9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
На примере попеременного двухшажного лыжного хода мы рассмотрим методику обучения технике лыжных гонок. Предлагаемая методика обучения технике передвижения на лыжах содержит единую систему упражнений, которая оправдывает себя как при начальном овладении техникой, так и при перестройке (переучивании) техники и ее совершенствовании.
1-й этап обучения. Создание у обучаемых (студентов) правильного представления о технике попеременного двухшажного лыжного хода. На этом этапе обучения нужно показать упражнения для овладения стойкой лыжника-гонщика. Для этого применяют кинограммы по технике передвижения, видеозаписи техники ведущих лыжников мира, непосредственную демонстра-цию техники тренером-преподавателем или ведущим лыжником команды.
2-й этап обучения. Обучение технике скользящего шага. Здесь необходимы упражнения для овладения отталкиванием лыжами и палками.
При разучивании техники скользящего шага необходимо начать со стойки лыжника-гонщика. Большое значение здесь имеют подводящие упражнения. Представляем комплекс упражнений для освоения отталкивания лыжами (обучение подседанию, маховому выносу ногой и отталкиванию ею).
1. а) Из высокой стойки на лыжах быстро согнуть ноги и выпрямить, не отрывая пятки от опоры.
б) Из стойки одна нога сзади на носке, руки внизу, палки сзади, согнуть опорную ногу и быстро выпрямить. После 3 — 5 движений сменить ноги.
Низкорослым лыжникам рекомендуется выполнять подседания из более высокой стойки и по большей амплитуде, а высокорослым — из более низкой стойки и с меньшей амплитудой разгибания.
Упражнения приучают к выполнению элементов подседания.
2. Исходное положение: стоя на правой почти выпрямленной ноге, вес тела на пятке стопы, левая у пятки правой свободно опущенной, носок лыжи приподнят, туловище наклонено вперед, руки опущены. Производятся маятникообразные движения левой ногой вперед-назад. Стойка чуть выше у низкорослых и ниже у высокорослых. Движение ногой выполнять от тазобедренного сустава. Упражнение подготавливает к правильному переносу веса тела на маховую ногу.
3. Освоение толчков ногой и скольжения на лыжне.
Исходное положение: стоя на двух лыжах, палки опущены. Из и.п. сделать 2—3 шага и перейти на скольжение на одной лыже, энергично отталкиваясь другой лыжей (упражнение «самокат»). После 12—14 отталкиваний поменять ноги. При выполнении возникает ощущение сильного отталкивания ногой, палками, полной опоры на скользящие лыжи. Упражнение вырабатывает сочетание отталкивания лыжей и палками, равновесие на опоре, перенос тела с лыжи на лыжу.
3-й этап обучения. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Упражнение для выработки оптимального темпа, ритма движений и скорости передвижений.
1. После отталкивания ногой проскользить на лыже, постепенно увеличивая мощность толчка, продлить скольжение на одной лыже (без палок), во время скольжения вес тела перенести на пятку опорной ноги. Варианты:
а) то же с работой рук, при постановке палки «сесть на пятку» опорной ноги;
б) то же в разных условиях передвижения и состояния лыжни.
2. Передвижение скользящим шагом со средней скоростью 3—3,5 м/с. Варианты:
а) то же со скоростью 3,5—4,0 м/с.
б) то же со скоростью 4,0—4,5 м/с.
Повторять на каждом занятии многократно, на подъемах.
Упражнение вырабатывает ритм движений, темп передвижения, оптимальную длину шага.
Ошибки в технике попеременного двухшажного хода удобно классифицировать по двигательным действиям: отталкиваниям рукой и ногой, маховым движениям рукой и ногой, движению туловища.
Основные ошибки в отталкивании ногой:
1. Слишком глубокое или недостаточное подседание.
2. Медленное подседание на толчковой ноге без использования массы тела и его силы инерции.
3. Преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрям-лением ее в воздухе.
4. Отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз.
5. Ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы.
Основные ошибки в отталкивании рукой:
1. Вялая постановка палки на опору (неударная постановка).
2. Постановка палки слишком согнутой в локтевом суставе рукой.
3. Постановка палки далеко от лыжни.
4. Незавершенное отталкивание с окончанием толчка у бедра.
Ошибки маховых движений ногой:
1. Чрезмерное поднимание ноги вверх после окончания толчка.
2. Вялый мах ногой и короткий выпад без разворота таза.
3. Мах согнутой ногой с выносом вперед в начале маха колена, а не голени и стопы.
4. Преждевременная передача опоры на маховую ногу.
Ошибки в махе рукой:
1. Вынос слишком согнутой в локтевом суставе руки.
2. Поднимание руки выше головы.
Основные ошибки в движении туловища:
1. Туловище не участвует в усилении отталкивания рукой нажимом на палку за счет небольшого наклона.
2. Наклон туловища в сторону при отталкивании рукой.
3. Резкое выпрямление туловища вверх-назад при окончании отталкивания.
Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Выявление причин возникновения ошибок, подбор упражнений помогут справиться с этой задачей.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания