Тема 10. Финансово-экономические
АСПЕКТЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ В ТУРИЗМЕ
1. Экономическая сущность страхования и его категории.
2. Особенности страхования туристов и туристических организаций.
3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности.
4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих.
5. Экономический анализ страховой туристической деятельности.
1.Экономическая сущность страхования
и его категории
Страхование возникло и развивалось, имея своим основным назначением страховую защиту имущественных интересов людей от стихийных бедствий и негативных случайностей (рисков).
В обществе объективно (независимо от нашего желания) возникают непредвиденные обстоятельства, имеющие негативные последствия, которые принято называть страховым случаем. Зачастую эти случаи наносят обществу и отдельным гражданам значительный имущественный ущерб (убыток).
В связи с этим появляется потребность возмещения материальных потерь в процессе общественного производства или предпринимательской деятельности.
Экономическая сущность страхования заключается в формировании страховщиком денежных фондов и резервов из уплачиваемых страхователями взносов (премий), предназначенных для производства выплат страховщиками застрахованным лицам. Все это оговаривается в договоре страхования.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство защиты имущественных интересов юридических и физических лиц всех форм собственности от стихийных бедствий и других негативных проявлений рынка.
Экономическая необходимость использования страхования в целях страховой защиты общественного производства, предпринимательства и благосостояния граждан обусловлена обособленностью хозяйствующих субъектов, возросшими финансовыми рисками и имущественными интересами граждан.
Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена финансовой системы. При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание изменчиво и предопределяется общественно-экономической формацией (экономической системой) и типом государства (монархическое, авторитарное, демократическое и др.).
Основными признаками финансовой категории страхования являются:
рисковый характер, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим;
денежные перераспределительные отношения между участниками страхования в связи с последствиями страховых случаев;
возвратность взносов страхователям, застрахованным или третьим лицам в форме страховых выплат (страхового обеспечения при личном страховании, страхового возмещения при имущественном страховании, а также при страховании ответственности) или при досрочном прекращении действия договора страхования.
Признак возвратности средств приближает финансовую категорию страхования к кредитной. Список видов страхования финансовых рисков обширен. Большинство финансовых гарантий охватывает основные сделки, связанные с банковскими депозитами, ценными бумагами, инвестиционными вложениями, коммерческими сделками, арендными обязательствами, ссудным кредитованием, ипотекой, операционными рисками и другими видами коммерческих услуг.
Таким образом, финансовая категория страхования выражает свою сущность через страхование финансовых рисков. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств) и подразделяются на два вида:
1) Риски, связанные с покупательной способностью денег.
2) Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные, дефляционные, валютные и риски ликвидности.
Инфляция представляет собой обесценение денег и соответственно рост цен.
Дефляция — это процесс, обратный инфляции. Она выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег, ухудшении экономических условий предпринимательства и снижении доходов.
Валютные риски представляют собой опасность потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Инвестиционные риски включают: риски упущенной выгоды, снижения доходности, а также риски прямых финансовых потерь.
Риск банкротства представляет собой опасность потери предпринимателем собственного капитала в результате неправильного выбора его вложения. Предприниматель, не способный рассчитываться по взятым на себя обязательствам, становится банкротом.
Кредитный риск — это опасность неоплаты заемщиком кредитору основного долга (кредита) и причитающихся процентов.
Страхование финансовых рисков постоянно находится в поле зрения делового мира и средств массовой информации. Как всякое новое дело, оно претерпевает быстрые изменения и по своей сути, и по подходам к решению проблем.
Сегодня наряду с традиционным назначением страхования— обеспечением защиты имущественных интересов страхователей от стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, пожара и др.), случайных событий технологического и экологического характера (взрывов в шахтах, космосе, загрязнения окружающей среды химическими и другими выбросами и отходами производства) — объектами страхования все больше становятся имущественные интересы, связанные с финансовыми рисками (кражами, разбойными нападениями, авариями автотранспорта и др.) и здоровьем юридических и физических лиц, а также с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу третьего лица (страхование гражданской ответственности владельцев авиатранспорта, ответственности финансовых рисков и др.).
Физические и юридические лица, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность в возмещении не только ущерба, выражающегося в повреждении или гибели основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли из-за вынужденных простоев предприятий (непоставка сырья и комплектующих, неплатежеспособность потребителей энергоресурсов), невыполнения договорных обязательств, контрактов и др.
В условиях рыночных отношений существенно увеличивается число страховых услуг. Приоритет отдается добровольным видам страхования, но в определенных сферах жизнедеятельности сохраняется обязательное страхование (военнослужащих, работников МВД, пожарных, шахтеров и других профессий, связанных с повышенным риском), а также вводятся новые его виды (медицинское, профессий: врачей, адвокатов, юристов и др.).
В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль за счет вложения временно свободных денег в перспективные объекты материального производства, выгодные проекты.
На современном этапе развитие страхования представлено многочисленными страховыми рынками.
Современный страховой рынок — это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, и формируются на нее предложение и спрос. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей на страховые услуги и страховщиков, способных их удовлетворить. Иначе говоря, страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страховых услуг. Он обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем при реализации страхового продукта (услуги).
Важным элементом функционирования страхового рынка выступает цена страховой услуги.
Основными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.
Цена страховой услуги выражается в тарифной ставке, которая складывается на основе спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей страхователей и страховыми выплатами; верхняя граница — потребностями страховщика и его конкурентоспособностью. Если цена страховой услуги оказывается чрезвычайно высокой, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Если величина страхового тарифа будет занижена, то страховщик может оказаться не в состоянии выполнять свои страховые обязательства, т. е. страхование станет нерентабельным.
Во избежание нежелательных ситуаций страховщик устанавливает размер тарифных ставок по различным видам страхования на основании актуарных расчетов, с учетом величины и структуры страхового портфеля (числа застрахованных объектов и средней тарифной ставки по страховому портфелю), а также с учетом финансовой устойчивости страхового фонда как отношения доходов к расходам за тарифный период.
Цена услуги страховщика зависит не только от величины и структуры страхового портфеля, но и от его инвестиционной деятельности, расходов на ведение дела и содержание штатных сотрудников, а также от отчислений на ожидаемую прибыль, предупредительные мероприятия и т. д.
Страховая услуга может быть предоставлена страхователю на основе взаимного договора сторон при добровольном страховании или на основании закона — при обязательном (когда страхование производится с позиций общественных интересов государства и носит принудительный характер). Факт заключения договора может удостоверяться (подтверждаться) выдачей страхового полиса (сертификата). Для туристов выдача полиса обязательна и при медицинском страховании. Перечень видов страхования, которыми может пользоваться страхователь, представляет собой ассортимент услуг, подтвержденный лицензией на право заниматься страховой деятельностью.
В организационно-правовом аспекте страховые рынки подразделяются на акционерные, корпоративные, взаимные, гocyдарственные и смешанные; в территориальном аспекте — на внутренний, внешний и мировой.
В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, «на дожитие», от несчастных случаев, домашнего имущества, дач и др.).
В качестве продавцов на страховом рынке выступают страховые и перестраховочные организации, а в качестве покупателей — страхователи, дееспособные физические и юридические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.
Посредниками между продавцами и покупателями страховых услуг выступают агенты, брокеры, маклеры, которые способствуют поиску потенциальных покупателей и надежных продавцов.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.