5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
Достижения в спорте во многом зависят от соответствия индивидуальных возможностей и особенностей человека специфическим требованиям конкретного вида спорта. Выявлением людей, для которых занятия тем или иным видом спорта будут наиболее перспективными, занимается служба спортивного отбора.
Спортивный отбор в спорте представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к конкретному виду спорта и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение спортивными навыками, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор сопутствует многолетней подготовке спортсменов на всем ее протяжении.
Спортивный отбор играет большую роль на всех уровнях системы многолетней подготовки спортсменов. С учетом целевых установок системы многолетней подготовки спортсменов в отборе можно выделить такие ступени: первая — начальный отбор для выявления способностей к виду спорта; вторая — определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов для специализации; третья — отбор в спорт высших достижений; четвертая — в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях.
На первой ступени отбор направлен на выявление детей, обладающих потенциалом к успешному овладению спортивными навыками вида спорта. От качества первоначального отбора зависит эффективность решения задач и выполнение требований модельных характеристик на всем протяжении многолетней подготовки.
На второй ступени главная цель отбора — выявить юношей и девушек, обладающих, во-первых, высоким уровнем способностей к данному виду спорта и, во-вторых, склонностями к конкретной специализации (в легкой атлетике, спортивных играх и т.п.). От качества отбора на этой ступени зависит создание контингента спортсменов, окончательно избравших вид спорта в качестве основного вида спортивной специализации.
На третьей ступени отбор предполагает выявить спортсменов с высоким уровнем технико-тактической, атлетической, морально-волевой и других видов подготовленности для зачисления в коллектив спортсменов высших разрядов. От качества работы на этой ступени зависит создание контингента, обладающего потенциалом для достижения высоких спортивных результатов на уровне спорта высших достижений.
На четвертой ступени отбор направлен на выявление спортсменов для сборных команд страны, регионов, для участия в ответственных соревнованиях. От качества отбора на этом уровне зависит успешность выступления спортсменов в крупнейших международных соревнованиях.
Возрастные границы определяются спецификой вида спорта.
Специализированные занятия спортом начинаются в детском возрасте (см. табл. 3), а уровень высшего мастерства достигается после 8—12 лет подготовки. Поэтому отбор тесным образом связан с прогнозированием, призванным определить, в каком направлении будет развиваться вид спорта и каким требованиям должен отвечать спортсмен к тому времени. В процессе многолетней подготовки число спортсменов от этапа к этапу (от начальной специализации до отбора в сборные страны) сокращается, комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным.
При отборе первостепенное значение придается комплексу признаков, имеющих высокую прогностическую значимость и основанных на системе педагогических, медико-биологических и психологических показателей.
При отборе учитываются показатели, на основе которых можно судить об успешности овладения спортивными навыками и эффективности соревно-вательной деятельности. Главным образом это уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками соревновательных действий и спортив-ными достижениями в виде спорта. Из этих показателей можно выделить уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для вида спорта; уровень развития способностей, лежащих в основе успешности соревновательных действий; морфологические данные, функциональные особенности органов и систем организма, свойства личности.
Комплекс показателей на всех четырех ступенях отбора логически связан с системой модельных уровней на весь период многолетней подготовки. Юные спортсмены, выполнившие требования начального отбора, при соблюдении научно-методических положений тренировочного процесса выполняют требования модельных характеристик на последующих этапах. Комплектование учебных групп в спортивных школах каждый новый учебный год коррек-тируется с учетом итогов предыдущего.
Требования при отборе на том или ином уровне системы многолетней подготовки обусловлены основной и промежуточными целями, модельными характеристиками, содержанием соревновательной деятельности, возрастными особенностями спортсменов и их возможностями. На этом основываются организация и методика отбора на всех четырех ступенях.
Организация отбора. На первой ступени отбора проводится большая работа с целью вызвать интерес у детей к занятиям видом спорта. О пожелавших заниматься с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, По которым можно сделать заключение о возможностях детей успешно овладевать спортивными навыками, выявляют анатомо-физиологические особенности, функциональные способ-ности к виду спорта. Поскольку способности развиваются только в процессе деятельности, в полной мере судить о них можно, только начав обучать детей специальным навыкам и умениям. Главным здесь является то, как быстро обучающиеся овладевают спортивной техникой, тактикой, как относятся к занятиям, насколько прилежны и т.д.
Проблема определения способностей не решается только выявлением комплекса определенных показателей. Она предполагает глубокое изучение ребенка, его роста и развития на предшествующих этапах. Существенное значение имеют наследственность, волевая сфера и др.
На второй ступени отбора производится углубленное изучение индивидуальных особенностей и склонностей юных спортсменов, изучение динамики выполнения модельных требований, показателей соревновательной деятельности, тестирование по основным компонентам подготовки и обследование соревновательной деятельности с целью выявления показателей эффективности соревновательных действий.
В этой работе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группа экспертов из числа ведущих специалистов в данном виде спорта. На основании результатов отбора комплектуются учебные группы по годам обучения в спортивных школах и училищах олимпийского резерва, решается вопрос о зачислении в учебно-тренировочные группы из числа окончивших группы начальной подготовки, а также в группы спортивного совершен-ствования из числа окончивших учебно-тренировочные группы.
На третьей ступени осуществляется отбор молодых перспективных атлетов для зачисления их в разряд квалифицированных спортсменов. Отбор сводится, во-первых, к тщательному изучению показателей тренировочной и соревновательной деятельности в период обучения в детско-юношеском спортивном коллективе, во-вторых, к наблюдению на соревнованиях, в-треть-их, к тестированию и обследованию во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов для данного контингента спортсменов. Особенно тщательному изучению подвергаются спортсмены, которые являются ближайшим резервом квалифицированных спортсменов. Участвуют в этой работе тренеры спортсменов высших разрядов, группа экспертов из специалистов данного вида спорта и представителей федеральных органов (Госкомспорта, Минобразования, Федерации по виду спорта).
На четвертой ступени отбор в сборные команды страны осуществляют тренеры сборных команд, сотрудники комплексных научных групп (КНГ), эксперты и представители Госкомспорта РФ, спортивной федерации. Подвергается анализу информация о тренировочной и соревновательной деятельности на чемпионатах России, на учебно-тренировочных сборах. На кандидатов в состав сборной постоянно накапливается информация о качестве тренировочной и соревновательной деятельности. На основании этой информации производится отбор спортсменов для участия в соревнованиях.
Методика отбора. Методику отбора составляет комплекс методов обследования спортсменов по основным параметрам, отражающим удельные характеристики спортсменов высших разрядов, а также на каждом возрастном этапе многолетней подготовки. Сюда входят антропометрические измерения, тестирование, экспертные оценки, обследование соревновательной деятель-ности, наблюдения в процессе тренировки, изучение протоколов выполнения нормативов и других документов, применение различной аппаратуры.
Антропометрические измерения выявляют показатели длины тела, туловища, рук, ног, кисти, стопы, массы тела, силы мышц кисти, становой силы; индексы — длины туловища/длины ног (рук), длины бедра/длины голени, массы тела/длины тела и др.
Тестирование физической подготовленности направлено на выявление показателей, отражающих уровень развития физических качеств, обуслов-ливающих успешность выполнения специализированных заданий конкретного вида спорта.
Измерение психомоторных показателей включает исследование простых и сложных реакций, реакции на движущийся объект (РДО), теппинг-тест, измерение точности воспроизведения амплитуд движений, мышечных усилий, временных отрезков и др.
Измерение психофизиологических показателей включает особенности мышления (количество правильно решенных задач за определенное время и др.), особенности памяти (количество правильно воспроизведенных чисел, слов за определенный отрезок времени); особенности внимания и скорости переработки информации (корректурные таблицы, «Кольца Ландольдта» и др.); социометрию.
Тестирование технической и тактической подготовленности включает специфические задания по выявлению способностей к освоению техники и тактики вида спорта.
Определение эффективности соревновательной деятельности спорт-сменов ведется посредством специальных наблюдений с оценкой технико-тактических действий, фиксированием спортивного результата, специфичного для вида спорта, и последующим анализом полученных данных.
В соответствии с целевыми установками отбора на каждой ступени определяется комплекс методов для получения информации, с помощью анализа которой принимаются соответствующие решения. На начальном этапе работы основное место занимают показатели длины тела, результаты тестирования физической подготовленности, наблюдений за техникой выполнения двигательных Действий. В дальнейшем круг показателей физической подготовленности расширяется, важное место занимают показатели технико-тактической подготовленности, показатели психических качеств и свойств личности. С ростом подготовленности (увеличением сроков подготовки) наблюдается сближение тестовых и экспертных оценок прогностической значимости комплекса показателей.
Содержание отбора кандидатов в коллективы высших разрядов диктуется спецификой режима тренировочной работы. Учитываются показатели физического развития, уровня специальных физических качеств, технической, тактической, психической, теоретической, интегральной и соревновательной подготовленности.
Выполнение модельных требований с оценкой «отлично» наряду с данными углубленного изучения спортсменов служит гарантией успешных занятий молодых спортсменов в спорте высших достижений. Учитываются все данные многолетней подготовки молодого спортсмена в тренировочно-соревновательном аспекте, характер динамики основных показателей за многолетний период, умение переносить трудности тренировочного и соревновательного режимов.
Специфическими на этой стадии будут, прежде всего, обследование соревновательной деятельности и комплексные педагогические и медико-биологические обследования спортсменов во время специально организуемых тренировочных сборов. Отбор осуществляется на основании ранжирования спортсменов по итогам комплексного учета полученных показателей. Окончательные выводы делаются после прохождения определенного срока стажирования атлетов в коллективе квалифицированных спортсменов.
При отборе в сборные команды наряду с вышеизложенными показателями учитываются вопросы психологической совместимости, способности к взаимодействиям с другими спортсменами.
При отборе для участия в ответственных соревнованиях особое значение придается показателям эффективности и надежности соревновательной деятельности спортсменов.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания