Адаптация и ее роль в жизни человека
В результате выполнения физических упражнений согласно основным дидактическим принципам (регулярности, доступности, постепенности, цикличности, волнообразности) у человека развиваются приспособительные реакции, при которых органы, ткани и системы адаптируются к повышенной нагрузке, в них происходят определенные функциональные изменения.
Адаптация – международный термин для обозначения приспособления организма к общеприродным, бытовым, производственным, социальным условиям. Это общее для разнородных явлений понятие включает в себя все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности человека и животных.
Состояние, обратное адаптации, называется дезадаптацией. Оно возникает в том случае, когда воздействие факторов среды (по силе, продолжительности) превышает возможности адаптирующейся системы. Состояние физиологических функций, не обеспечивающих адаптации, рассматривается как дисфункциональное.
Адаптивные механизмы по своей биологической значимости делятся на две группы: механизмы общего уровня стабилизации по отношению к устойчивым параметрам внешней среды и механизмы включения адаптивных реакций при отклонении условий среды от средних характеристик. Первая группа механизмов обеспечивает устойчивое существование организма в привычных геоклиматических условиях, при незначительных колебаниях температуры, барометрического давления и т. д. Вторая группа механизмов обеспечивает лабильные адаптивные реакции на внезапные изменения температуры окружающей среды, отличные от средних значений. Механизмы этого типа обеспечивают группы физиологических, биохимических, термодинамических, поведенческих адаптивных реакций.
Биологический смысл адаптации состоит прежде всего в поддержании гомеостаза. Следует иметь в виду, что процесс адаптации индивида при его жизни происходит на унаследованной генотипической основе. Генотип определяет и скорость течения адаптивных изменений, и степень адаптированности, и резервы адаптации.
В физиологии термин «адаптация» используется и для обозначения процессов, которые не сопровождаются адаптивными перестройками, а обеспечиваются сформировавшимися в ходе эволюции готовыми механизмами. В группу реакций физиологической адаптации входит адаптация рецепторов к действию специфических раздражителей (например, зрительных рецепторов – к свету, слуховых – к звуку, кожных – к механическим и температурным раздражителям).
Адаптация к физическим нагрузкам – это приспособление организма не только к величине поднимаемого груза, скоростному или медленному бегу, но и к изменению функций, систем и органов, а также биохимических процессов, протекающих в жидких средах организма.
Следует добавить к этому и изменение психоэмоционального фона, на котором совершается соревновательная деятельность. Так, в многочасовом прыжковом марафоне психоэмоциональное состояние не только меняется от попытки к попытке, но и является в ряде случаев одним из главных факторов достижения спортивного успеха.
Согласно представлениям П. К. Анохина, такая перестройка системных параметров осуществляется на основе афферентного синтеза обстановочных раздражителей и сигналов с аппарата восприятия результатов текущего физиологического акта (акцептора действия).
Повторение подобных ситуаций в стандартном варианте, как правило, невозможно, но обстоятельства, близкие по содержанию к спортивным состязаниям, складываются постоянно. Их неоднократное повторение вносит известную упорядоченность в функциональную систему адаптации, формируя стереотипные автоматизированные формы реакций приспособления (физиологические и психоэмоциональные).
Систематическая мышечная деятельность приводит к повышению индивидуальных возможностей адаптации не только в рамках функциональной специфической системы, но и в рамках физиологической устойчивости организма к воздействию сопутствующих факторов среды.
Принимая во внимание специфичность функциональных систем адаптации, следует весьма осторожно подходить к оценке возможностей перекрестной адаптации, например к повышению иммунологической резистентности, при систематической мышечной работе. Дело в том, что наряду со специфическими адаптивными изменениями в системах организма, обеспечивающими приспособление к конкретной деятельности (например, лыжная гонка на 15 км), формируется параллельная (не перекрестная) система адаптации к воздействию побочных средовых факторов (низкой температуре, перепадам атмосферного давления). Но как бы долго ни тренировался спортсмен в комфортных для организма условиях, его устойчивость к воздействию низких температур не повысится.
Для адаптации к природным воздействиям у человека сложились достаточно устойчивые механизмы, однако адаптивные механизмы к социальным факторам на уровне генома не сформированы, так как в процессе жизнедеятельности человек неизбежно сталкивается с законами и правилами, диктуемыми социумом, а также нравственными основаниями и этическими нормами, где биологические закономерности решающего значения не имеют.
В психофизиологическом содержании адаптации можно выделить две противоборствующие тенденции. С одной стороны, это отчетливые физиологические изменения под влиянием факторов среды, затрагивающие в той или иной мере все системы организма и психику человека в целом, с другой – сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования, но при непременном условии – сохранении динамического равновесия. Согласно представлениям П. К. Анохина, адаптацию следует рассматривать как формирование новой функциональной системы, в которой заложен приспособительный эффект. Сама функциональная система выступает как сложный психофизиологический механизм, сущностным содержанием которого является получение полезного приспособительного результата. Адаптация к физической нагрузке, вызванной мышечной работой, – типичный пример адаптации на системном уровне.
Системное содержание адаптации не исключает, а предполагает гетерохронность (неравномерность) функциональных и структурных изменений отдельных систем организма. На фоне совершенной адаптации одних систем может сохраняться сравнительно слабый адаптивный эффект со стороны других систем и органов. Так, например, подростки-акселераты, имеющие большую массу, вполне удовлетворительно адаптируются к физическим нагрузкам. Вместе с тем у отдельных представителей этого типа может быть непропорционально малое (гипоэволютивное) сердце, которое приспосабливается к мышечной работе хуже, чем нормальное. Следовательно, при прочих равных условиях такое сердце будет ограничивать адаптивные возможности подростка.
Одним из условий достижения высокой степени адаптации является стабильность комплекса факторов, воздействующих на организм (Ф. З. Меерсон).
Так, адаптация к мышечной работе повышает адаптацию к гипоксии, способствует повышению резистентности организма к воздействию факторов среды.
Адаптация к стресс-агенту развивается на основе многократной реализации физиологических эффектов срочной адаптации, в результате возникает механизм долговременной адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, к высотной гипоксии, к холоду, жаре, к перепадам атмосферного давления.
Адаптация целостного организма не исключает, а предполагает, что функциональные и структурные изменения происходят как на органном, так и на клеточном уровне.
Адаптация на клеточном уровне, в соответствии с представлениями П. Хочачка и Дж. Семеро, подразделяется на три категории. Первая: мгновенные или длящиеся несколько секунд модуляционные изменения в макромолекулах. Вторая: увеличение числа макромолекул, влекущее за собой структурно обусловленные приспособительные реакции. Третья: появление качественно новых типов макромолекул за счет транскрипции программ биосинтеза и трансляции ее в биосинтезе белковых макромолекул.
На уровне целостного организма специфические нейрогуморальные и психофизиологические механизмы адаптации позволяют человеку адаптироваться к воздействию факторов внешней среды, сохраняя нормальное или близкое к физиологической норме состояние.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины