составление комплексов подводящих упражнений по каждому техническому приему и по основным фазам приема (в нападающем ударе это ударное движение, ритм разбега и ударное движение по мячу при его статическом положении; согласование действий игрока с направлением полета мяча при второй передаче);
• то же в тактических действиях в нападении и защите (индиви-дуальных, групповых и командных); использование демонстрационного макета площадки на магнитной основе, мультипликационных разработок;
• применение метода расчлененного обучения (на основе подводяших упражнений) и последующего «соединения» отдельных частей приема в целостный двигательный акт;
• то же применительно к тактике и тактическим действиям;
• систематизация данных рефлексивных заключений по второму этапу и произведенных записей применительно к конкретному техническому приему или тактическому действию.
На третьем этапе обучения:
• составление комплексов упражнений по технике применительно к каждому приему с соблюдением методической последовательности — от простого целостного выполнения приема вне игровой обстановки с постепенным усложнением условий, вплоть до применения в двусторонней игре, контрольных играх;
• упражнения на сочетание технических приемов на основе содержания соревновательной деятельности волейболистов (прием подачи — вторая передача, вторая передача — нападающий удар и т.п.);
• многократное выполнение технического приема подряд;
• выполнение технических приемов в рамках тактических действий;
• применение технических приемов в учебной двусторонней игре (система заданий);
• то же, что по технике, но применительно к тактике, тактическим действиям (индивидуальным, групповым и командным в нападении и защите): составление комплексов упражнений по тактике по всем видам тактических действий с соблюдением методической последовательности компоновки упражнений — от простых вне игровой обстановки до применяемых в двусторонней игре, контрольных и календарных играх.
На четвертом этапе обучения:
• упражнения на взаимосвязь совершенствования техники и развития физических качеств (выполнение технического приема с отягощением всего тела или рук, ног, развитие специальных качеств за счет высокой интенсивности и продолжительности выполнения приемов игры);
• упражнения на чередование приемов игры, переключения в выполнении приемов техники нападения, техники защиты, техники нападения и защиты;
• упражнения на взаимосвязь совершенствования техники и тактики (выполнение технических приемов в структуре тактического Действия, многократное выполнение тактического действия с целью совершенствования техники);
• переключения от защиты к нападению и от нападения к защите в командных тактических действиях при высокой интенсивности и достаточной продолжительности (с исключением пауз, введением нескольких мячей и т.п.);
• применение метода совмещенных (сопряженных) упражнений;
• учебная двусторонняя игра высокой интенсивности (использование нескольких мячей, которые вводятся в игровые задания тренером или помощником тренера);
• подбор соперника для контрольных игр своей команды: а) пригла-шенная команда слабее (на таких соперниках проверяются новые технико-тактические наработки); б) приглашенная команда сильнее (проверяется надежность навыков, психологическая устойчивость игроков, осуществляются попытки применить новые приемы техники и тактики); в) приглашенная команда «равная» (совершенствуются все компоненты игры на достигнутом уровне подготовленности);
• разработка установки на игру в учебных и контрольных играх, проведение разбора игры после ее окончания; ознакомление с содержанием установки и разбора тренера команды, выступающей в официальных соревнованиях;
• проведение наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов, обработка результатов наблюдений и выработка заключений по каждому игроку; такой материал служит важной аргументацией тренеру при разборе игры и оценке действий каждого игрока в прошедшей встрече.
Основные методы на четвертом этапе: метод сопряженных (совмещенных) воздействий, игровой и соревновательный, контрольные и календарные встречи по волейболу.
Кроме перечисленного студент выступает в роли обучающего: на практических занятиях в процессе учебной практики он проводит обучение технике игры, обучение тактике игры на каком-то из четырех этапов (по заданию обучающего — преподавателя, тренера) — по сути это фрагмент урока физической культуры, академического занятия по физической культуре в вузе, тренировочного занятия в спортивной школьной секции или спортивной школе.
На четвертом этапе обучения профессии происходит формирование целостной структуры профессиональной деятельности педагога по физической культуре, тренера по виду спорта на основе интегрирования профессиональных умений и навыков, актуализации знаний в методической деятельности, в процессе производственных практик. Основные виды учебных заданий на этом этапе следующие:
• постановка цели, разработка задач, решение которых определяет путь к достижению цели (на примере обучения двигательным действиям и развития физических качеств) конкретного контингента обучаемых;
• выбор и систематизация средств, адекватных поставленным задачам и направленных на достижение цели;
• выбор методов обучения, обеспечивающих эффективное применение средств для освоения арсенала техники и тактики волейбола;
• выбор форм организации занятий: учебных в пределах расписания (уроков физической культуры в школе, академических занятий в вузе); вне пределов расписания (тренировочных занятий в образовательных учреждениях); спортивных соревнований, физкультурно-спортивных праздников и др.;
• проведение урока физической культуры, тренировочного занятия на материале волейбола с учетом подготовки информации по изложенным позициям;
• проведение соревнований по волейболу, выполнение роли тренера команды, функций первого и второго арбитров, технического секретаря;
• проведение наблюдений за действиями волейболистов в игре, соревнованиях, обработка полученных данных, проведение разбора игры, сравнение с положениями установки на игру;
• проведение различных типов занятий: по обучению технике игры; по совершенствованию техники игры; по обучению тактике игры, по совершенствованию тактических действий; по совершенствованию технико-тактической подготовки (интегрально);
• проведение игровых тренировок, приучающих обучаемых к игровой и соревновательной деятельности, обеспечивающих максимальную реализацию наличных сил обучаемых в соревновательной деятельности, умение реализовать достигнутый уровень спортивного мастерства.
Развитие физических качеств и способностей рассматривается, с одной стороны, как важное условие успешного освоения технико-тактического арсенала волейболистов и поддержания высокой надежности игровых навыков в процессе соревновательной деятельности, с другой стороны, как полигон для формирования профессиональных умений будущего педагога физической культуры, тренера.
Вначале студент выполняет роль обучаемого под руководством обучающего (преподавателя), чья основная задача состоит в том, чтобы обеспечить должный уровень развития основных и специальных (для волейбола) физических качеств, которые наряду с техникой и тактикой составляют элемент профессиональной подготовленности педагога по физической культуре, тренера. Процесс направленного развития физических качеств и способностей выступает как предмет обучения: для обучающего (преподавателя, тренера) это предмет преподавания, для обучаемого (студента) это предмет изучения. В четырехэтапном процессе обучения происходит также сопутствующий «перевод» элементов технологии от обучающего к обучаемому.
На первом этапе создается «кондиционная база», необходимый уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также специальных физических способностей, отражающих структуру соревновательной деятельности. Этой цели служат общеразвивающис (ОРУ) и подготовительные (специальные) упражнения (ПУ). ОРУ широко представлены в спортивно-методической литературе, в том числе по волейболу, ПУ — в литературе по волейболу.
На втором этапе развитие физических качеств направлено на содействие правильному освоению техники приемов игры, при разучивании и предупреждение появления ошибок у обучаемых в формировании двигательного умения при освоении структуры приема игры из-за недостаточного развития специальных качеств. Например, при разучивании нападающего удара высокорослыми юношами, а особенно девушками, наблюдается недостаточная амплитуда движений при разбеге, замахе и ударном движении. Причина — недостаточный уровень развития прыгучести, скоростно-силовых качеств, затрудняющий технически рациональное выполнение нападающего удара (обучаемый не успевает выполнить все движения за время безопорного положения, мало сгибает ноги, стремится быстрее вынести руку для удара по мячу и т. п.). Недоработка в этом плане на первом и втором этапах затем затрудняет работу на последующих этапах.
На третьем этапе основная задача — сформировать навыки приемов игры, прочные в своей основе и гибкие в своем проявлении в сложных условиях игры и соревнований. Решение этой задачи, совершенствование спортивно-технического мастерства владения технико-тактическими действиями существенно зависят от уровня развития физических качеств и способностей, как общих, так и специфических.
Отличительная особенность четвертого этапа состоит в том, что направленное развитие физических качеств тесно взаимосвязано с совершенствованием технико-тактических действий: высокий уровень физической подготовленности волейболистов — общей и специальной — повышает чувство уверенности в процессе соревновательной деятельности и повышает степень надежности технических приемов и тактических действий на протяжении одной встречи и всех игр данного соревнования. В процессе тренировки, особенно в предсоревновательном периоде, преимущество отводится интегральной подготовке. Это связано с тем, что выделить время на общую и специальную физическую подготовку в достаточном количестве не представляется возможным (с учетом задач этого периода), а уровень физической подготовленности, особенно специальной, надо поддерживать высокий. Даже при решении специфических задач подготовки к соревнованиям (совершенствование командной и групповой тактики в конкретных Сочетаниях игроков) можно влиять на физическое развитие спортсменов за счет повышения интенсивности упражнений, их продолжительности при сохранении технико-тактического качества.
При построении тренировочного занятия в подготовительной части применяется круговая тренировка, где выполняются скоростно-силовые упражнения, упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств (нападающий удар с отягощением тела, мяч на амортизаторах, прыжок в глубину с высоты 30—60 см и после выпрыгивания удар по мячу на амортизаторах и т.п.). В основной части применяются упражнения на переключение в действиях, упражнения по технике и тактике во взаимосвязи (на основе упражнений, описанных выше), двусторонние игры повышенной интенсивности (введение мячей в игру без пауз и т.п.).
Формирование профессиональных умений у студентов на материале методики физической подготовки (общей и специальной) происходит по той же схеме, что и при обучении технике и тактике, по четырем этапам обучения профессии педагога по физической культуре.
Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки (интегральный подход). Необходимость «работать на стыке» компонентов тренировки диктуется спецификой соревновательной деятельности волейболистов, ее структурой и содержанием. Задача состоит в том, чтобы обучаемые научились максимально использовать свой двигательный потенциал (достигнутый на данный момент уровень развития физических качеств и способностей) при выполнении технических приемов игры; освоенные на данный момент технические приемы уверенно применяются в тактических действиях (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите. При этом важно использовать в полной мере технико-тактический потенциал на достигнутом уровне «в рамках тактических действий». Нередко бывает так, что волейболист знает и умеет выполнить больше приемов техники и тактики, чем применяет в условиях игры в волейбол, особенно на соревнованиях. Чаще всего это заметно при равном счете в конце партии, игры.
Реализация тренировочных эффектов по обучению технике, тактике и развитию физических качеств в условиях игры и соревнований. Логическим завершением системы взаимосвязей компонентов тренировки (технической, тактической, физической, теоретической, психологической) является интеграция («включение») Достигнутых взаимосвязей в двустороннюю игру в волейбол. Задача здесь состоит в том, чтобы обучаемые научились максимально реализовать в двусторонних контрольных и календарных играх все «тренировочные эффекты» каждого вида подготовки в единстве, «интегрально».
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания