7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
Особая роль в многолетней системе подготовки и достижении высоких спортивных результатов принадлежит отбору талантливых юных легкоатлетов и их спортивной ориентации. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить четыре этапа:
1) набор в группы начальной подготовки ДЮСШ;
2) отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: спринтерского бега, барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний, многоборий;
3) отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой атлетики;
4) отбор в сборные команды.
В спортивной практике были выделены следующие критерии отбора, используемые во всех видах легкой атлетики:
• морфофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст);
• уровень физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
• координационные способности и способность к обучаемости сложным физическим упражнениям;
• уровень морально-волевых (психологических) качеств;
• состояние ведущих функциональных систем;
• генетические факторы.
Каждый из четырех выделенных этапов имеет свои особенности и продолжительность.
Для занятий в группах начальной подготовки обычно приглашаются все желающие. Опыт и научные исследования показали, что проведение отбора в группы начальной подготовки, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Только после 1,5—2,0 лет разносторонней предварительной подготовки начинает повышаться эффективность отбора. Поэтому отбор для занятий в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и начальная подготовка юных спортсменов представляют собой единый, взаимосвязанный процесс.
В то же время с успехом можно прогнозировать развитие у ребенка 10—12 лет таких важных для достижения высоких результатов в отдельных видах легкой атлетики качеств, как рост взрослого человека и его физическая работоспособность. В последующем пубертатном периоде корреляция между этими показателями значительно снижается, а эффективность прогнозирования падает.
На протяжении всего этапа начальной подготовки 2—4 раза в год должны проводиться следующие тесты: бег на 60 м, 800 м, тройной прыжок с места, метание ядра двумя руками назад, метание хоккейного мяча. Эти тесты обязательны для всех занимающихся, несмотря на то что некоторые спортсмены по экспертным оценкам уже на 1-м или 2-м году обучения могут быть точно ориентированы на определенные виды легкой атлетики. Выборочно имеет смысл применять и другие контрольные упражнения.
К концу этапа начальной подготовки при переводе занимающихся — детей 11—12 лет — в учебно-тренировочные группы начальной специализации необходимо учитывать уровень показателей в обязательных тестах, поскольку каждая специализация имеет свои индивидуальные особенности.
Главной задачей тренера и преподавателя в этот период является определение перспективности легкоатлетов для занятия спринтерским или барьерным бегом, бегом на выносливость, спортивной ходьбой, прыжками, метаниями, многоборьями. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготов-ленность, спортивные результаты занимающихся, темпы улучшения их показателей за 2—3 года, динамика морфологических и функциональных свойств по данным врачебно-педагогических исследований, а также интуиция тренера позволяют правильно прогнозировать направление начальной специализации юных легкоатлетов.
На этапе начальной специализации сохраняются некоторые общие тесты, имеющие связь с избранной группой видов легкой атлетики и содержащие уже специфические контрольные упражнения. К окончанию данного этапа точно определяется специализация легкоатлета. Главными критериями для этого становятся спортивные результаты, склонность самого атлета, а также динамика прироста показателей в тестах, контрольных упражнениях, морфологические и функциональные качества спортсмена. К концу этапа наиболее перспективные занимающиеся выполняют норматив I спортивного разряда.
У легкоатлетов от 12 до 15 лет хорошими темпами роста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических качеств, считаются следующие: в спринтерском беге — 9,5—11%, в прыжковых тестах — 18—20%, в бросковых — 22,5—25%, В силовых — 45—47%, в беге на 300 м — 10,5—12%.
На этапе углубленной специализации продолжается отбор перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных видах легкой атлетики, комплектование различных сборных команд. На последнем этапе отбора спортсменов главным критерием становится уровень спортивных результатов молодых легкоатлетов и их стабильность.
Методы отбора и спортивной ориентации для занятий отдельными видами легкой атлетики имеют свои специфические особенности.
Материалы многолетних наблюдений показали, что способности, как интегральное проявление личности спортсмена, характеризуются индивидуальным комплексом морфофункциональных, двигательных и психических свойств, проявляющихся в диалектическом единстве. Эти способности, обусловленные генетическими факторами, воздействием воспитания и внешней среды, должен учитывать тренер, проводящий отбор юных легкоатлетов. Таким образом, система отбора всецело сочетается со структурой подготовки.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания