logo search
Консп_Лек_ТМИВС

1.4 Спортивная подготовка как модель для освоения профессиональных умений и навыков

Спортивная подготовка в основе своей процесс педагогический, служит хорошим «полигоном» для формирования профессиональных умений и навыков педагога по физической культуре и спорту. В спорте, в подготовке спортсменов сосредоточиваются все самые эффективные средства и методы направленного воздействия двигательной активности, физической тренировки на человека с целью повышения его физических кондиций, спортивных достижений. На основе обобщения и систематизации опыта тренировочно-соревновательной деятельности в спорте разработаны учебные дисциплины и пособия для физкультурных вузов по спортивной тренировке, по теории спорта.

В педагогических вузах на факультетах физической культуры вопросы спортивной тренировки были включены в программу теории и методики физического воспитания, факультативный курс «Повышение спортивного мастерства» был направлен на практическую спортивную подготовку студентов с целью выполнения разрядных требований. В 1985 г. в учебный план была включена дисциплина «Спортивно-педагогическое совершенствование», где отражены вопросы теории спорта. В дальнейшем появилась дисциплина «Теория и методика физического воспитания и спорта» — раздел в программе «Спорт и спортивная подготовка», методические разработки по этой теме. Дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» основана на положениях теории спорта и профессиональной подготовки студентов. Содержание этой дисциплины составляют два компонента: первый — технологический (состав профессиональных знаний, умений и навыков), второй — двигательный (повышение уровня практической спортивной подго-товленности). Л.П. Матвеев придает большое значение теории спорта, подчеркивая, что «...она раздвигает и углубляет кругозор будущих и действующих специалистов за рамки избранной узкой специализации, помогает осмысливать общую суть деятельности в сфере спорта, находить общий верный подход к уяснению и решению многообразных частных задач, возникающих в практике профессиональной деятельности, что имеет, наряду с прочим, серьезное профессионально-методологическое значение».

Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Всему периоду «жизни в спорте» (продолжительностью 10 — 20 лет) свойственно многократное чередование участия в соревнованиях и специальной тренировки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специа-лизированных занятий спортом до перехода в сферу спорта высших достижений (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен функционирует от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта.

Направленность подготовки спортсменов в многолетнем процессе определяется спецификой вида спорта и зонами спортивных успехов: зоной первых больших успехов (в международных спортивных соревнованиях молодых спортсменов); зоной оптимальных возможностей (крупнейшие международные соревнования); зоной поддержки высших спортивных результатов. Возрастные границы, например, зоны первых больших успехов ко-леблются у мужчин от 15 — 17 лет в плавании до 21 — 24 лет в беге на длинные дистанции. У женщин эти границы соответственно составляют возраст 12 — 15 лет в спортивной гимнастике и 18—22 года в метании копья.

Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой — со спецификой вида спорта. Выделяют четыре этапа: 1-й — предварительной подготовки; 2-й — начальной спортивной специализации; 3-й — углубленной тренировки в избранном виде спорта; 4-й — спортивного совершенствования. Выделяют также три стадии: базовой подготовки, максимально-реализационной и завершающей. В каждой стадии по два этапа. В спортивных играх выделяется шесть этапов, имеющих специфические задачи и содержание.