logo
Консп_Лек_ТМИВС

6.4 Управление процессом тренировки волейболистов

Характеристика процесса управления. Успешность тренировки волейболистов как сложной системы во многом зависит от управления, под которым понимают процесс, направленный на достижение цели. Под влиянием управления система переходит в новое, качественно более высокое состояние, соответствующее прогнозируемым модельным требованиям на определенный период времени.

Различают управляемую систему — спортивный клуб, спортивную школу, команду, отдельного волейболиста, и управляющую систему: Госкомспорт РФ, Федерация волейбола, КНГ (тренер, врач, психолог и др.). Основу управления составляет обмен информацией между управляющей системой и управляемой. Процесс получения, передачи и переработки информации составляет сущность управления.

Процесс управления включает:

– выявление исходной информации о команде, отдельных волейболистах, условиях и т.д., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях;

– систему комплексного контроля для получения информации о ходе выполнения комплексной программы, сравнения полученных результатов с этапными (промежуточными) модельными уровнями;

– анализ полученных данных и выработку управленческих решений по внесению коррективов в процесс тренировки волейболистов.

Из сказанного можно заключить, что основными функциями управления служат целевое комплексное планирование (программирование) и комплексный контроль.

Модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов в волейболе. Эффективность управления оценивается по степени достижения цели. Цель подготовки волейболистов может быть определена как конечное состояние системы многолетней подготовки в виде набора количественных «модельных» показателей, характеризующих уровень подготовленности спортсменов, который надо обеспечить на данной стадии управления.

Модельные характеристики отражают конечный результат процесса подготовки волейболистов: для национальных сборных это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионаты мира, Европы), для команд национальных лиг — сроки чемпионата страны, для юных волейболистов — окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.

В подготовке волейболистов для эффективного управления применяют модель спортсмена, модель команды, модель подготовки. Модельные характеристики разрабатываются на основе тщательного изучения специфики всей спортивной деятельности волейболистов. Задача состоит в том, чтобы выделить существенные факторы, способствующие достижению высоких результатов в волейболе. Оценка этих факторов у сильнейших волейболистов с учетом вероятного развития волейбола в будущем ложится в основу модели будущего: модели сильнейшего волейболиста, сильнейшей команды, опережающей тренировки.

Выделяют модельные характеристики соревновательной деятельности, куда входят: показатели количественного состава технико-тактических действий, качественные показатели технико-тактических действий, спортивный результат, занятое место в основных соревнованиях; модельные характеристики по уровню подготовленности технико-тактической, физической, психологической, интегральной; модельные характеристики системы тренировочных воздействий, средств и методов по обеспечению выхода на модельные уровни в запланированные сроки.

На основании модельных характеристик квалифицированных волейболистов разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь многолетний период подготовки спортивных резервов, от начального отбора до перехода в систему спорта высших достижений, включения в команды высших разрядов. Принципиально важно, чтобы модельные характеристики имели четкие количественные показатели по основным параметрам.

Модельные характеристики соревновательной деятельности. На основе структуры соревновательной деятельности разрабатываются модельные характеристики, отражающие ее количественно-качественные показатели. Достижение к моменту основных соревнований модельных уровней обеспечивает во многом запланированный спортивный результат.

Модельные характеристики соревновательной деятельности служат основой при разработке модельных характеристик уровня Подготовленности волейболистов и моделей структурных образований процесса подготовки (например, тренировки).

Высший уровень модельных показателей соревновательной деятельности составляют показатели сильнейших волейболистов мира в крупнейших международных соревнованиях. На основании этих данных разрабатываются модельные характеристики для кандидатов в сборную команду РФ, которые, в свою очередь, являются основой для волейболистов команд супер- и высшей лиги. Модельные характеристики волейболистов высших разрядов служат основой для модельных уровней юных волейболистов в системе многолетней подготовки спортивных резервов. Можно выделить следующие показатели модельных характеристик соревновательной деятельности в волейболе.

1. Результаты соревнований, интегрально (целостно) отражающие суммарные итоги процесса подготовки волейболистов. Этот показатель определяется по положению команды в турнирной таблице по итогам всех встреч.

2. Количественный и качественный состав тактических действий — командных, групповых и индивидуальных — в нападении и обороне, способы комплектования команды, загрузка зон при атаке (у сетки и с задней линии).

При комплектовании игрового состава сильнейшие команды придерживаются двух способов: 5 + 1 (пять нападающих и один связующий) и 4 + 2 (четыре нападающих и два связующих), первый преобладает. Из нападающих два должны хорошо выполнять удары с низких передач (первым темпом), два — со средних и высоких передач (вторым темпом). При системе 5 + 1 по диагонали со связующим располагается универсальный нападающий, хо­рошо владеющий навыком второй передачи. При системе 4 + 2 связующие должны уметь хорошо нападать и блокировать. Тенденция развития волейбола состоит в усилении универсализации игроков, чтобы в соответствии с требованиями игры они качественно могли участвовать в реализации всех тактических действий.

Применяемые тактические системы нападения сильнейших команд следующие: с выходом игрока задней линии к сетке (до 50%), через игрока передней линии (до 40%), с первых передач и откидок (до 10%).

Применение сложных тактических комбинаций в нападении (планируются в процентах от качественного приема подачи и в доигровке): таково всего комбинаций — не менее 50%, из них треть с атакой первым темпом и две трети — вторым темпом. В мужских командах эти показатели выше, чем в женских.

Использование (загрузка) зон при атаке: зона 4 — до 40%, зона 3 — до 35%, зона 2 — до 25 %. Атакующие удары выполняют­ся у сетки (игроки зон 4, 3, 2) и из-за линии нападения (игроки зон 1, 6, 5). В мужских командах количество атак из зоны 3 несколько больше, а в женских больше загружена зона 2. Установле­ние модельных заданий по использованию зон в атаке служит важ­ным ориентиром в подготовке волейболистов и ведении соревновательной борьбы.

Модельные задания по индивидуальным тактическим действиям в нападении для связующих определяются по количеству передач на удар без блока и при одном блокирующем, для нападающих по количеству успешных действий против одного блокирующего и против группового блока.

Модельные задания по тактике защитных действий сводятся к тактическим системам, взаимодействиям игроков при блокировании, игре в защите в поле и на страховке. Конкретно и количественно модельные задания не устанавливаются, так как защитные действия зависят от нападающих действий (по разновидности и количеству). Однако учет и оценка их производится по ходу развертывания соревновательной борьбы и после ее окончания.

3. Количественный состав приемов игры и их эффективность в соревнованиях. Модельные уровни устанавливаются по подаче, приему подачи, нападению (удару у нападающих и второй передаче у связующих), блокированию, защите в глубине площадки.

Подача: выигрыш очков — до 10%, затруднение приема пода­чи сопернику — до 50%, ошибки — до 5%.

Прием подачи: качественный (на «4» и «5» по пятибалльной оценке) — до 80%, ошибки — до 10%.

Нападающие удары: выигрыш — 50%, проигрыш — до 10%, эффективность — 40%.

Вторая передача: передачи на удар без блока — до 5%, передачи на удар против одного блокирующего — до 20 % (женщины) и до 30% (мужчины), ошибки — до 2%.

Блокирование: выигрыш — до 15%, касание мяча, удар смягчен — до 30%, проигрыш — до 30%.

Защита (в глубине поля) — до 60 % мячей должно быть сохранено в игре, т.е. не проиграно.

Модельные характеристики по уровню подготовленности. Состав этих модельных характеристик связан с модельными показателями соревно-вательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность. Выделяют следующие показатели модельных характеристик по уровню подготовленности.

1. Техническая подготовленность: состав приемов игры, качество освоения «арсенала» техники, умение применять ее в игре и соревнованиях, эффективность приемов в игре.

2. Тактическая подготовленность: состав тактических действий в нападении и защите — индивидуальных, групповых и командных, качество освоения «арсенала» тактики, умение применять ее в игре и соревнованиях, результативность в игре.

3. Уровень специфических физических качеств, которого должны достичь волейболисты к моменту соревнований. Для примера приводим показатели скоростных и скоростно-силовых качеств.

Бег к шести точкам (92 м) волейбольной площадки: 22 с (мужчины), 24 с (женщины), при этом у связующих показатели устанавливаются на 0,5 с лучше по сравнению с нападающими.

Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами: 60 — 65 см (женщины), 85 — 90 см (мужчины), при этом у нападающих показатели устанавливаются выше.

Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами: 70 — 75 см (женщины), 95—100 см (мужчины), высшая точка касания рукой для женщины — 300 см, для мужчин — 340 см.

4. Уровень психических качеств и свойств личности волейболистов. Данные мотивации достижений, выраженности волевых черт характера, сенсомоторных реакций (простой, выбора, на движущийся объект), распределения внимания, чувства времени, психологической совместимости, способности к взаимодействию и др.

5. Уровень функциональных возможностей и морфологических признаков. Данные физической работоспособности по PWC170 (кгм/мин/кг массы), аэробная производительность (02 мл/мин), анаэробная производительность (сдвиг рН крови), пропускная спо­собность зрительно-моторной системы, точность воспроизведения мышечных усилий, длина тела (см), масса тела (кг), мышеч­ная масса (в процентах массы тела), жировая масса (в процентах массы тела). Длина тела нападающих — 180—190 см (женщины), 195—200 см (мужчины) и связующих — соответственно 175—180 и 190—195 см.

6. Теоретическая (интеллектуальная) подготовленность. Это уровень и объем специальных знаний в области техники, тактики волейбола, содержания тренировки, построения тренировочных занятий, самоконтроля и т.д.

7. Интегральная подготовленность. Это показатели объема технико-тактических действий, применяемых волейболистами в игре (учебной, контрольной), эффективность технико-тактических действий в игре (учебной, контрольной).

8. Возраст волейболистов на момент соревнований. Из 12 спортсменов (игровой состав) 3—4 человека 28 лет и старше (ветераны), 4—5 человек 24—27 лет и 3—4 человека 23 лет и моложе. Возраст волейболисток соответственно на 2 года меньше. Связующие, как правило, представлены в старшей группе и в числе молодежи.

9. Стаж занятий волейболом — индивидуальный и командный.

Речь до сих пор шла о модельных характеристиках волейболистов высших разрядов. На их основе и с учетом данных наблюдений на соревнованиях юных волейболистов 13—20 лет разрабатываются модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте на весь период многолетней подготовки, где они играют важную роль в управлении этим процессом.

На основании модельных характеристик соревновательной и тренировочной деятельности разрабатываются нормативные требования на период времени, предшествующий срокам «модель­ных срезов».

Для нормативов характерен комплексный подход в оценке подготовленности волейболистов. Это обусловлено сложностью структуры соревновательной деятельности и многообразием факторов, от которых зависит ее эффективность.

По каждому параметру нормативных требований определяется количество баллов за выполнение исходного норматива, сумма по всем показателям составляет показатель общий, который должен быть выполнен волейболистом. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На основе комплексных оценок по всем показателям устанавливается интегральный уровень оценки спортивного мастерства.

Контрольные нормативы по технической подготовке. Контрольные нормативы дают возможность получать количественные показатели, по которым можно судить о степени владения навыками приемов игры. Приводим перечень нормативов по основным приемам.

1. Точность второй передачи.

2. Точность передачи мяча через сетку в прыжке.

3. Передачи сверху у стены стоя и сидя (попеременно).

4. Передачи сверху у стены, стоя лицом и спиной (поочередно).

5. Точность подач.

6. Точность нападающих ударов.

7. Точность первой передачи (прием подачи).

8. Защитные действия (защита зоны игроком «либеро»),

9. Блокирование.

Контрольные нормативы по тактической подготовке. Контрольные нормативы представляют требования выбора, который лежит в основе тактических действий — индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. В процессе выполнения нормативов получают количественные показатели, по которым можно судить о степени тактической подготовленности волейболистов. Приводим перечень нормативов по основным действиям.

  1. Действия при второй передаче.

  2. Действия при нападающих ударах. Командные действия в нападении.

  3. Действия при приеме мяча в поле.

  4. Действия при одиночном блокировании.

  5. Действия при групповом блокировании.

  6. Командные действия в защите.

Нормативы по физической подготовке. Морфологические показатели оцениваются по показателям длины тела (роста стоя) физическая подготовленность — по результатам контрольных нормативов. Требования согласуются с модельными характеристиками волейболистов. Приводим перечень нормативов по физической подготовке для волейболистов специализированных спортивных школ.

1. Бег 30 м.

2. Бег 30 м: 5x6 м.

3. Бег 92 м к шести точкам в пределах границ волейбольной площадки.

4. Прыжок вверх с места и с разбегу, отталкиваясь двумя ногами.

5. Прыжок в длину с места.

6. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками.

7. Метание набивного мяча в прыжке.

Нормативы по интегральной подготовке. Значение интегральной подготовки как компонента тренировки объясняется целостным характером соревновательной игровой деятельности спортсменов в волейболе.

При оценке интегральной подготовки учитываются следующие данные: эффективность действий в условиях переключений с одного технического приема на другой, с одного тактического действия на другое; объем технических приемов и тактических действий, применяемых в игре и соревнованиях (на основе программного материала для данного контингента), и их качество (по числу так называемых «своих ошибок»); эффективность применения технических приемов и тактических действий в игре и на соревнованиях; средства и методы интегральной подготовки и их эффективность; интенсивность и объем тренировочной нагрузки.

Планирование (программирование). Планирование как функция управления позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки волейболистов, выбрать направление тренировочной, соревновательной и других видов деятельности, эффективные средства и методы, которые должны быть использованы как для достижения конечной цели, так и для реализации задач, стоящих на пути к этой цели.

В современных условиях актуальная проблема планирования комплексность и учет перспектив. Для команд высших разрядов перспективное планирование охватывает 4 года (олимпийский цикл). В сфере подготовки спортивных резервов этот период составляет 8—10 лет. В содержание планирования входит:

• определение целей тренировки (конкретного контингента), разукрупнение целей и выделение конкретных задач применительно к компонентам тренировки;

• прогнозирование и моделирование в связи с необходимостью принятия решений на будущее;

• учет специфики волейбола, структуры соревновательной деятельности волейболистов и факторов, обусловливающих ее эффективность;

• программирование тренировочной деятельности по всем ее составляющим;

• продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов;

• оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, здесь выделяют три зоны: первая — зона первых больших успехов (20—22 года); вторая — зона оптимальных возможностей спортсмена (23—26 лет); третья — зона высоких спортив­ных результатов (27—30 лет); у женщин этот показатель на 2—3 года меньше;

• оптимальный возраст для начала специализированных занятий волейболом — 9—11 лет;

• основные средства восстановления и реабилитации.

Таким образом, планирование охватывает все составные части

процесса многолетней тренировки волейболистов. Все эти вопросы в той или иной мере находят отражение в различных документах планирования, которые должны отвечать общим требованиям: учет задач и условий работы, конкретность и вариативность, преемственность и перспективность и др.

Эффективность планирования во многом зависит от круга показателей, на основании которых разрабатываются соответствующие планы и осуществляется оценка процесса тренировки.

В качестве основных выделяют следующие показатели.

1. По составу команды: количество «новичков» и волейболистов, сходных по игровым функциям и антропометрическим данным.

2. По тренировочному режиму: количество рабочих дней, тренировочных занятий, часов, тренировочных сборов; распределение времени на техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную, теоретическую подготовку.

3. По соревновательному режиму: количество календарных и Контрольных игр; планируемые результаты (занятое место, эФфективность игровых действий по основным показателям).

4. По уровню подготовленности: нормативы по общей и специальной физической подготовке, технической, тактической и интервальной подготовке; арсенал технических приемов, индивидуальных, групповых и командных тактических действий; применяемость приемов игры и тактических действий в игре, их результативность; зачеты и экзамены по теоретической подготовке; психологическая подготовленность в баллах.

5. По подготовке волейболистов, выполняющих функции связующих, нападающих, «либеро»; число «новичков» в командах мастеров, в сборных командах (региона, страны, в молодежных и основных составах).

Важное место в планировании занимают программы. Так, в программах для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва должно быть отражено:

• дифференцированное по годам и неделям обучения (с 9—11 до 17—19 лет) содержание тренировки;

• распределение времени на техническую, тактическую, интегральную, теоретическую подготовку: а) в многолетнем аспекте — по годам обучения; б) в каждом годичном цикле — по периодам и этапам; в) в отдельных периодах и этапах — по недельным циклам;

• модельные недельные циклы, модельные тренировочные занятия по периодам и этапам годичных циклов с учетом задач и типов занятий по направленности;

• количество соревновательных дней в годичном цикле;

• количественные и качественные показатели в виде контрольных нормативов по основным параметрам для каждого года обучения, которые на всех этапах многолетней подготовки соотносятся с данными прогноза и модельными характеристиками сильнейших волейболистов на планируемый период.

Работа сборной команды страны осуществляется на основе комплексной целевой программы, содержание которой составляют:

характеристика исходного состояния волейбола (мужского, женского, пляжного);

тенденции развития волейбола, стратегические задачи и планируемый результат;

модельные характеристики (команды и игроков по функциям); содержание и сроки комплексного контроля; мероприятия по отбору и комплектованию команды; структура и содержание тренировочной работы; тренировочные и соревновательные нагрузки; средства восстановления и реабилитации; работа по идейно-патриотическому воспитанию; научно-методическое обеспечение процесса подготовки сборной команды;

материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение процесса подготовки;

управление подготовкой на основе комплексной целевой программы.

Волейбол относится к командно-игровым видам спорта, поэтому работа планируется для команды в целом и для отдельного волейболиста. Планирование на ряд лет называют перспективным планом, планирование на годичный цикл называется текущим (годовым). Планирование на цикл в пределах годичного называется оперативным.

Многолетние или перспективные планы содержат основные данные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней тренировки волейболистов.

На уровне годичного цикла планирование включает большее число параметров по каждому из перечисленных ранее показателей, и раскрываются они более детально, при этом учитывается периодизация и спортивный календарь соревнований.

Годичный цикл. В нем выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые составляют макроцикл или большой цикл. Применительно к осенне-зимнему (сентябрь — март) и весенне-летнему (апрель — август) сезонам в волейболе таких циклов соответственно два в году. Один из этих циклов, на который приходятся основные соревнования года, является главным.

Названные периоды по продолжительности изменяются в зависимости от календаря соревнований, закономерностей становления спортивной формы, контингента волейболистов (возраст, спортивная квалификация). Каждый макроцикл начинается подготовительным периодом, который заканчивается к началу соревнований. Соревновательный период по времени совпадает со сроками основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного макроцикла.

Средние циклы и микроциклы. План годового цикла детализируется построением средних циклов и микроциклов. При построении средних циклов предстоящая работа планируется применительно к особенностям конкретного контингента волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т.д. Еще в большей мере это учитывается в микроциклах, где закладывается индивидуальный подход к каждому отдельному волейболисту в процессе тренировочных занятий. Особое значение здесь имеет оперативная информация, циркулирующая в системе «план — тренер — спортсмен» по принципу обратной связи. Средний цикл — это несколько микроциклов, объединенных в отдельный блок.

Набор микроциклов в блоках зависит от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном блоке может быть два (минимум) и больше микроциклов. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы блоков (средних циклов): соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха.

Соревновательный блок. Структура блока определяется характером основных соревнований данного сезона. В нем по возможности моделируются все условия подготовки и проведения основных соревнований. Этот блок — основной в период соревнований, проводимых с интервалами (чемпионат РФ). Соревновательный блок включается в предсоревновательную подготовку. В него входят подводящий, соревновательный и восстановительно-реабилитационный микроциклы. Как правило, это турниры или соревнования.

Адекватность соревновательного блока самая высокая. В системе многолетней подготовки основные соревнования рассматриваются как соревновательный блок, в котором в наибольшей степени реализуются соревновательные условия. Роль такого блока исключительно велика.

Предсоревновательный блок. В блоке с большой достоверностью моделируется режим основного соревнования для того, чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к конкретным условиям этих соревнований и создать обстановку для полной реализации возможностей атлетов в соревнованиях. В этот блок включают тяжелые и ударные микроциклы, моделирующие основную работу предстоящих соревнований и, как правило, по трудности превышающие ее.

По направленности в предсоревновательный блок входят специально-подготовительный, подводящий и восстановительно-реабилитационный микроциклы.

Адекватность этого блока достаточно высокая, она уступает только соревновательному блоку.

Базово-развивающий блок, или блок накопления. Данный блок направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных играх, турнирах и соревнованиях по волейболу, по другим спортивным играм, по другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке.

В содержание этого блока входят главным образом общеподго-товительные и специально-подготовительные микроциклы. Подводящие и соревновательные микроциклы включаются применительно к характеру проводимых соревнований, при этом они чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность колеблется в довольно широком диапазоне. По тяжести микроциклы варьируют также довольно широко: легкий — средний — тяжелый — восстановительно-реабилитационный; средний — тяжелый — восстановительно-реабилитационный — легкий.

Втягивающий блок. Он направлен на то, чтобы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или на данном этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или существенным снижением тренировочных нагрузок и уменьшением специфичности в работе.

В содержание этого блока входит преимущественно сочетание общеподготовительных и специально-подготовительных микроциклов, которые чередуются с восстановительно-реабилитационными микроциклами.

Адекватность втягивающего блока невысокая. Вначале микроциклы преимущественно легкие и средние, к окончанию тяжесть их возрастает.

Блок активного отдыха. Этот блок направлен на постепенное переключение спортсмена от напряженной соревновательной деятельности на работу в последующем подготовительном периоде.

Основное содержание этого блока составляют общеподготовительные и восстановительные микроциклы. По своему характеру блок активного отдыха бывает восстановительно-подготовительный (увеличенное количество восстановительно-реабилитационных микроциклов) и восстановительно-поддерживающий (переключение в средствах тренировки, легкий тренировочный режим).

Микроциклы представляют собой важнейшую структурную единицу процесса подготовки волейболистов. Микроцикл — это ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов), составляющих относительно законченный, повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле — два. (Элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого — от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов; и второго — от окончания работы до полного восстановления).

Основные параметры микроцикла — количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. В этом плане выделяют следующие варианты микроциклов: 6:1; 5:1; 4:1; 3:1; 2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т.д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех.

Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха. Различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы — блоки (средние циклы).

Адекватность главным соревнованиям (АГС). Моделирование условий основных соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями подразумевается следующее: состав соперников с выделением главных из них; структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных игроков;

климатогеографические условия места проведения; характеристики спортивных сооружений, где будут проходить соревнования;

способ проведения соревнований и определения победителя, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками; характеристика зрителей; особенности питания.

В зависимости от набора перечисленных условий, АГС можно определить в процентах. Включение отдельных компонентов условий в соревновательную и тренировочную деятельность волейболистов дает ту или иную АГС, которая определяется как высокая (100-70%), средняя (60-30%) и малая (20-0%). АГС, равная 100%, будет только на самых главных соревнованиях, так как только там может быть полный набор условий с фиксацией результатов именно этих соревнований. Высокая АГС будет у официального турнира, проводимого на месте будущих главных соревнований и с тем же составом соперников. По напряженности высокая адекватность будет у официальных соревнований данного цикла, которые определены как подводящие к главным. За время подготовки необходимо по возможности включать в разном сочетании все компоненты условий главных соревнований. В тренировочных занятиях АГС будет выше в процессе интегральной подготовки, в игровых тренировках и контрольных играх двух составов учебной группы между собой. Самая низкая АГС будет в тренировочных занятиях, посвященных физической подготовке, другими видами спорта. По периодам тренировки малая АГС характерна для переходного периода, средняя — для подготовительного и высокая — для соревновательного. Учитываются также специализированность, направленность и сложность тренировочных нагрузок.

По степени трудности микроциклы можно разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь является характер восстановительных процессов, а именно: на какую фазу установления приходится начало последующего тренировочно­го занятия после предыдущего. Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах.

Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182 — 200 уд./мин, 21 — 33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного микроцикла и определенного отдыха наблюдается существенное почтение работоспособности волейболистов.

Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная нагрузка приходится на частичное восстановление (пульс 174—180 уд./мин, 14—20 баллов). Волейболисты не восстанавливаются после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.

Средний микроцикл занимает как бы промежуточное положение, для него характерны нагрузки как на недовосстановлении, так и на фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156—172 уд./мин, 8—12 баллов).

В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверхвосстановления (пульс 114—150 уд./мин, 1—7 баллов).

С учетом сказанного можно выделить следующие типы микроциклов: соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподгото-вительный, восстановительно-реабилитационный.

Соревновательный микроцикл включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условия проведения и т.д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тренировочных микроциклов.

Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60—100%). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.

Подводящие микроциклы применяются в ходе непосредственной Подготовки к соревнованиям. В них моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т.д.). Происходит окончательная отработка схемы игры, составов, замен и т.д. По адекватности близко примыкают к соревновательным микроциклам (60—80%). По степени воздействия могут быть средними и легкими.

Специально-подготовительные микроциклы направлены на повышение уровня специальной физической, технико-тактической и интегральной подготовленности волейболистов. В этих микроспадах моделируются компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить. Происходит овладение новыми технико-тактическими действиями и их способами, устраняются ошибки в технике и тактике и т.д.

По адекватности специально-подготовительные микроцищц,, могут быть средними и малыми (20—60%). Наибольшая адекватность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также в интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий.

Общеподготовительные микроциклы. Основная задача их состоит в повышении уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; в повышении уровня функциональных возможностей организма, в укреплении основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной специальной работы на последующих этапах подготовки.

Адекватность общеподготовительных микроциклов существенно уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях средняя, до 30%. По степени воздействия общеподготовительные микроциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут сочетаться с микроциклами специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.

Восстановительно-реабилитационный микроцикл. Основная его задача состоит в снижении тренировочных воздействий, контрастной смене применяемых средств, использовании широкого круга восстановительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. Этот микроцикл следует после серии напряженных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных микроциклов.

Построение тренировочных занятий. В тренировочных занятиях последовательно осуществляется реализация основной цели и конкретных задач многолетней тренировки волейболистов. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.

По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольно-теоретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь содержания с характером соревновательной деятельности волейболистов.

Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовке. комбинированные занятия включают два-три компонента в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряженных) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол по правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах, в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные занятия по обучению технике являются центральными в системе многолетней тренировки волейболистов, особенно юных, от качества этих занятий зависит решение важнейшей задачи — вооружения волейболистов широким арсеналом приемов игры. Такие занятия насыщены подводящими упражнениями, здесь широко применяются наглядные пособия, киноматериалы, видеозаписи, технические средства обучения и т.п. Усилия тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых, рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в совершенстве.

Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого применения изучаемых технических приемов игры в процессе тактических (в нападении и защите) действий — индивидуальных, групповых и командных, а также знаний, полученных в процессе теоретических занятий по тактике. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. На всех этапах многолетней подготовки волейболистов особое внимание уделяется повышению уровня их Индивидуального тактического мастерства.

Однонаправленные занятия по совершенствованию техники должны обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. Совершенствование навыков осуществляется под девизом универсальности для всех категорий волейболистов. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.

Однонаправленные занятия по совершенствованию тактики основной целью имеют добиться стабильной надежности выполнения арсенала технических приемов в структуре тактических действий — индивидуальных, групповых и командных, а также совершенного овладения широким арсеналом тактических действие в нападении и защите.

Однонаправленные занятия по физической подготовке посвящаются преимущественно общей физической подготовке, преимущественно специальной, или общей и специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий и в целом игровой деятельности. Большое место в таких занятиях занимает скоростно-силовая подготовка. На таких занятиях широко применяется метод круговой тренировки на тренажерных устройствах и с различным специальным инвентарем.

Комбинированные занятия, основанные на технической и физической подготовке, подчинены главной задаче — более успешного первоначального обучения приемам игры при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей, а также неуклонного совершенствования навыков выполнения технических приемов в многолетнем процессе становления мастерства юного волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе многолетней тренировки или годичного цикла.

Комбинированные занятия на основе технической и тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для отработки данным контингентом волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым владеют на текущем этапе многолетней подготовки спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но в первую очередь — задача совершенствования.

Комбинированные занятия, основанные на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактических задач. Типична многократная повторяемость упражнений в такой последовательности: упражнения по физической, технической, тактической подготовке, имеет место чередование названных упражнений. В этих занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на достижение основных целей конкретного занятия.

Занятия по интегральной подготовке (целостно-игровые) направлены на решение важнейшей задачи — обеспечения взаимосвязи сторон подготовки и реализации приобретенного арсенала средств в игровой и соревновательной деятельности. Основное содержание таких занятий составляют задания на взаимосвязь физической и технической, технической и тактической подготовки, на переключение, игровые тренировки. Взаимосвязь сторон подготовки достигается упражнениями, развивающими физические качества с помощью приемов игры, совершенствующих технику в структуре тактических действий, а также многократным повторением приемов техники и тактики игры. Тренировка на переключение состоит в попеременном выполнении технических приемов нападения и защиты, индивидуальных, групповых и ко­мандных тактических действий отдельно в нападении, отдельно в защите и одновременно (нападение — защита). Игровые тренировки посвящены учебным играм в волейбол, в которых применяется система продуманных заданий. Главная цель — добиться того, чтобы волейболисты применяли в игре изученный технико-тактический арсенал в полном объеме и уверенно, а также тактически целесообразно и эффективно.

Контрольные занятия посвящены приему нормативов, выполнению контрольных заданий (по индивидуальным планам), при необходимости двусторонним играм с целью получить данные о том, как применяют в игре волейболисты изученные технические приемы и тактические действия.

Теоретические занятия проводятся в виде лекций, семинаров, бесед и экзаменов (зачетов). Кроме того, теоретической подготовке следует уделять внимание и на практических занятиях, о которых говорилось выше.

Важный компонент структуры тренировочного занятия — тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений, специально подобранных игр для решения Конкретных задач. Тренировочное занятие можно рассматривать как определенную последовательность тренировочных заданий. Для каждого типа тренировочных занятий разрабатываются каталоги тренировочных заданий.

Тренировочные нагрузки. Тренировочные нагрузки рассматриваются как важный компонент тренировки, это понятие отражает Количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе тренировочных занятий. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психологическую стороны нагрузки, составляющие суммарный объем работы, оказывающие воздействие на организм и психическую сферу спортсмена.

Внешнюю (физическую) нагрузку в тренировке волейболистов определяют: показатели ее общего объема в часах (в годовом цикле, средних циклах и микроциклах); соотношения времени на виды подготовки (техническую, тактическую, физическую, интегральную); количество тренировочных занятий; количество тренировочных заданий различной направленности (количество повторений приемов игры и тактических действий, величина и характер отягощений, длина и скорость пробегания дистанций, количество прыжков и т.д.); доли (в процентах) интенсивной работы в общем ее объеме и т.д.

Внутренняя (физиологическая) нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется реакцией организма на выполненную работу (физиологические, биохимические и другие сдвиги). Определяется показателями ЧСС, систолическим объемом, частотой дыхания, потреблением кислорода, кислородным долгом, скоростью накопления и количеством лактата в крови и др.

Психологическая нагрузка в тренировке волейболистов характеризуется волевым и моральным напряжением, эмоциональностью тренировочных заданий, особенно в условиях противоборства с соперником, сенсорной напряженностью и другими сбивающими факторами и переживаниями. Эта нагрузка существенно связана с двумя названными ранее видами нагрузки. Психологическая нагрузка фиксируется в баллах: 1—3 балла — занятие с малой нагрузкой; 4—5 баллов — занятие со средней нагрузкой; 6—8 баллов — занятие с большой нагрузкой.

Названные виды нагрузки составляют функциональное целое. Внешними показателями руководствуется тренер при планировании и контроле, внутренние дают возможность определить их соответствие возможностям организма и влияние на развитие тренированности.

Увеличение объема, интенсивности, психологической напряженности тренировочной работы в сочетании с различным по характеру и продолжительности отдыхом приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению утомления. Величина сдвигов зависит от уровня подготовленности и спортивной квалификации волейболистов: одна и та же по характеру нагрузка вызывает меньшую реакцию и более быстрое восстановление у мастеров по сравнению с начинающими.

Тренировочная нагрузка дает тренировочный эффект, оцениваемый по уровню изменения состояния волейболиста. Выделяют виды тренировочных эффектов: срочный тренировочный эффект — это текущая реакция организма на одно тренировочное задание, упражнение; отставленный — изменение состояния спортсмена после тренировочного занятия, т.е. суммарного влияния комплекса тренировочных заданий и упражнений; кумулятивный — результат последовательного суммирования организмом всех трениро­вочных эффектов системы тренировочных занятий. Таким образом, в каждом отдельном тренировочном занятии нагрузка должна обеспечить соответствующий эффект, но должна быть логически связана с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий.

Тренировочные нагрузки имеют определенные характеристики с учетом воздействия на организм спортсменов применяемых средств и достижения тренировочного эффекта. Выделяют следующие характеристики: специфичность нагрузки; сложность упражнений; направленность; величину; продолжительность; интенсивность; характер отдыха и его продолжительность.

Специфичность тренировочной нагрузки отражает степень сходства, соответствия применяемых в тренировке упражнений с основными параметрами технико-тактических соревновательных действий волейболиста. В этом плане все упражнения можно разделить на основные и вспомогательные. В более широком понимании специфичность находит отражение в адекватности главным соревнованиям. Специфичность связана со сложностью упражнений.

Сложность упражнений определяется по степени их приближенности к игровым условиям, а также по условиям, в которых занимающимся приходится выполнять технические приемы, тактические действия (темп, переключения, количество и сложность игровых фраз и т. п.) и различные упражнения специальной физической подготовки. По мере увеличения возраста волейболистов и роста их спортивного мастерства сложность упражнений возрастает, увеличивается их доля в тренировочных средствах, применяемых в учебно-тренировочном процессе.

Направленность тренировочной нагрузки характеризует силу ее воздействия на организм спортсмена и во многом определяет уровень специальной работоспособности волейболиста. С ростом этого уровня необходимо вводить в тренировку более эффективные средства, изменять характер и продолжительность отдыха, число повторений упражнений, их сложность.

Величина нагрузки отражает количественную сторону тренировочных воздействий. Внешняя сторона нагрузки представляет собой количественное выражение выполненной тренировочной работы, внутренняя — степень мобилизации функциональных возможностей организма волейболиста при выполнении тренировочных заданий.

Число повторений упражнения (выполнение подряд нескольких нападающих ударов, блокирования, приема подачи и т. п.) при одних и тех же интенсивности, продолжительности, характере отдыха во многом определяет величину ответных реакций организма.

Количество занимающихся, выполняющих то или иное упражнение (групповые упражнения, упражнения в парах, упражнения — два партнера против одного, например, при отработке защитных действий и т.п.), также во многом влияет на характер нагрузки.

Продолжительность упражнений в тренировке волейболистов варьирует в широких пределах — от нескольких секунд до десятков минут. Здесь особенно важно учитывать продолжительность, содержание, насыщенность игровых соревновательных фаз и моделирование этих параметров в тренировке.

Продолжительность упражнений зависит от тех задач, которые ставятся в тренировочном занятии. Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений приводит к их обеспечению разными энергетическими механизмами. Кратковременное выполнение упражнений с большой скоростью способствует повышению анаэробной производительности, продолжительная работа с невысокой скоростью совершенствует аэробные возможности.

Интенсивность упражнения отражает силу его воздействия и обусловливает характер физиологических сдвигов в организме волейболистов. Интенсивность является важным фактором, обусловливающим положительный тренировочный эффект. Различные уровни интенсивности мобилизуют те или иные функции энергообеспечения, что, в конечном счете, дает возможность активно влиять на основные параметры приемов игры и эффективность игровых действий волейболистов.

Интенсивность нагрузки характеризуется силой отдельных тренирующих воздействий или выполненной в единицу времени работой при серийных воздействиях (учитываются: скорость в м/с, частота движений, величина отягощений, темп игры и количество выполняемых приемов). Тренировочные воздействия по интенсивности варьируют в широких пределах, в связи с чем выде­ляют зоны интенсивности для того, чтобы лучше планировать нагрузку и осуществлять контроль (ее оценку). В спортивных играх для этого используется показатель ЧСС. Показатели ЧСС в календарных играх у волейболистов составляют 180—185 уд./мин и до­ходят до 200 уд./мин. Кроме этого, интенсивность оценивается в баллах с учетом ЧСС и характера энергообеспечения.

Характер отдыха и его продолжительность наряду с интенсивностью во многом определяют величину и характер сдвигов в организме под влиянием упражнений. Одни и те же параметры нагрузки, но при разных интервалах отдыха приводят к разным результатам тренирующих воздействий. Характер отдыха между выполнением упражнений, между тренировочными занятиями осияет на восстановительные процессы, в итоге — на характер сдвигов, происходящих в организме. В зависимости от задач определяется продолжительность и характер отдыха.

Особое значение имеет характер чередования активных и пассивных фаз в структуре соревновательной деятельности волейболистов.

Распределение тренировочных нагрузок с учетом их специфичности, направленности, величины, продолжительности и интенсивности в многолетнем аспекте, в годичном цикле по пе­риодам и этапам, в микроциклах и отдельных тренировочных занятиях имеет важнейшее значение и во многом определяет эффективность тренировочного процесса. Она зависит от возраста и квалификации волейболистов, требований периодизации, закономерностей адаптации организма к тренирующим воздействиям.

Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными нагрузками. Умелое сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле и многолетней подготовке (четырехлетний олимпийский цикл, этапы подготовки спортивных резервов) во многом определяет эффективность этой подготовки.