7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
Начиная с I класса в уроки по физическому воспитанию вводится материал по легкой атлетике, который изучается учащимися во всех последующих классах.
Основной формой занятия легкой атлетикой в школе является урок. Различают следующие уроки легкой атлетики: вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления учебного материала — тренировочные уроки; уроки проверки усвоения знаний, умений и навыков, физической и технической подготовленности — зачетные уроки; и наконец, уроки смешанного типа — учебно-тренировочные уроки. В каждом уроке легкой атлетики принято различать вводную, подготовительную, основную и заключительную части. Возможно объединение первых частей в одну. Деление урока на части является условным, структура урока — это определенная последовательность, соотношение и взаимосвязь конкретных элементов, обусловленных главной целевое установкой урока определенного типа.
В школьных программах физического воспитания содержится теоретический и практический материал по легкой атлетике для всех классов.
Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега, прыжков, метаний и совершенствование в этих видах. С этой целью с VIII класса в уроки включаются упражнения, способствующие развитию быстроты, силы и выносливости, т.е. основных качеств необходимых юным легкоатлетам.
В соответствии с программой на занятиях учащиеся изучают технику бега на короткие дистанции, бега на средние дистанции, барьерного бега, эстафетного бега, прыжков в высоту способами «перешагивание» и «ножницы», осваивают технику метания гранаты, дротика, копья и толкания ядра.
Внеклассные занятия легкой атлетикой в школе. Секция в школе комплектуется из учащихся, успевающих по всем предметам, желающих заниматься легкой атлетикой и допущенных врачом к тренировкам.
В соответствии с возрастом, а также уровнем физической и технической подготовленности учащиеся распределяются по группам:
подготовительная 10—11 лет (III —IV классы);
младшая юношеская 12—13 » (V—VI);
средняя » 14-15 » (VII — VIII);
старшая » 16—18 » (IX—X).
Занятия в подготовительной и младшей юношеских группах проводятся 2 — 3 раза в неделю по 1 —1,5 ч, в средней и старшей юношеских группах — 3 раза в неделю по 2 ч.
Занятия проводятся во внеучебное время круглый год.
Помимо легкой атлетики в занятия включаются гимнастика, игры и другие виды спорта. По возможности практические занятия следует проводить на открытом воздухе не только летом, но и зимой (на школьной площадке, на стадионе, в парке).
В каникулярное время летом рекомендуется давать занимающимся индивидуальные домашние задания для общего физического развития и закрепления навыков в технике упражнений.
Кроме того, следует приучать их ежедневно проделывать водные гигиенические процедуры.
В группах младшего юношеского возраста особое внимание необходимо уделять общей разносторонней физической подготовке, а также изучению техники упражнений, входящих в троеборье, добиваясь формирования правильных двигательных навыков с самого начала обучения. Чтобы занятия проходили живо и интересно, следует чаще менять характер упражнений, включать в них подвижные игры и простейшие соревнования. В группах среднего и старшего возраста изучается техника избранных видов, улучшается общая и специальная физическая подготовленность занимающихся.
Качество усвоения учебного материала проверяется в соревнованиях, которые проводятся в сроки, указанные в календаре соревнований школы. Кроме того, учащиеся выступают в соревнованиях по легкой атлетике на первенствах района, города, области, республики, в том числе в соревнованиях по атлетическому школьному пятиборью.
Учащиеся обязаны выполнять юношеские разряды, нормативы спортивной классификации.
Во время летних каникул дети занимаются в городских и загородных лагерях при школе под руководством учителя физической культуры или подготовленных заранее общественных инструкторов.
Материал занятий секции легкой атлетики для группы младшего, среднего и старшего возраста изложен в программе секции коллектива физической культуры в школе.
Особенно следует остановиться на занятиях с учащимися подготовительной и младшей юношеской групп. Важно помнить, что им не рекомендуется большая нагрузка на костную систему, неизбежная при жестком приземлении во время прыжков и при метании утяжеленных снарядов; поточное многократное выполнение беговых и прыжковых упражнений на плотном грунте и т.п. В занятиях с ними применяются различные легкоатлетические упражнения, которые способствуют приобретению общей и специальной физической подготовленности. Учащиеся должны овладеть техникой бега, уметь правильно передавать эстафету в зоне на достаточной скорости, совершать разбег и толчок в прыжках в длину и в высоту с разбегу, метать в цель мячи, метать фанаты в коридор, вертикальное окно и на дальность.
На учебных занятиях надо ознакомить школьников с техникой спортивной ходьбы, бега с высокого и низкого старта, прыжков в длину способами «согнув ноги», «ножницы», прыжков в высоту способами «перешагивания» и «перекидной», метания диска, копья и толкания ядра.
Учащиеся средней группы приступают к тренировке в беге на различные дистанции, знакомятся с бегом на 200 м, совершенствуются в технике передачи эстафеты 4x100 м и приступают к изучению барьерного бега (ко второму году обучения высота барьеров должна быть повышена до 76,2 см для девушек и до 91,4 см Для юношей). Учащиеся совершенствуются в технике метания гранаты на дальность, изучают технику толкания ядра и метания диска с поворота, знакомятся с техникой метания копья с разбега, совершенствуются в технике разбега и отталкивания в прыжках в длину и высоту, знакомятся с прыжком в длину способом «ножницы», с прыжком в высоту способом «перекидной». На 2-м году обучения юноши знакомятся с прыжками с шестом.
Продолжая совершенствоваться в технике бега на дорожке юноши и девушки увеличивают пробегаемые дистанции кросса (юноши — до 3000 м, девушки — до 1000 м), участвуют в учебных соревнованиях, контрольных прикидках и соревнованиях на первенство школ, района и города.
Учащиеся старшей группы, повышая специальную физическую подготовленность, приступают к тренировке в избранных видах для достижения лучших результатов. В это время они должны уметь технически правильно принимать низкий старт, бежать на повороте, по прямой, финишировать в барьерном беге (с низкого старта совершать стартовый разбег, «атаковать» барьер, переходить через барьер и бежать между барьерами); в прыжках — технически правильно прыгать в высоту и длину избранными способами; в метаниях — метать диск с поворота и толкать ядро со скачка.
В программу занятий включаются загородные прогулки, экскурсии и походы, сочетаемые с играми на местности. Расстояния и скорость передвижения должны соответствовать силам и степени подготовленности учащихся.
Инструкторская и судейская практика проводится на учебно-тренировочных занятиях. Занимающимся дают различные задания: провести разминку, руководить подгруппой и т.д. Судейская практика осуществляется на контрольных прикидках и на внутришкольных соревнованиях.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания