Здоровый образ жизни и его составляющие
Образ жизни – это выбор способа жизни, сделанный самим человеком. Этот выбор должен соответствовать конституции индивида, который является продуктом наследственности и среды его обитания. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции. Отсюда необходимо познавать себя, грамотно и осмысленно подходить ко всему, что связано с укреплением и сохранением здоровья. Итак, ЗОЖ – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные и резервные возможности организма. Все это обеспечивает наиболее эффективное выполнение человеком профессиональных функций.
Основу ЗОЖ составляет комплекс норм поведения, которым следует человек. Различают два вида таких норм: биологические и социальные. Социальные нормы предполагают, что ЗОЖ должен иметь следующие качества: эстетичность, нравственность, самоограничительность и др. Биологические нормы указывают на то, что в состав ЗОЖ должны входить: возрастная ориентация, энергетическая обеспеченность, соответствие жизнедеятельности биологическим ритмам, укрепляющий эффект, умеренность.
Составляющими здорового образа жизни являются:
1. Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности организма для всех студентов. Он должен быть индивидуальным, т. е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента.
2. Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5–8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей.
3. Режим питания. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание – физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов.
4. Двигательная активность. Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов – систематическое использование физических нагрузок, соответствующих полу, возрасту, состоянию здоровья. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни.
5. Личная гигиена. Знание правил личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела представляет собой требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляции и др.
6. Профилактика вредных привычек. В студенческие годы возникает немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям, но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. Комитет экспертов ВОЗ на основе статистических данных разработал таблицу, согласно которой человек 20–25 лет, выкуривающий до девяти сигарет в день, уменьшает срок своей жизни на 4,6 лет, выкуривающий 10–19 сигарет – на 5,5 лет. Приведенные цифры можно объяснить явлениями, которые происходят в организме курящих людей. В настоящее время выделено 30 ядовитых химических веществ, составных частей табачного дыма. Наиболее сильные из них – никотин, угарный газ, или оксид углерода, канцерогенные вещества, такие, как, например, бензопирен, и др.
Никотин влияет и на дыхательную систему. При соприкосновении со слизистой оболочкой бронхов он подавляет ее защитные функции, уменьшает доступ кислорода к легочным альвеолам. Недаром курящие студенты во время сдачи нормативов по физическому воспитанию показывают в беге значительно худшие результаты, чем некурящие.
Вредное воздействие оказывает никотин и на слизистую оболочку пищеварительного тракта. Попадая в полость рта, он делает более рыхлыми десны, повреждает зубную эмаль, создает опасность развития кариеса.
Люди, злоупотребляющие курением, значительно чаще, чем некурящие, страдают различными формами ишемической болезни сердца. Известный кардиолог О. Г. Оганов констатирует, что внезапная смерть от инфаркта миокарда встречается среди курящих людей в пять раз чаще, чем среди некурящих. У курящих наблюдается также более раннее появление гипертонической болезни, стенокардии. Выяснилось, что среди студентов с этими заболеваниями 78,4% курильщиков со стажем.
Курящие люди более подвержены простудным заболеваниям, хроническому бронхиту, эмфиземе легких. Комитет экспертов ВОЗ сделал вывод, что 90% умирающих от этих болезней – курящие люди.
Несовместимо курение с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм. У курящего спортсмена возникает опасность быстрого развития перенапряжения, перетренированности, более замедленно протекают восстановительные процессы после тренировки.
Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения. Используются групповая психотерапия, консультации врача, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновые жевательные резинки и т. д. Однако для того, чтобы бросить курить, необходимо в первую очередь правильно «включить» свою волю, убедить себя в ненужности и вреде курения и решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика уже после 8–10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.
Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. У человека, регулярно употребляющего алкогольные напитки, резко снижается способность ткани мозга усваивать основной источник его питания – глюкозу. Доказано, что алкоголь способствует ухудшению умственной работоспособности, снижению качества памяти и мышления. Уменьшается также физическая работоспособность, сила мышц, нарушаются двигательные навыки и умения.
Не менее вредно действует алкоголь на сердечно-сосудистую систему: уменьшается сила сердечных сокращений, а при длительном употреблении возникают структурные изменения в сердечной мышце. Сразу после приема алкогольного напитка значительно возрастает свертываемость крови, из-за чего отмечается немало случаев инфаркта миокарда, а также атеросклеротических изменений.
Алкоголь воздействует на жировые вещества (липиды), содержащиеся во внутренних органах. Липиды обладают способностью хорошо растворяться в спирте, вследствие чего клетки этих органов у человека, постоянно употребляющего алкогольные напитки, постепенно разрушаются. Иногда может развиться тяжелейшее заболевание – цирроз печени, заканчивающееся смертельным исходом.
Алкоголь способен нарушить деятельность половых желез, оказать пагубное влияние на потомство: дети, родившиеся от алкоголиков, бывают умственно отсталыми.
У многих людей из-за частого употребления спиртных напитков возникают заболевания органов пищеварения. Алкоголь, попадая в желудок, а затем в кишечник, ухудшает пищеварение, изменяет состав желудочного сока. У пьющих людей в желудке обычно наблюдается повышенное содержание слизи. Она обволакивает пищу и мешает ее нормальному перевариванию.
Употребление алкоголя несовместимо с занятиями физическими упражнениями. Специальными исследованиями доказано понижение физической работоспособности на следующий день после приема даже небольшой дозы спиртного. Особенно опасной считается алкогольная интоксикация в сочетании с физическими нагрузками: в организме при этом резко нарушается баланс важнейших микроэлементов.
Происходит постепенное «падение» человеческой личности, и, как следствие, развиваются ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличное отношение к окружающим людям. Жизненно важными для людей, употребляющих алкоголь, являются «включение» собственной воли, решительная борьба с этой вредной привычкой.
7. Культура межличностного общения. Культура общения с другими людьми является одной из главных составляющих, которые влияют на здоровый образ жизни. Особенности обмена мыслями, а также чувствами зависят от понимания наших собственных мотивов поведения и мотивов поведения других людей. Необходимо учиться не только тому, как убеждать других, но и тому, как без предубеждения выслушивать чужие доводы.
У человека имеется два уровня восприятия информации: вербальный (язык слов) и чувственный (язык образов – слуховых, телесных, зрительных). Одному человеку достаточно увидеть, другому – услышать, третьему – ощутить. Если человек владеет двумя языками, а также умеет говорить на языке другого человека, тогда наступает истинное понимание себя и своего собеседника. Самое ценное в общении – сопереживание другому человеку. Культура межличностных отношений предполагает и наличие сексуальной культуры у человека.
8. Культура сексуального поведения. Сексуальные отношения – это вершина межличностных отношений двух людей. А. С. Макаренко писал о том, что молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любит своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая. Это говорит о том, что любовные чувства зависят от общих коммуникативных качеств (потребности в интимной дружбе или ее отсутствии, открытости или застенчивости). Хотя во взаимоотношениях и интимных отношениях между мужчиной и женщиной человечеством накоплен многовековой опыт, из-за низкого уровня общей культуры он недостаточно востребован до сих пор.
В 2000 г. 1014 девушек Москвы родили в возрасте от 15 до 17 лет. Всего за 2000 г. у молодых 15–19-летних матерей появилось на свет 5,2 тыс. малышей. Вопросы полового воспитания даже в столице нашего государства остаются нерешенными, не говоря уже о других городах, в то время как в США в обязательном порядке все подростки проходят курс сексуальной грамотности.
Во Франции проводится 5-летний эксперимент в области полового просвещения учащихся выпускных классов лицеев и членов молодежных клубов. Учащиеся читают лекции на темы: «Анатомия и физиология мужчин и женщин», «Оплодотворение, беременность и роды, гигиена половой жизни», «Контрацепция» и т. д. После каждой лекции проводятся обсуждения изложенных тем.
В Швеции, Норвегии и Дании в школьные программы для учащихся 14–16 лет введены занятия по сексуальной гигиене и сексуальному воспитанию. В области сексуального воспитания одно из первых мест среди развитых стран занимает Швейцария. Служба здравоохранения этой страны организовывает занятия, которые проводят специально подготовленные врачи, знакомые с педагогикой и психологией детей и подростков.
В нашей стране, к сожалению, в лучшем случае в школах включают уроки по сексуальному воспитанию факультативно. Именно поэтому большая роль в формировании личности ребенка, подростка должна отводиться семье. То, что привьют ребенку в детстве и отрочестве в сфере нравственных, этических начал, определит все дальнейшее его поведение и в сексуальной сфере.
Любовь, сексуальная жизнь современного человека – сложнейший комплекс чувств и переживаний, неразрывно связанный с его внутренним миром и многообразием культуры общества в целом.
9. Психофизическая регуляция организма. Все субъективные восприятия разнообразных жизненных ситуаций, явлений, их оценка (желательность, полезность) связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей.
Таким образом, совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма, является здоровым образом жизни.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины