logo
Консп_Лек_ТМИВС

6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики

Специфика соревновательной деятельности волейболистов во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов (принципы, средства, методы, программирование процесса тренировки, отбор, оценка тренированности, оценка способностей спортсмена, контроль за его текущим состоянием и др.). Соревновательная деятельность тесно связана со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявления факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Эти данные служат основой при построении процесса подготовки волейболистов и эффективного управления этим процессом.

Основные параметры соревновательной деятельности в волейболе выделяются и фиксируются посредством специальных наблюдений в условиях крупнейших соревнований за действиями сильнейших игровиков. Эти параметры влияют на победы в соревнованиях. Победа в соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, достижение ее складывается из последовательного решения волейболистами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе продвижения к главной цели. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями, которые в свою очередь состоят из операций. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их игрок в процессе соревнований, определяют структуру соревновательной деятельности волейболистов.

Показатели соревновательной деятельности каждого отдельного волейболиста служат для оценки эффективности его действий и определения программы совершенствования его мастерства в процессе тренировки.

Структуру соревновательной деятельности в волейболе составляют соревновательные действия, физические способности, функциональные возможности, психические свойства личности. Эти компоненты структуры составляют своеобразные уровни.

Первый (верхний) уровень структуры составляет системно-целостное противоборство спортсменов двух команд, в котором представлены и «результируют» все компоненты структуры в их взаимосвязи. Это «картинка», которую видит зритель, наблюдающий за игрой двух соперничающих команд с трибуны.

Второй уровень структуры составляют командные тактические действия в нападении и обороне: если в данный момент для одной команды действия нападающие, то для другой команды в этот же момент действия будут защитные. Команды поочередно находятся в роли нападающих и защищающихся. Командные тактические действия — системы игры в нападении или обороне — являются определяющим фактором для выбора технико-тактических действий и их развития во времени и пространстве. Одна команда учитывает возможности своих игроков и особенности игры в защите команды соперника, когда выбирает ту или иную систему игры в нападении, а защищающаяся команда, учитывая особенности системы игры команды соперника, противопоставляет свою систему обороны.

Третий уровень структуры образуют групповые тактические действия в нападении (комбинации) и обороне — в них находят реализацию командные тактические действия. По аналогии с командными тактическими действиями групповые действия осуществляются одновременно: игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию в нападении, игроки другой команды взаимодействуют между собой, организуя защитные действия против конкретной комбинации и ее исполнителей. Например, в волейболе игроки одной команды выполняют тактическую комбинацию с завершающим атакующим ударом, игроки другой команды выполняют групповое блокирование у сетки, страховку блокирующих и прием мяча в поле. Групповые тактические действия зависят от командных и являются их развитием.

Четвертый уровень структуры образуют индивидуальные тактические действия в нападении и защите — следующий шаг в развитии соревно-вательной деятельности. Индивидуальные действия связаны с конкретными групповыми и ими обусловлены: в нападении — в зависимости от тактической комбинации, с одной стороны, и защитных действий конкретных игроков команды соперника — с другой; в защите — в зависимости от системы защиты и своих групповых действий, а также от конкретных исполнителей, завершающих тактическую комбинацию в нападении в команде соперника. Пример из волейбола: связующий игрок определяет, кому из нападающих направить мяч, нападающий определяет направление удара; блокирующий опре­деляет направление удара для преграждения мяча, перехода мяча на свою сторону, страхующие игроки выбирают позицию для приема.

Пятый уровень структуры составляют приемы игры (техника), при помощи которых спортсмены осуществляют соревновательную деятельность при непосредственном воздействии на мяч (шайбу и пр.). Это как бы заключительный шаг в развитии соревновательных действий: командные — групповые — индивидуальные (тактика) — прием игры (техника). Этот компонент «результирует», т.е. качество его выполнения непосредственно отражается на эффективности соревновательной деятельности (в волейболе это выигрыш очка или проигрыш). Приемы игры подразделяются на приемы игры в нападении и защите. В приводимом примере из волейбола это качество выполнения атакующего удара, постановка рук при блоке, прием мяча на страховке и в защите.

Шестой уровень структуры составляют физические способности (двигательный потенциал), обеспечивающие эффективность и надежность технико-тактических действий в игровой соревновательной деятельности (скоростные, силовые, скоростно-силовые, выносливость, координационные способности, гибкость). Первостепенное значение здесь имеют уровень развития физических способностей и умение реализовать их в процессе выполнения технико-тактических действий. В волейболе это прыгучесть, быстрота реакции, скорость перемещения, оперативное мышление.

Седьмой уровень структуры составляют психические качества и свойства личности спортсменов: уровень их сформированности и степень проявления в условиях соревновательной деятельности существенно влияют на ее эффективность. Особенно это важно при равном уровне спортивного мастерства соперников.

Восьмой и девятый уровни составляют функциональные возможности и морфологические признаки организма спортсменов, обеспечивающие им надежность и эффективность технико-тактических действий на протяжении всего времени, в течение которого развертывается соревновательная деятельность.

На основе анализа структуры соревновательной игровой деятельности спортсменов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит результативность и уровень достижений в спортивной игре. Наиболее существенными являются следующие факторы.

Овладение каждым спортсменом приемами игры (арсенал техники). Значимость этого фактора определяется тем, что соревновательное противоборство, например, в волейболе регламентируется правилами, в соответствии с которым игроки могут осуществлять соревновательную деятельность при помощи специальных для этой игры действий — приемов игры. Данный фактор имеет важнейшее значение: с одной стороны, без владения приемами игры невозможна игровая соревновательная деятельность, с другой стороны, чем шире арсенал техники игры и совершеннее навыки владения приемами игры, тем выше соревновательный потенциал спортсменов.

Овладение каждым спортсменом тактическими действиями (арсенал тактики). Степень совершенства и арсенал тактических действий служат решающим условием реализации технического потенциала (арсенала техники) в условиях игры и соревнований.

Первый и второй факторы взаимосвязаны: тактические действия (арсенал, эффективность) прямо зависят от арсенала техники и технического мастерства спортсменов, а максимальная реализация арсенала техники в игре полностью зависит от разнообразных тактических действий и тактического мастерства игроков. Потому правомерно говорить о технико-тактическом мастерстве спортсменов.

Умение применять технико-тактический арсенал. Недостаточно хорошо изучить и выполнять приемы игры и тактические действия — командные, групповые, индивидуальные в нападении ц обороне. Решающее значение имеет умение в полном объеме применять технические приемы и тактические действия в условиях игры и соревнований. Из практики известно, что большинство спортсменов знают и умеют гораздо больше того, что они применяют на соревнованиях, особенно в игре с равным по силам соперником и в экстремальных условиях.

Эффективность технико-тактических действий в условиях соревнова-тельной деятельности. Эффективность оценивается по характерным для каждой спортивной игры показателям — выигрышу и проигрышу очка, мяча (шайбы), взятию ворот и пр. На основании этих показателей определяется победитель встречи (в некоторых играх возможен ничейный исход). Выигрыш встречи и число побед (ничьих) в соревнованиях составляют спортивный результат в спортивных играх. В волейболе каждая ошибка приводит к выигрышу очка одной командой и проигрышу другой.

Мастерство выполнения игровой функции (амплуа) каждым игроком в команде. Амплуа определяется игроку на основе его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности по компонентам игры, взаимопонимания, психологической совместимости с другими игроками и т.д. Это дает возможность комплектовать команду таким образом, чтобы она представляла собой слаженный ансамбль, эффективно действующий как в нападении, так и в обороне, предоставляя каждому спортсмену шансы наилучшим образом проявить себя в условиях соревновательной деятельности.

Активность («агрессивность»), творчество («игровой интеллект»), уровень волевых и моральных качеств каждого игрока, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований, играют важную роль в достижении высокого спортивного результата.

Уровень развития физических и психических качеств и способностей игрока, специфичных для соревновательной игровой деятельности в спортивной игре, крайне важен.

Шестой и седьмой факторы оказываются решающими при равновесии остальных факторов.

Уровень функциональных возможностей и морфологических показателей должен отвечать специфическим требованиям соревновательной деятельности в конкретной спортивной игре.

Возраст и спортивный стаж спортсменов. При прочих равных всегда более высокая эффективность соревновательной деятельности будет у спортсменов, имеющих преимущество в возрасте и стаже занятий спортивной игрой.

Эффективное функционирование системы подготовки. Этот фактор объединяет всю совокупность мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, способных показывать наивысшие спортивные результаты в крупнейших международных соревнованиях, подготовку квалифицированных спортивных резервов, на использование спортивной игры в качестве средства массовой спортивной работы.

Как отдельный фактор, оказывающий влияние на эффективность соревновательной деятельности, в последнее время рассматриваются изменения в правилах соревнований (например, в волейболе: когда любой розыгрыш мяча приносит очко одной из команд, счет в первых четырех партиях до 25 и в пятой — до 15 и др.). Исследования показывают, что здесь требуется внесение существенных коррективов в тренировочный процесс.

Специфика соревновательной деятельности в игровых видах спорта накладывает отпечаток на организацию и проведение соревнований. В практике спортивных игр наибольшее распространение получили три способа проведения соревнований: первый — круговой, когда все участвующие команды проводят игры между собой независимо от результата отдельных встреч; второй — с выбыванием из соревнований после проигрыша встречи, когда команда после проигрыша одной или двух встреч в дальнейших играх уже не участвует; третий — смешанный, когда первая часть соревнования проводится с выбыванием, а вторая — по круговому способу, или наоборот.

При способе с выбыванием команд по мере проведения соревнования на каждый новый виток выходят более сильные команды. Эти соревнования для большинства участвующих команд должного эффекта как средства подготовки спортсменов не дают.

При круговом способе все команды проходят через все соревнования, приобретая необходимый опыт соревновательной борьбы.

В смешанном варианте удачно сочетаются названные выше два способа проведения соревнований.

Все крупнейшие международные соревнования проводятся таким образом, чтобы распределение мест в турнирной таблице обязательно осуществлялось в последние два игровых дня (в предпоследний день третье и четвертое места, в последний — первое и второе). Соревнования могут быть рассредоточенными по времени (с разъездами команд), концентрированными (турами, когда команды соревнуются в одном месте).

В свою очередь специфика игровых видов спорта, соревновательной деятельности и особенности самих соревнований учитывается при построении и определении содержания тренировки, технологии тренировочной деятельности.