logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта

Стадии производства

туристского продукта

Выручка от

реализации

Стоимость

промежуточных

услуг

Добавленная

стоимость

Транспортные +

Услуги размещения +

Услуги питания +

Услуги развлечения +

Услуги реализации +

Услуги рекламы +

Другие услуги

400

600

800

900

1000

1050

1150

-400

-600

-800

-900

-1000

-1050

-400

-200

-200

-100

-100

-50

-100

Конечный туристический продукт

5900

- 4750

- 1150

Определение добавленной стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к табл. 2.4.1, мы убедимся, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. е., в то время как некоторые налоги у туроператоров, как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. е.) и даже с валового показателя (5900 у. е.).

Национальный доход на развитие туризма может расходоваться по-разному. Существуют три принципиально отличающихся друг от друга варианта в зависимости от величины выделяемых из национального дохода инвестиций:

1) Стационарный вариант с нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости.

2) Развивающийся вариант с положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов.

3) Кризисный вариант с отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал.

Данные варианты характеризуют инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «предания» первоначального капитала.

Такие показатели развития экономики, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национального продукта (ВНП), могут быть рассчитаны не только в масштабах страны; они репрезентативны и на уровне туристических фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристического продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения.

Если туристическая фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля — блок номеров, то при этом она не увеличит национальный продукт, так как никакого нового продукта не создано и эти сделки по своей природе относятся к трансфертным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и деятельность по формированию туристического продукта сделать невыгодной. Например, если туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, то это увеличит риск и способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования.

Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть формируемый национальный продукт на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество NNP=С+I или I=NNP - С, где:

NNP — чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров;

I — чистые инвестиции;

С — поток потребительских товаров и услуг.

В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет показатель сбережений S, который также исчисляется по той же формуле:

S=NNP­С,

Это позволяет сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S.

Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций (I) останется без изменений, а показатель сбережений (S) будет анализироваться в трех различных состояниях:

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определённых экономических показателей, которые отражают количественный объём реализации туристических услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристических хозяйствующих субъектов.

Система показателей развития туризма для регионов (страны) включает: объём туристского потока; среднюю величину туристских расходов в сутки; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности туристической фирмы; показатели развития международного туризма.

Туристский потокэто постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов, число туродней, средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

Д=Ч* tср, где:

Д – туродни:

Ч — число туристов;

tср — среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.

Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) — это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме.

Когда получены эти данные, нетрудно оценить предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее, местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристическом регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристических расходов (Р) в данном регионе определяется следующим образом:

Р= Д* Рср, где:

Р - величина суммарных туристических расходов;

Рср — средние расходы туриста за сутки.

Туристский поток — явление неравномерное. Поэтому были выведены коэффициенты неравномерности туристского потока ( KН ), которые рассчитываются тремя способами:

1)

2)

3) где:

— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно человеко-дней;

— годовое и среднемесячное число туродней, соответственно человеко-дней.

Состояние и развитие материально-технической базы туризма, её мощность в данной стране (регионе) определяют такие показатели: коечный фонд гостиниц и других средств размещения; число мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.

Мощность коечного фонда определяется по формуле где:

— мощность коечного фонда, ед.;

— число койко-мест круглогодичного использования;

— число койко-мест сезонного использования;

— число дней сезонного использования.

Показатели финансово-экономической деятельности турфирмы включают:

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

Все вышеперечисленные показатели оказывают определенное влияние на регион, в котором развивается туристическая отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Прямое влияние туризма на экономику страны или региона — это результат воздействия доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

Расходы туристов повышают доход туристического региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы — доходы — расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.

Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе.

Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Браславским озерам, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятия это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона — это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристическая фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона.

Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет воздействие на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

Помимо эффекта мультипликатора есть и другие сопутствующие экономические явления. Увеличивающиеся затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристического регионов совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений. Следовательно, можно рассчитать коэффициент дохода. Рассмотрим это более подробно.

Существенное влияние на коэффициент дохода оказывает коэффициент занятости.

Количество имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест — один из важнейших показателей вклада отрасли туризма в экономику. Наиболее исследованная категория занятых в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена приблизительно. Коэффициент занятости различен по регионам и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости для страны составляет 1,13 - это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,13 человек на каждого напрямую работающего в обслуживании экспортного туристского спроса. А если данный коэффициент составляет, предположим, 2,63 - страна обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,63 человека на каждого уже работающего в индустрии. В целом же коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населении, или общему количеству трудоустроенного населения. По мере роста населения в стране возрастает и значение коэффициента занятости.

Коэффициент дохода. Занятость предполагает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития. Значительность этого стимулирования зависит от некоторых факторов. Если использовать в качестве примера отель, то eгo администрации необходимо выбрать один из двух способов распределения прибыли: потратить прибыль на товары и услуги или часть прибыли отложить. Экономисты называют эти способы маржинальной склонностью к потреблению (МСП) или маржинальной склонностью к сбережению (МСС) — оттоком денег из местной экономики. Отток маржинальных (дополнительных) фондов из местной экономики может производиться двумя путями: они могут быть отложены или могут быть использованы на приобретение импортных товаров. В любом случае данные действия способствуют оттоку фондов и не стимулируют местную экономику.

Доход является основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Субъективная склонность к потреблению может быть средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к потреблению людей или туристических предприятий выражается отношением потребляемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к потреблению выражается отношением изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало.

МРС=Δ С/Δy, где:

МРС – предельная склонность к потреблению;

Δ С – изменение в потреблении;

Δ y – изменение в доходе.

Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают. Сбережения — это часть дохода, которая не потребляется. Склонность к сбережению бывает средней и предельной (маржинальной). Средняя склонность к сбережению выражается отношением сберегаемой части дохода ко всему доходу. Предельная склонность к сбережению выражается отношением любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которая его вызвало.

МРSS/ Δy, где:

МРS – предельная склонность к сбережению;

ΔS - изменение в сбережении;

Δy – изменение в доходе.

Если валовой доход туристического предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода. В этих условиях сумма маржинальной склонности к потреблению и маржинальной склонности к сбережению равна единице:

МСС+ МСП = 1;

МСП = 1 — МСС;

МСС = 1 — МСП.

Чтобы понять суть коэффициента дохода (КД), надо приблизительно рассчитать, какая доля денег туристов, получается туристическим регионом, тратится и какая доля откладывается (утечка).

Коэффициент дохода можно рассчитать по формуле

Рассмотрим это на примере. Предположим, что общие затраты 1 туриста в регионе составили $1000, а маржинальная склонность к потреблению равна 1/2.

Произведем вычисления:

Таким образом, первоначальная сумма в $1000 туристских расходов оборачивается $2000 дохода принимающего туристического региона.

Утечка денежных средств — это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся на туристские потребности за пределами принимающего государства). Если тратятся деньги за рубежом на импортные товары, то, очевидно, что это не стимулирует местную экономику. И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристических фондов в местную экономику путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует развитию принимающей страны.

В Беларуси утечка достаточно велика. В 2007 г. белорусские туристы вывезли 579 млн. долларов США, а за восемь последних лет – 3,6 млрд. долларов США. За восемь лет отрицательное сальдо по поездкам – 1,6 млрд. долларов США, которые ушли за пределы страны. К тому же из-за упадка производственной сферы отелям, транспортным предприятиям и прочим поставщикам туристической отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.