logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства

Первая всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма», проходившая 23 — 25 марта 1997 г. в г. Раково Московской области, рекомендовала осуществлять подготовку специалистов туризма на основе туристики.

«Туристика» — термин новый, и поэтому вначале необходимо дать ему определение. При определении туристики надо исходить из ее конкретно-целевой, практической направленности — туристического обслуживания граждан. Туристика— это система прикладных наук о туризме и туристическом обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристический хозяйствующий субъект (туристическую фирму).

Структурная схема туристики как комплекса наук о туризме и туристическом обслуживании граждан приводится на рис. 2.3.1. Данная схема показывает, что туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма: организацию, управление, экономику.

1) Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом её элементов и способом их объединения (взаимодействия).

Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, тур агентств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.

В организационной структуре отрасли туризма можно различить социально-экономический, материально-вещественный, технологический и информационный аспекты.

Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: республиканская, муниципальная, акционерная, частная и т.п.

Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристического продукта.

Рис.2.3.1 Структурная схема туристики

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристического продукта.

Следующий аспект организационной структуры туризма — информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, т.е. вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при передачи ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем её укрупнения или сокращения.

2) Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществление управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На отраслевом уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) в РБ относятся: Правительство РБ, Министерство спорта и туризма РБ, Межведомственный экспертно-координационный Совет по туризму при Совете Министров РБ, Управление туризма Министерства и туризма РБ, Национальный туристический концерн «Белинтурист», Республиканское унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму», Управление физической культуры, спорта и туризма облисполкомов, Мингорисполкома, Отделы физической культуры, спорта и туризма райисполкомов (горисполкомов), общественные объединения по туризму и др.

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристические фирмы, процесс туристического обслуживания граждан в данном регионе и др. Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.

Схема управления отраслью туризма в РБ представлена на рис. 2.3.1.

1 . Управление туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь (далее Министерство) является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется Министру спорта и туризма и его Первому заместителю.

2. В своей деятельности управление туризма руководствуется законодательством Республики Беларусь, постановлениями Министерства, приказами и распоряжениями Министра спорта и туризма, Положением о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, Учитывает рекомендации международных туристских организаций.

3. Основными задачами управления Министерства туризма являются:

4. Управление Министерства туризма в соответствии с возложенными на него задачами:

Организация туристической деятельности — управление производственно-обслуживающим процессом в туристической фирме включает в себя организацию туристической фирмы и туристической деятельности, а также технологию туристического обслуживания граждан и представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином производственно-обслуживающем процессе туристической фирмы.

Основной задачей организации туристической деятельности является достижение целей, поставленных перед туристической фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.

Элементами любого производственно-обслуживающего процесса турфирмы являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология, которые для успешного осуществления производственно-обслуживающего процесса необходимо умело координировать. Технология туристического обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристического продукта, а также способов воздействия на процесс продвижения туристического продукта на туристическом рынке.

Управление туризмом в рыночной экономике основывается на использовании менеджмента и маркетинга.

Менеджмент в туризме – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристических фирмах.

Интегральной функцией менеджмента является маркетинг. Маркетинг в туризме означает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристического продукта, ориентированный на учет требований туристического рынка и активное воздействие на спрос с целью расширения объема продажи туристического продукта.

3) Завершающим элементом туристики является экономика туризма. Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристической деятельности.

Экономика туристической фирмы — это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристического продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристической фирмы, а также проводимой ею политики.

Туристская политика является одним из видов социально-экономической политики государства. Её можно определить как деятельность государства по развитию туристической индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов), совершенствованию форм туристического обслуживания граждан и укреплению на этой основе своего политического, экономического и социального потенциала. Иначе говоря, туристская политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы туризма для достижения конкретных целей сохранения и развития народнохозяйственного комплекса.

Механизм реализации туристской политики государства включает:

Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристической инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно- информационное обеспечение продвижения национального туристического продукта на мировом рынке до налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций, развитие внутреннего и въездного туризма.

Туристскую политику определяют стратегия и тактика государства. Вообще под стратегией понимают общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она позволяет сконцентрировать усилия на путях решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив в сторону все другие варианты.

Туристическая стратегия определяет действия государства в области реорганизации и развития туризма. Она направлена, прежде всего, на выработку общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуются время и большие финансовые ресурсы.

Под тактикой понимаются линия поведения кого-либо, избранные им способы достижения какой-либо цели. Туристическая тактика — это конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях (например, порядок лицензирования международной туристической деятельности, ценообразования в туризме, налогообложения и др.).

Главная стратегическая цель государственной политики РБ в области туризма — создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей белорусских и зарубежных граждан в туристических услугах, с другой — значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в республиканский бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Для реализации этой цели предполагается:

Основные задачи туристской политики государства следующие:

Следует обратить внимание на то, работа по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг, а также страхования жизни, здоровья и имущества путешествующих имеет особое значение. Поэтому осуществление конкретных мероприятий, направленных на реализацию указанных направлений, составляет основу совершенствования организации туристической деятельности и управления развитием туризма.

Мероприятия, связанные с развитием материальной базы туризма, предусматривают разработку предложений по механизму финансирования реконструкции и строительства туристических объектов преимущественно за счет внебюджетных источников, а также содействие в реализации инвестиционных проектов, предусматривающих развитие средств размещения и туристической инфраструктуры.

Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития туризма являются:

В конечном итоге туристская политика государства направлена на укрепление экономики туризма и повышение экономической эффективности этой отрасли народнохозяйственного комплекса.