8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
Современные достижения в спортивной гимнастике стали возможными вследствие овладения спортсменами техникой исполнения самых сложных упражнений, требующих длительной и напряженной учебно-тренировочной работы. Известно, что для изучения сложной комбинации спортсмен должен иметь соответствующую силу, гибкость, выносливость, обладать умением координировать движения, хорошо ориентироваться в пространственных и временных параметрах движений.
Перечисленные основные физические качества обеспечивают все многообразие решения двигательных задач. Эти качества нужны для формирования и совершенствования двигательного навыка и могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Чем сложнее двигательные навыки, тем большие требования предъявляются к развитию силы, ловкости, гибкости, выносливости.
Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом. В сложнокоординационных видах спорта (в спортивной гимнастике) успешность соревновательной деятельности в меньшей мере зависит от тактической подготовленности, нежели от технической и физической. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.
Техническая подготовка в спортивной гимнастике. Одна из наиболее характерных сторон процесса тренировки гимнаста — постоянное, систематическое освоение новых гимнастических упражнений. Главная задача технической подготовки гимнастов — обучение их конкретным упражнениям, формирование конкретных двигательных навыков.
Понятие «техническая подготовка» в его широком смысле включает в себя две связанные, но различные категории. Первая из них — техническая подготовка как процесс. Она охватывает все организационно-методические моменты, связанные с обучением и достижением определенного, в том числе планируемого, уровня спортивно-технического мастерства. Именно в этой своей части понятие технической подготовки действительно сливается с обычными представлениями о процессе обучения тренировке. Все методы воздействия на занимающихся, так или иначе приводящие к становлению нужного двигательного навыка, могут рассматриваться и как методы технической подготовки.
Вторая категория — техническая подготовка как состояние гимнастов (техническая подготовленность). Под технической подготовленностью следует подразумевать совокупность необходимых (программных) или фактически приобретенных в процессе занятий двигательных навыков, а также уровень владения ими, т.е. техническая подготовленность — это не только что умеет делать гимнаст, но и как он это делает.
Сложность технической подготовки состоит в том, что гимнасту приходится овладевать не одним упражнением, а множеством разнообразных упражнений разной трудности и двигательной структуры. Поэтому техническая подготовка в спортивной гимнастике — это сложный, длительный процесс, который начинается на этапе начальной подготовки и не прекращается на протяжении всей спортивной жизни. Задача технической подготовки заключается в прочном закреплении техники спортивных действий, в достижении стабильности и вариативности исполнения в условиях соревнования. Основным средством технической подготовки являются соревновательные упражнения. В тренировочном процессе гимнастов техническая подготовка занимает 75—80% общего времени.
Современную технику гимнастических упражнений характеризуют такие черты:
-
ярко выраженный современный стиль выполнения упражнений (владение сложными и высокими акробатическими прыжками, демонстрация пластики, гибкости, силы);
-
максимальная амплитуда движений (увеличение амплитуды движений повышает не только зрелищный эффект, но и технический уровень трудности исполняемого элемента);
-
совершенное владение техникой базовых элементов (это основа для овладения современными сложными и сверхсложными комбинациями);
-
перспективность техники (перспективна та техника, на базе которой возможно дальнейшее усложнение и совершенствование элементов).
В основу описания системы профессионально-педагогических навыков обучения гимнастическим упражнениям положена структура их разучивания, которая характеризуется определенной последовательностью решения различных задач на каждом этапе обучения. В связи с этим комплекс профессионально-педагогических умений для обучения гимнастическим упражнениям представляется в виде отдельных групп частных умений и навыков, объединенных одной целевой направленностью. Предлагаемая структура умений и навыков дает представление о характере поведения и действий педагога (тренера) в конкретных условиях обучения упражнениям.
Процесс формирования двигательного навыка условно можно разделить на три тесно связанные между собой фазы:
1 -я — создание представления об упражнениях;
2-я — разучивание упражнения;
3-я — совершенствование двигательного навыка. Рассмотрим как пример обучение подъему разгибом на перекладине.
Подъем разгибом в конкретном случае выступает как предмет бучения; для обучающего (преподавателя) он — предмет преподавания, для обучающегося (студента) он является предметом изучения. В процессе совместной деятельности обоих субъектов обучения происходит передача освоенности подъема разгибом и соответствующих знаний от обучающего к обучаемому R три этапа, составляющих процесс обучения двигательному действию.
На первом этапе, приступая к обучению, обучающий прежде всего должен познакомить студентов с гимнастической терминологией, что позволит ему без лишних слов сосредоточить внимание на изучаемом материале. Гимнастическая терминология отражает существенную сторону техники упражнения: само название «подъем» определяет способ исполнения упражнения из виса в упор. Таким образом, название упражнения в соответствии с терминологией дает первые представления о характере действия, которое надо выполнить.
Затем при помощи общеразвивающих упражнений совершенствуют основные качества: силу, гибкость, ловкость. В данном случае обучаемый должен уметь выполнять сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке и на перекладине, поднимание штанги прямыми руками, разгибанием туловища (вес, равный весу тела).
При работе необходимо демонстрировать упражнения. Во время показа обучаемые визуально усваивают конкретные данные об упражнении, поэтому показ должен быть отличным. После показа преподаватель анализирует технику, обращает внимание на то, как и где должны быть приложены основные усилия в момент исполнения. В отдельных случаях целесообразно пользоваться демонстрацией некоторых схем изучаемого упражнения, просмотром видеофильмов и т.п. Использование таких приемов значительно сокращает время, уменьшает энергетические затраты на овладение специальными двигательными навыками и делает учебно-тренировочный процесс более продуктивным.
На этом этапе, когда обучаемому дано двигательное задание и в его сознании сложилось представление о будущем действии, он начинает его разучивать, т.е. воспроизводить по образу. При разучивании подъема разгибом используют метод расчлененного обучения (по частям) — упор на перекладине (держать 3 — 5 с), вис согнувшись с помощью и самостоятельно, размахивания и висе согнувшись. Важно уметь правильно расчленить упражнение на составные части и сохранить при этом техническую основу. При разучивании широко используют подводящие упражнения, которые сходны структурой с изучаемым элементом. Представляем комплекс подводящих упражнений:
1) из виса стоя на гимнастической стенке, ноги на второй рейке, руки на высоте бедер, сгибание и быстрое разгибание тела, не сгибая рук и ног;
2) размахивания в висе согнувшись с помощью и разгибание тела на махе назад (при разгибании обучаемый должен коснуться перекладины бедрами, руки держать прямыми, стремиться удержать тело разогнутым до 160—170° в горизонтальном положении);
3) подъем одной ногой с помощью и самостоятельно;
4) из упора спад в вис согнувшись и подъем разгибом с помощью;
5) спад и подъем разгибом с помощью ручного пояса для страховки, концы которого надо завязать так, чтобы образовалась петля, равная длине ног занимающихся;
6) подъем разгибом с помощью.
В зависимости от двигательного опыта и возможностей обучаемого количество подводящих упражнений бывает разным, поэтому их надо подбирать, учитывая индивидуальные особенности.
На третьем этапе обучения ставятся две главные задачи: овладеть высоким мастерством выполнения подъема разгибом и добиться стабильности исполнения. Эти задачи решаются многократным и продолжительным повторением, выполнением данного элемента в связках, использованием его в комбинациях, выполнением упражнения на оценку.
В процессе обучения профессиональной педагогической деятельности педагога по физической культуре предполагается четырехэтапная структура обучения. На первом этапе решается основная задача освоения техники гимнастических упражнений. В этот период создается так называемая «школа движений», т.е. основа технической подготовленности. Это базовый этап, где параллельно с достижением определенных спортивных результатов идет накопление информации для становления профессиональных умений студентов.
Изучение закономерностей формирования двигательных навыков, развития физических способностей и психических качеств происходит на втором этапе обучения профессиональным умениям. Здесь также студенты осваивают элементы профессиональной деятельности.
На третьем и четвертом этапах происходит освоение средств и методов обучения двигательным действиям, приобретаются специальные знания, и студент, усвоив в полном объеме «арсенал» профессиональных умений, переходит из роли обучаемого в роль обучающего. Сначала в роли обучаемых у него выступают сокурсники, затем — школьники, юные спортсмены.
Студенты на каждом этапе обучения выполняют учебные задания. Составляют кинограммы техники гимнастических элементов, просматривают видеофильмы, анализируют технику элементов с использованием видеоаппаратуры и компьютерной техники, применяют знания по теории и методике преподавания гимнастики. Составляют комплексы подводящих упражнений, применяют метод расчлененного обучения (на основе подводящих упражнений), самостоятельно составляют комбинации в отдельных видах многоборья. На практических занятиях студенты, выступая в роли обучающих, проводят уроки по гимнастике, тренировочные занятия в спортивной школе, организуют и проводят соревнования по спортивной гимнастике и общей физической подготовке.
Обучение тактике. Тактика в спортивной гимнастике не имеет большого значения, такого, как, скажем, в спортивных играх. Однако сложились тактические правила и приемы, которые применяются в зависимости от условий и обстановки соревнований. К правилам относятся заранее известные установки, используемые для достижения победы в состязаниях, к приемам — различные варианты решения задач, возникающих в ходе соревнований. Необходимо обучать гимнастов применению тактических правил и приемов.
Тактические правила.
1. Из произвольных комбинаций следует исключать те элементы, которые могут привести к срыву, неудаче, падению.
2. В самом начале соревнования команде важно произвести хорошее впечатление на судей и зрителей — это обеспечит положительное отношение к ней в дальнейшем ходе состязания.
3. В команде заранее следует намечать лидеров, на которых можно положиться; их ставят в конце списка очередности выхода участников к снарядам. Целесообразно иметь в команде хотя бы двух лидеров, чтобы в случае неудачи одного рассчитывать на успех другого.
4. Надо тактически правильно определять очередность выхода гимнастов к снаряду. Важно, чтобы первый гимнаст не сорвался со снаряда и получил высокую оценку. Это создаст хорошее настроение в команде и обеспечит успешное выступление всех остальных. Каждый последующий должен быть лучше предыдущего. Если в команде имеется гимнаст, недостаточно хорошо подготовленный в данном виде многоборья, то его выпускают к снарядам примерно в середине выступления команды.
5. Необходимо стремиться опередить ближайшего противника уже в первый день соревнований, на первом же снаряде. Наличие такого преимущества поднимает моральный дух команды, создает в ней спокойную и уверенную обстановку.
Тактические приемы.
1. Выбор варианта продолжения произвольной комбинации. Как известно, в состязаниях по гимнастике допускается только одна попытка, поэтому в любом случае гимнаст должен продолжать начатую комбинацию. Чтобы подготовиться к этому, следует иметь резервные варианты продолжения упражнения в тех его частях, где возможны срывы и неудачи.
В соревновательном периоде нужно тренироваться особенно систематически и упорно, добиваясь стабильных результатов. Однако гимнасту необходимо заранее подготовиться ко всяким неожиданностям, возможным в ходе соревнования.
В ходе выполнения упражнения на оценку гимнаст должен иногда молниеносно определить вариант продолжения комбинации и сразу же перейти к нему, несмотря на то, что был намечен несколько иной вариант. К этому необходимо готовить гимнаста на тренировках.
2. Показ своих возможностей при опробовании снарядов и разминке. Ряд сильнейших гимнастов прибегают к приему, который позволяет морально воздействовать на своих противников и даже на судей: во время разминки, опробования снарядов, а также в день соревнований во время разминки они выполняют те упражнения, которые у них особенно хорошо получаются. Этим они заранее завоевывают симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и разминкой, и деморализуют противника. Однако такая тактика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда при выполнении упражнения на оценку гимнаст не может выполнить его с тем же блеском, как прежде. В этом случае, как показала практика, судьи довольно строго наказывают гимнаста.
Другие гимнасты используют прямо противоположный прием. При опробовании снарядов и в разминке они стараются не показывать самых сильных элементов своих упражнений, приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.
Трудно сказать, какой из этих двух противоположных вариантов эффективнее. По-видимому, в различных случаях гимнаст должен поступать по-разному.
3. Составление произвольной комбинации с учетом сил противника. В ряде случаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу: выиграть состязание у конкретного гимнаста из другой, а иногда даже из своей команды. В этом случае гимнаст стремится к тому, чтобы его произвольная комбинация на каждом снаряде была выигрышнее, нежели комбинация противника.
Гимнастам, готовящимся к состязаниям, полезны специальные занятия по тактической подготовке. Им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: а) выставлять себе оценки за выполнение упражнений; б) находить варианты продолжения произвольных комбинаций; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнений на оценку и др. Внимательное отношение гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывается на их спортивных успехах.
Развитие физических качеств и способностей. Формирование двигательных навыков связано с необходимостью совершенствования силы, гибкости, координационных способностей, увеличения выносливости к статическим и динамическим нагрузкам, работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Все эти качества могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Но такой путь слишком долог и чреват отрицательными последствиями. Гимнастам нужна как общая, так и специальная физическая подготовка, причем общая служит как бы базой для специальной, которая в свою очередь создает условия для овладения техникой гимнастических упражнений. Средства общей физической подготовки по структуре обычно не сходны с упражнениями спортивной гимнастики, но характер работы должен быть аналогичным. Упражнения специальной физической подготовки, как правило, сходны по структуре с упражнениями на снарядах. Физическая подготовка должна проводиться на протяжении всего года, причем в подготовительном и переходном периодах годичного цикла преимущество отдается средствам общей, а в соревнова-тельном периоде — специальной подготовки.
Лучше всего задачи физической подготовки решать в конце основной части занятий по технической подготовке, а также посвящать им специальные занятия в недельном цикле. Средства общей и специальной физической подготовки следует включать не только в тренировочные занятия, но и в утреннюю гигиеническую гимнастику. Здесь кроме упражнений на силу, гибкость, ловкость, выносливость и быстроту должны быть упражнения для совершенствования специфических физических качеств гимнастов. Для совершенствования чувства равновесия рекомендуется выполнять в утренней гимнастике стойку на руках и другие специальные упражнения.
Для воспитания красивой манеры выполнения движений полезны упражнения хореографии и художественной гимнастики.
Основная задача гимнаста на тренировке заключается в быстром и прочном овладении возможно большим количеством разнообразных упражнений, что связано со значительными физическими и психическими нагрузками.
Особое значение имеет уровень развития физических качеств, который обеспечивает базу для длительной и интенсивной деятельности на занятиях. Стремительное увеличение сложности упражнений требует от гимнастов еще большего увеличения нагрузок и повышения интенсивности тренировочных занятий и, следовательно, необходимости воспитания выносливости.
Выносливость. Несмотря на то что в условиях соревнований гимнаст сравнительно недолго выполняет комбинацию на снаряде и при переходе от одного снаряда к другому имеет возможность отдохнуть, тем не менее, следует воспитывать выносливость в процессе круглогодичной подготовки гимнастов. Говоря о выносливости гимнаста, следует иметь в виду выполнение более сложной и длинной комбинации или повторение соединений и отдельных элементов на конкретном снаряде, а также способность выполнять большое количество элементов, комбинаций в течение одного тренировочного занятия или серии тренировок.
В теории и практике спорта выделяют два вида выносливости — общую и специальную. Общая выносливость характеризуется способностью длительное время выполнять работу средней мощности, как правило, циклического характера (ходьба, бег и т.д.). Специальная выносливость проявляется во время выполнения упражнений, которые являются основными составляющими в гимнастике, — это упражнения на снарядах, акробатические упражнения, вольные упражнения. Имея циклический характер, они требуют соответствующего уровня силы, ловкости и других качеств. Таким образом, специальная выносливость является комплексным качеством, которое обеспечивает высокий уровень работоспособности.
Сила характеризуется степенью напряженности, которой могут достичь мышцы. В процессе тренировки следует развивать силу для статических и динамических упражнений. Развитие силы, которая является специфической для гимнастов, совершается с помощью собственно силовых и скоростно-силовых физических упражнений. К собственно силовым относятся упражнения, в которых максимальная сила определяется поднимаемым весом (упражнения со штангой, гирями, поднятие собственного тела — подтягивание, отжимание и т.д.). При этом пользуются сопротивлением, обычно составляющим более 80% максимального усилия.
К скоростно-силовым относятся упражнения, в которых максимальная сила достигается за счет скорости перемещения массы, т.е. скорости сокращения мышц. Такая сила успешно развивается |при помощи упражнений с небольшим сопротивлением, но быстрым (взрывным) характером сокращения мышц (упражнения типа Отталкивания нетяжелых предметов, бег на короткие дистанции, прыжки).
Скорость. Скоростные качества гимнастов проявляются во время исполнения упражнений, которые требуют быстрого сокращения мышц (опорные прыжки, акробатические прыжки, подъемы, спады, обороты, соскоки и др.). При этом следует помнить, что одна группа мышц, которая совершает работу, напрягается, а другая — ее антагонист — должна быть максимально расслабленной. Гимнасту приходится проявлять скоростные качества во время перемещения массы своего тела, следовательно, скорость лучше развивать с помощью скоростно-силовых упражнений. Скорость и сила должны развиваться параллельно.
Ловкость – это способность координировать свои движения рационально использовать свои двигательные качества, возможность быстро ориентироваться в любых условиях. Самым лучшим способом воспитания ловкости являются гимнастические упражнения. Поэтому гимнастическими упражнениями широко пользуются представители почти всех видов спорта. В то же время можно пользоваться и другими упражнениями, негимнастического характера — прыжки на батуте, прыжки в воду, фигурное катание, подвижные и спортивные игры.
Физическая подготовка гимнаста определяется уровнем развития отдельных физических качеств, среди которых не последнее место отводится гибкости, или подвижности в суставах.
Гибкость. Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем этого требуется для конкретного вида спорта, и, создавая тем самым как бы «запас подвижности» в суставах, спортсмены приобретают возможность выполнять движения с большей быстротой и с большей силой. Роль подвижности в суставах не ограничивается только спортивной деятельностью, она огромна в повседневной жизни и многообразной деятельности человека, что определяет необходимость поиска эффективно действующих средств и методов воздействия на данное двигательное качество с целью его совершенствования.
В отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФКа были разработаны тесты, которые достаточно объективно характеризуют физическую подготовленность гимнастов: бег на 20 м с высокого старта (секунды), прыжок вверх (сантиметры), лазанье по канату (секунды), «спичак» (стойка на руках силой, согнувшись, прямыми руками, количество раз), стойка махом (баллы), сгибание и разгибание рук в упоре (количество раз), высокий угол (секунды), шпагаты (средний балл), мост (баллы), наклон вперед (баллы). Студенты, получившие хорошие оценки в отдельных тестах по физической подготовленности, в дальнейшем успешно совершенствуются и осваивают программы I спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта.
Развитие физических качеств и способностей рассматривается как важное условие технико-тактического «арсенала» гимнастов и как база для формирования профессиональных умений будущего педагога физической культуры.
Сначала студент под руководством преподавателя обеспечивает должный уровень развития основных и специальных (характерных для гимнастики) физических качеств.
На первом этапе необходимо создать базовый уровень развития физических качеств силы, гибкости и ловкости. Для этой цели служат общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения.
На втором этапе развитие физических качеств направлено на освоение техники выполнения элемента и предупреждение появления ошибок. Ошибки в исполнении гимнастических упражнений, как правило, обусловливаются или непониманием структуры упражнения, или недостаточным развитием какого-либо двигательного качества (силы, гибкости, ловкости). Если обнаруживаются ошибки в технике исполнения, надо установить причины и устранить их. Например, при разучивании подъема разгибом обучаемый не успевает поднести ноги к перекладине, т.е. выполнить вис согнувшись. Причина — недостаточный уровень развития скоростно-силовых качеств и координации.
На третьем и четвертом этапах совершенствование спортивно-технического мастерства тесно взаимосвязано с развитием специфических для конкретного технического элемента физических «качеств и способностей.
Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки (интегральный подход). Обучение гимнастическим упражнениям — это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя (тренера) и ученика. Этот процесс направлен на решение основных задач обучения: формирование двигательных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств.
Таким образом, процесс подготовки гимнаста (гимнастки) понимается как единство тесно связанных компонентов технической, тактической, физической и психологической подготовки. При этом предполагается, что каждый из названных компонентов не только может, но и должен быть предметом целенаправленной работы, что особенно важно в отношении гимнастов, нацеленных на высшие спортивные достижения.
Только при тесной взаимосвязи технической, физической и психологической подготовки можно рассчитывать на успех выступления гимнаста. Для того чтобы улучшить процесс подготовки гимнастов, необходимо определить значимость каждого из этих факторов. Специалисты называют первым фактором техническую подготовку в видах многоборья. Но в тесной взаимосвязи с технической подготовкой на снарядах находится специальная и общая физическая подготовка, а также акробатическое мастерство. Специальная физическая подготовка в тренировочном процессе, по мнению специалистов, должна не только сочетаться с общей физической подготовкой, но и играть важную роль в акробатической подготовке.
Развитие специальных физических качеств зависит и от психологических качеств гимнаста: инициативности, самостоятельности, настойчивости. Воспитание психологических качеств во многом способствует повышению технического мастерства, улучшению физической подготовки. В тренировочном процессе эти качества следует совершенствовать в единстве с технической и физической подготовкой.
Таким образом, для достижения результатов в спорте необходимы качественное построение и проведение круглогодичного учебно-трениро-вочного процесса, высокий уровень всесторонней физической подготов-ленности, применение больших тренировочных нагрузок, систематическая и целенаправленная организация воспитательной работы, применение научно обоснованных методов тренировки.
- Содержание
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта 9
- Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта» 10
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка 36
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте 43
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте 63
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности 91
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта 109
- Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола) 109
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений 163
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) 205
- Раздел 9. Виды лыжного спорта 239
- Введение
- Часть I. Общие вопросы теории и методики избранного вида спорта Раздел 1. Спорт и спортивная подготовка как основа содержания дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
- 1.1 Спорт, его роль и организация в обществе
- 1.2 Типы и виды спорта
- 1.3 Характеристика системы подготовки спортсменов
- 1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков
- 1.5 Профессиональные умения и навыки преподавателя по физической культуре, тренера
- 16. Организация и проведение соревнований.
- 1.6 Управление обучающимися в учебном процессе, в тренировке и соревнованиях
- 1.7 Спортивная техника: характеристика, критерии эффективности
- 1.8 Спортивная стратегия и тактика: характеристика, критерии эффективности
- 1.9 Физические способности, кондиционная и координационная подготовка
- 1.10 Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 2. Соревнования и соревновательная подготовка
- 2.1 Соревнования как неотъемлемая часть спорта. Классификация соревнований
- 2.2 Соревновательная деятельность, соревновательные действия, соревновательные нагрузки
- 2.3 Система соревнований в многолетнем процессе подготовки спортсменов
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 3. Тренировка и тренировочная деятельность в спорте
- 3.1 Связь тренировки с соревновательной деятельностью
- 3.2 Техническая подготовка
- 3.3 Тактическая подготовка. Обучение тактике и ее совершенствование: задачи, средства, методы
- 3.4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка: задачи, средства, методы
- 3.5 Интегральная подготовка: задачи, средства, методы
- 3.6 Теоретическая подготовка
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 4. Средства восстановления, профилактики и реабилитации в спорте
- 4.1 Утомление и восстановление
- 4.2 Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление
- 4.3 Характеристика педагогических, медико-биологических и психологических средств восстановления
- 4.4 Фармакологические средства профилактики переутомления и восстановления спортивной работоспособности
- 4.5 Профилактическо-реабилитационные средства
- 4.6 Связь средств восстановления и профилактически-реабилитационных средств со структурными компонентами тренировки
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 5. Особенности подготовки спортсменов различного возраста и подготовленности
- 5.1 Специфика вида спорта и продолжительность подготовки
- 5.2 Спортивный отбор, его особенности на этапах многолетней подготовки
- 5.3 Подготовка спортсменов высших разрядов
- 5.4 Подготовка спортивных резервов
- 5.5 Подготовка спортсменов в сфере массового спорта
- 5.6 Спортивные секции и соревнования в общеобразовательной школе
- 5.7 Спортивная работа в учреждениях высшего и среднего профессионального образования
- 5.8 Спортивная работа в оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях, по месту жительства, в местах отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- Часть II. Реализация общих вопросов теории и методики избранного вида спорта на примере базовых видов спорта Раздел 6. Игровые виды спорта (на примере волейбола)
- 6.1 Характеристика волейбола как игрового вида спорта
- 6.2 Специфика игровых видов спорта и особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 6.3 Обучение навыкам игры в волейбол с учетом дидактических основ физического воспитания и спорта, специфики игровых видов спорта, правил соревнований
- 6.4 Управление процессом тренировки волейболистов
- 6.5 Комплексный контроль в волейболе
- 6.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 7. Группа легкоатлетических упражнений
- 7.1 Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений
- 7.2 Обучение легкоатлетическим упражнениям
- 7.3 Особенности тренировочного процесса легкоатлетов
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 7.5 Педагогический контроль в легкой атлетике
- 7.6 Методика и организация отбора легкоатлетов
- 7.7 Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики)
- 8.1 Характеристика спортивной гимнастики
- 8.2 Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики
- 8.3 Обучение технике и тактике, развитие физических качеств на основе положений дидактики спорта и с учетом специфики спортивной гимнастики
- 8.4 Управление процессом подготовки
- 8.5 Комплексный контроль в гимнастике
- 8.6 Организация и проведение соревнований
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел 9. Виды лыжного спорта
- 9.1 Характеристика лыжного спорта
- 9.2 Способы передвижения на лыжах
- 9.3 Обучение навыкам передвижения на лыжах (лыжные гонки)
- 9.4 Принципы тренировки в лыжном спорте
- 9.5 Требования к тренировочному процессу в лыжных гонках
- 9.6 Перечень необходимых инструментов для качественной подготовки лыж
- Контрольные вопросы и задания