3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
Экономика регионального туризма является частью экономики единого хозяйственного комплекса региона.
Специфика экономики регионального туризма как научной области знаний заключается в том, что она занимается следующими проблемами:
исследованием закономерностей и принципов существования и развития элементов производительных сил и социальной инфраструктуры туристической сферы в территориальном аспекте;
анализом, прогнозированием и обоснованием направлений размещения производительных сил туристической сферы с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований;
изучением экономики территорий регионов и межрегиональных экономических связей;
исследованием региональной организации хозяйства туристической сферы;
изучением природно-ресурсного потенциала регионов;
изучением проблем народонаселения, тенденций изменения трудовых ресурсов, вопросов демографических проблем и их влияния на развитие производительных сил туристической сферы;
анализом стартового уровня экономики туристической сферы регионов в период становления и развития рыночных отношений;
определением основных факторов размещения производительных сил туристической сферы в переходный период к рынку;
определением путей рационализации, направления структурной перестройки экономики регионального туризма в регионе.
Понимание этого позволяет в общем плане строить государственную политику развития туристической сферы в регионах с учетом:
основных мест и направлений размещения производительных сил регионального туристического бизнеса;
развития и расширения туристического бизнеса по всему региону с учетом его места в едином хозяйственном комплексе региона;
основных задач долгосрочной региональной политики в сфере туризма на перспективу.
В рыночной системе нормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможность экономического развития региона путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой — обеспечивает индивидуальную заинтересованность регионов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все регионы подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающим значительное повышение самостоятельности и экономической активности.
В рыночной системе задачу внутрирегиональной экономической координации решают два типа рынков: региональный рынок производственных ресурсов и региональный рынок потребительских благ. На туристическом рынке сталкиваются спрос на региональный турпродукт, который предъявляет турист, и предложение тур продукта.
При изучении развития туризма в регионе необходимо глубокое понимание современной экономической ситуации в нем. Известно, что при вхождении в рынок все регионы страны испытывают кризис, идет процесс ломки структуры экономики, часто очень болезненный. Проявляется дезинтеграция экономического пространства, разрыв связей между регионами.
Основные цели государственной политики регионального туризма:
1) Анализ проблемы размещения туристических услуг выводит на глобальную государственную цель — решение проблемы взаимодействия регионов. После того как регион оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, он сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности:
производителей внутри региона;
потребителей, представляющих свой регион;
по производству и потреблению турпродукта за пределами региона.
2) Рациональное территориальное разделение труда внутри и между регионами и их экономическая кооперация. Для туристического комплекса это выражается в развитии тех видов туризма и соответствующей инфраструктуры, которые бы позволили обеспечить сохранность рекреационного достояние региона при максимальной прибыльности их использования.
3) Реформирование структуры регионального туристского комплекса, его социологизация, преодоление депрессивного состояния, создание социальной инфраструктуры, стабилизация экономических процессов, развитие транспортных систем и систем связи, поддержание экологической обстановки.
4) Ориентация деятельности туристских предприятий на работу с местным населением. Неблагополучное состояние туристской работы в регионе с местным населением, а также недоразвитость форм кратковременного отдыха — конкретный результат стремления провести экономическое нормирование потребления платных услуг в туризме без учета социального и натурального нормативов. Отсюда — искаженное представление об использовании имеющейся базы и крайне низкий экономический показатель объема туристско-экскурсионных услуг.
5) Перестройка управленческой структуры региональной туристической системы по спросу и предложению. При этом в основу следовало бы положить экономические и функционально-технологические принципы построения. Необходим ускоренный перевод структуры управления туризмом на систему территориальных объединений, комплексов, ассоциаций, а также туристско-экскурсионных предприятий туроператорской и турагентской сети.
Данные уровни выступают в качестве исходного звена структуры управления. Практика показывает, что в качестве основы для определения типа организации следует использовать экономические, а не территориальные показатели: объемы предоставляемых услуг, прибыль и функции экономических фонов. Ошибочной является попытка формировать однотипные управленческие фонды на различных по своим функциям предприятиях, в объединениях и структурах.
Основные направления государственной политики регионального туризма могут быть следующие:
Региональное финансирование. Можно сказать, что региональные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых распределяется и перераспределяется доход на экономическое и социальное развитие территорий. Для преодоления региональной отсталости необходима разработка региональных программ развития туризма. Средства на их осуществление формируются за счет доходов бюджетов соответствующих административных территорий.
Создание средств субъектов хозяйствования. К таким средствам относятся, во-первых, финансовые ресурсы предприятий и фирм, находящихся в муниципальной собственности; во-вторых, территориальные внебюджетные фонды. Источником таких фондов могут служит заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, страховые сборы, поступления из централизованных внебюджетных фондов. В-третьих, финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. В нашей стране почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Большое значение здесь приобретают рентные платежи.
Сохранение единого экономического пространства и общих принципов функционирования структур туристического бизнеса на всей территории страны. При этом важной стороной региональной политики является разграничение компетенции республиканских и региональных органов управления.
Привлечение общественности и различных служб городов и районов региона к процессу планирования туризма. Развитие регионального туризма объединяет интересы руководителей туристического бизнеса, поставщиков туруслуг и местного населения, особенно его инициативной части, стремящейся к более высокому уровню жизни и понимающей экономические возможности регионального туризма.
Развитие туристско-экскурсионной активности населения, освоение туристических территорий, возобновление и приспособление памятников истории, культуры, архитектуры, природы для целей туризма, экскурсий и отдыха, которые должны быть в полной мере подкреплены поддержкой и заинтересованностью со стороны местных исполнительных органов, хозяйственных, транспортных служб и учреждений культуры, информации и образования.
Помощь в преодолении различий в уровне жизни населения отдельных регионов. Для выполнения этой задачи огромное значение имеют государственные программы, концепции и модели хозяйственного развития туристического бизнеса регионов на базе уникальных природных богатств с учетом их экономического уровня и особенностей.
Организация и управление экономикой туристического комплекса на основе кооперации общественных государственных организаций и личных возможностей граждан. При этом социальная и экономическая направленность кооперации должна сочетаться и взаимодействовать на основе складывающихся тенденций к разгосударствлению и приватизации собственности, переводу ее на режим смешанного и муниципального хозяйственного ведения. Предлагаемые формы интеграции (отдельно в структуре государственных объединений, а также совместных и малых предприятий) могут привести к появлению многовариантности форм и видов туристической деятельности, повсеместному приобщению населения страны к ценностям культуры, истории и природы, удовлетворению разнообразных потребностей граждан в услугах туризма, экскурсий и путешествий, участию в программах и маршрутах международного обмена. Организационной основой социально-хозяйственной кооперации в сфере отдыха могут стать хозяйственные и экономические структуры и ассоциации туризма, деятельность которых целесообразно направлять совместными усилиями граждан и государства.
Опыт и практика последних лет показывают, что работа в перечисленных направлениях позволит оптимально сочетать социальные функции туризма, постоянный и ускоренный темп роста его экономических показателей, территориальную и отраслевую структуру управления и организации туристско-экскурсионной системы в тесном взаимодействии с задачей расширения сферы платных услуг населению на территориальном уровне.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.