logo
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

Тема 10. Финансово-экономические

АСПЕКТЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ В ТУРИЗМЕ

1. Экономическая сущность страхования и его категории.

2. Особенности страхования туристов и туристических организаций.

3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности.

4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих.

5. Экономический анализ страховой туристической деятельности.

1.Экономическая сущность страхования

и его категории

Страхование возникло и развивалось, имея своим основным назначением страховую защиту имущественных интересов людей от стихийных бедствий и негативных случайностей (рисков).

В обществе объективно (независимо от нашего желания) возникают непредвиденные обстоятельства, имеющие негативные последствия, которые принято называть страховым случаем. Зачастую эти случаи наносят обществу и отдельным гражданам значительный имущественный ущерб (убыток).

В связи с этим появляется потребность возмещения материальных потерь в процессе общественного производства или предпринимательской деятельности.

Экономическая сущность страхования заключается в формировании страховщиком денежных фондов и резервов из уплачиваемых страхователями взносов (премий), предназначенных для производства выплат страховщиками застрахованным лицам. Все это оговаривается в договоре страхования.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство защиты имущественных интересов юридических и физических лиц всех форм собственности от стихийных бедствий и других негативных проявлений рынка.

Экономическая необходимость использования страхования в целях страховой защиты общественного производства, предпринимательства и благосостояния граждан обусловлена обособленностью хозяйствующих субъектов, возросшими финансовыми рисками и имущественными интересами граждан.

Экономической сущности страхования соответствуют следующие категории: финансовая, экономическая, кредитная, которые позволяют выявить содержание и особенности страхования как звена финансовой системы. При этом следует иметь в виду, что если экономическая сущность страхования постоянна, то экономическое содержание изменчиво и предопределяется общественно-экономической формацией (экономической системой) и типом государства (монархическое, авторитарное, демократическое и др.).

Основными признаками финансовой категории страхования являются:

Признак возвратности средств приближает финансовую категорию страхования к кредитной. Список видов страхования финансовых рисков обширен. Большинство финансовых гарантий охватывает основные сделки, связанные с банковскими депозитами, ценными бумагами, инвестиционными вложениями, коммерческими сделками, арендными обязательствами, ссудным кредитованием, ипотекой, операционными рисками и другими видами коммерческих услуг.

Таким образом, финансовая категория страхования выражает свою сущность через страхование финансовых рисков. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т. е. денежных средств) и подразделяются на два вида:

1) Риски, связанные с покупательной способностью денег.

2) Риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные, дефляционные, валютные и риски ликвидности.

Инфляция представляет собой обесценение денег и соответственно рост цен.

Дефляция — это процесс, обратный инфляции. Она выражается в снижении цен и соответственно в увеличении покупательной способности денег, ухудшении экономических условий предпринимательства и снижении доходов.

Валютные риски представляют собой опасность потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности — это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски включают: риски упущенной выгоды, снижения доходности, а также риски прямых финансовых потерь.

Риск банкротства представляет собой опасность потери предпринимателем собственного капитала в результате неправильного выбора его вложения. Предприниматель, не способный рассчитываться по взятым на себя обязательствам, становится банкротом.

Кредитный риск — это опасность неоплаты заемщиком кредитору основного долга (кредита) и причитающихся процентов.

Страхование финансовых рисков постоянно находится в поле зрения делового мира и средств массовой информации. Как всякое новое дело, оно претерпевает быстрые изменения и по своей сути, и по подходам к решению проблем.

Сегодня наряду с традиционным назначением страхования— обеспечением защиты имущественных интересов страхователей от стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, пожара и др.), случайных событий технологического и экологического характера (взрывов в шахтах, космосе, загрязнения окружающей среды химическими и другими выбросами и отходами производства) — объектами страхования все больше становятся имущественные интересы, связанные с финансовыми рисками (кражами, разбойными нападениями, авариями автотранспорта и др.) и здоровьем юридических и физических лиц, а также с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу третьего лица (страхование гражданской ответственности владельцев авиатранспорта, ответственности финансовых рисков и др.).

Физические и юридические лица, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность в возмещении не только ущерба, выражающегося в повреждении или гибели основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли из-за вынужденных простоев предприятий (непоставка сырья и комплектующих, неплатежеспособность потребителей энергоресурсов), невыполнения договорных обязательств, контрактов и др.

В условиях рыночных отношений существенно увеличивается число страховых услуг. Приоритет отдается добровольным видам страхования, но в определенных сферах жизнедеятельности сохраняется обязательное страхование (военнослужащих, работников МВД, пожарных, шахтеров и других профессий, связанных с повышенным риском), а также вводятся новые его виды (медицинское, профессий: врачей, адвокатов, юристов и др.).

В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль за счет вложения временно свободных денег в перспективные объекты материального производства, выгодные проекты.

На современном этапе развитие страхования представлено многочисленными страховыми рынками.

Современный страховой рынокэто особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, и формируются на нее предложение и спрос. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей на страховые услуги и страховщиков, способных их удовлетворить. Иначе говоря, страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страховых услуг. Он обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем при реализации страхового продукта (услуги).

Важным элементом функционирования страхового рынка выступает цена страховой услуги.

Основными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.

Цена страховой услуги выражается в тарифной ставке, которая складывается на основе спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей страхователей и страховыми выплатами; верхняя граница — потребностями страховщика и его конкурентоспособностью. Если цена страховой услуги оказывается чрезвычайно высокой, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Если величина страхового тарифа будет занижена, то страховщик может оказаться не в состоянии выполнять свои страховые обязательства, т. е. страхование станет нерентабельным.

Во избежание нежелательных ситуаций страховщик устанавливает размер тарифных ставок по различным видам страхования на основании актуарных расчетов, с учетом величины и структуры страхового портфеля (числа застрахованных объектов и средней тарифной ставки по страховому портфелю), а также с учетом финансовой устойчивости страхового фонда как отношения доходов к расходам за тарифный период.

Цена услуги страховщика зависит не только от величины и структуры страхового портфеля, но и от его инвестиционной деятельности, расходов на ведение дела и содержание штатных сотрудников, а также от отчислений на ожидаемую прибыль, предупредительные мероприятия и т. д.

Страховая услуга может быть предоставлена страхователю на основе взаимного договора сторон при добровольном страховании или на основании закона — при обязательном (когда страхование производится с позиций общественных интересов государства и носит принудительный характер). Факт заключения договора может удостоверяться (подтверждаться) выдачей страхового полиса (сертификата). Для туристов выдача полиса обязательна и при медицинском страховании. Перечень видов страхования, которыми может пользоваться страхователь, представляет собой ассортимент услуг, подтвержденный лицензией на право заниматься страховой деятельностью.

В организационно-правовом аспекте страховые рынки подразделяются на акционерные, корпоративные, взаимные, гocyдарственные и смешанные; в территориальном аспекте — на внутренний, внешний и мировой.

В свою очередь каждый из этих рынков подразделяется на обособленные подотрасли (сегменты) и виды (страхование дополнительной пенсии, «на дожитие», от несчастных случаев, домашнего имущества, дач и др.).

В качестве продавцов на страховом рынке выступают страховые и перестраховочные организации, а в качестве покупателей страхователи, дееспособные физические и юридические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Посредниками между продавцами и покупателями страховых услуг выступают агенты, брокеры, маклеры, которые способствуют поиску потенциальных покупателей и надежных продавцов.