5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
В формировании и внедрении в общественное сознание идей здорового образа жизни, в пропаганде и популяризации физической культуры и спорта важную роль играют массовые физкультурно-спортивные праздники, конкурсы, массовые соревнования, организуемые и проводимые в местах и зонах отдыха населения, как на обширных площадях (улицах, площадях города, парках культуры и отдыха, на пляжах и др.), так и в помещениях (клубах, бассейнах и др.) с привлечением большого числа зрителей. В зависимости от характера и направленности этих мероприятий, от их популярности к участию в празднике, соревнованиях привлекается соответствующий контингент населения.
Ежегодно многие учителя физической культуры привлекаются к работе в оздоровительных лагерях в качестве инструкторов по физической культуре и плаванию для решения задач физического воспитания, укрепления здоровья, физического развития детей, совершенствования физических качеств и навыков в естественных видах движений, особенно в плавании, развития интереса к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, содействия воспитанию морально-волевых качеств, привития гигиенических навыков.
В оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях создается педагогический совет в составе начальника лагеря, педагогов-воспитателей, заместителя по воспитательной работе, инструкторов по физической культуре и плаванию, врача, отрядных вожатых, тренера-преподавателя. Все вышеперечисленные без исключения члены педагогического совета имеют отношение к решению вопросов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Основные же обязанности в реализации этого раздела работы возлагаются на инструкторов по физической культуре и плаванию и тренеров-преподавателей по видам спорта.
Тренер-преподаватель отвечает за организацию учебно-тренировочной работы с детьми и организацию соревнований по видам спорта. Инструктор по физической культуре составляет план по физическому воспитанию, руководит работой вожатых и детей по оборудованию спортивных площадок, изготовлению простейшего спортивного инвентаря, организует и проводит различные формы физкультурно-оздоровительной работы (утреннюю гимнастику, занятия по общей физической подготовке, купания, военно-спортивные игры, занятия в секциях по видам спорта), комплектует сборные команды отрядов для участия в соревнованиях между соседними лагерями, организует и проводит туристические походы. Инструктор по плаванию проводит занятия по обучению детей плаванию, соревнования, готовит инструкторов из числа старших детей, организует работу вожатых по подготовке мест для купания, помогает проводить утреннюю зарядку и соревнования, включенные в план работы лагеря, который состоит из следующих разделов: физкультурно-оздоровительная работа, спортивная работа, туризм, пропаганда физической культуры и спорта, хозяйственная работа.
Из форм организации физкультурно-оздоровительной работы можно рекомендовать: спортивный час, товарищеские встречи по видам спорта, туристические эстафеты, физкультминутки в отряде, спартакиады, военизированные эстафеты, легкоатлетический кросс, спортивные аукционы, веселые старты, дни здоровья, день Нептуна, спортивные викторины и КВН, встречи со спортсменами, спортивные и подвижные игры, туристические походы, эстафеты, русская лапта и городки, спортивные огоньки и др.
Немалая роль в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы отводится дворцам и домам творчества. Одним из направлений их работы является работа физкультурно-спортивной и военно-спортивной направленности. Для физического воспитания учащейся молодежи желательно иметь собственную спортивную базу: спортивную площадку, каток, лыжную базу, спортивный инвентарь, нестандартное оборудование.
Физкультурно-спортивную и оздоровительную работу можно проводить и в местах отдыха, парках, организовывать соревнования между посетителями, дворовыми и уличными командами, а также между командами городских оздоровительных лагерей.
Организация массовых физкультурных занятий и соревнований среди посетителей парка имеет некоторые особенности. Группы и команды комплектуются из детей, большей часть незнакомых друг с другом и неизвестных инструктору; дети часто неправильно истолковывают правила игр и соревнований; количество посетителей в парке непостоянно. Учитывая это, нужно предварительно изучить состав посетителей (их возраст, количество в определенные дни и часы), всегда иметь наготове необходимый инвентарь и свободные площадки.
Для «разовых» посетителей парка следует проводить: открытые старты (день прыгуна, день бегуна и пр.), товарищеские встречи Посетителей с командами парка по спортивным играм, соревнования-конкурсы для отбора в команды парка, классификационные соревнования (по легкой атлетике, конькобежному спорту, Настольному теннису, шахматам и др.). Массовые соревнования Хорошо организовывать в праздничные, знаменательные дни. Командам-победительницам в отдельных видах соревнований желательно вручать небольшие призы и памятные подарки.
Одной из форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми могло бы быть восстановление ранее успешно функционирующих детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), создаваемых по территориальному принципу. Основная форма организации их работы — кружковые занятия по видам туризма (пешеходный, водный, велосипедный, горный и др.).
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания