logo
Консп_Лек_ТМИВС

3.6 Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка ведется на всем протяжении многолетнего обучения спортсменов — как с группами начинающих в спортивных школах, так и со спортсменами высших разрядов и сборных страны. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких специальных знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка интеллектуальной, теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути заданий, выполняемых им на тренировочных занятиях. Непонимание порождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер —спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.

Теоретическая подготовка — это целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний; его цель — повышение их интеллектуально-теоретического уровня и содействие повышению спортивного мастерства.

Содержание теоретической подготовки составляют вопросы общего и специального характера, они раскрываются в программах подготовки спортивных резервов по видам спорта и в документах на уровне спорта высших достижений.

Основная тематика теоретической подготовки спортсменов такова:

1. Исторические аспекты развития спорта, физического воспитания, физической культуры в нашей стране, регионе, где проживает спортсмен.

2. Сведения о строении и функциях человеческого организма, влиянии физкультурно-спортивных занятий в различном возрасте.

3. Гигиена, режим труда и отдыха, закаливание организма, питание спортсменов.

4. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, профилактико-реабилитационные и восстановительные средства, оказание первой помощи.

5. Спортивная тренировка. Основные разделы (стороны) тренировки. Средства и методы. Тренировочные нагрузки.

6. Построение тренировочного процесса в годичном и многолетнем циклах. Понятие «спортивная форма». Планирование и контроль в управлении тренировочной деятельностью.

7. Соревновательная деятельность, подготовка и участие в соревно-ваниях. Соревновательные нагрузки.

8. Методы обучения технике, тактике, развития физических качеств.

9. Методика наблюдения и анализа соревновательной и тренировочной деятельности в избранном виде спорта.

10. Изучение и анализ развития правил соревнований, связь изменений в правилах соревнований и содержания тренировочного процесса, подготовки к конкретным соревнованиям. Объем и сложность вопросов определяются программами с учетом возраста и квалификации спортсменов.

Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, в беседах, а научить оперативно использовать эти знания в тренировочных занятиях и соревнованиях. На тренировочных занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление спортсменов воплощать в практические действия определенные свои выводы и решения, а с другой — осмысливать и анализировать свои действия на тренировочных занятиях и в соревнованиях.

Тренеру принадлежит основная роль в решении задач теоретической подготовки. Он проводит специальные теоретические занятия, а также сообщает теоретические сведения своим воспитанникам в процессе практических занятий. Нет нужды доказывать, что успех теоретической подготовки спортсменов во многом зависит от интеллектуального и теоретического уровня тренера, его профессионализма, общей культуры и др.

В процессе изучения дисциплины ТиМИВС теоретическая подготовка спортсмена является и разделом профессиональной подготовки в плане рефлексивного отношения к деятельности в роли обучаемого.