Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
Современная система обучения учитывает два вида факторов, влияющих на состояние психофизиологического здоровья студента: объективные и субъективные. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. В качестве субъективных факторов рассматривают знания, профессиональные способности, мотивацию обучения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость. Сюда же следует отнести темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, а также личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность) и способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. В этот период происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играют образование и учение. Систематическая умственная работа повышает интеллектуальный уровень студента, позволяет эффективно заниматься учебной деятельностью.
Время, затраченное на учебный процесс, в среднем составляет 52–58 ч в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, рабочий день студента является одним из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея распределять свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням. Несмотря на это, восстановительные процессы у многих студентов проходят неполноценно. В качестве причин можно назвать: недостаточный сон, нерегулярное и несбалансированное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, ограниченное использование средств физической культуры и спорта и т. д. Иногородние студенты сложно переносят процесс адаптации к новым условиям учебной деятельности и проживания.
В результате влияния вышеперечисленных причин период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может привести к временному снижению успеваемости и трудностям, которые студент испытывает в связи с вхождением в новый круг общения. Социальные перемены в жизни студента, вызывающие хроническое психоэмоциональное перенапряжение, чувство дискомфорта, неуверенность, раздражительность, повышенную тревожность, а также отсутствие режима дня, наличие хронических заболеваний, вредных привычек ведут к хронической усталости, нарушению сна, нервно-умственному переутомлению и появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний.
В настоящее время вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи имеет особую актуальность. По данным Госкомстата РФ, из 2,8 млн студентов, обучающихся в 560 вузах России, более 50% страдают заболеваниями разной нозологии; 85% из их числа нуждаются в коррекции здоровья; около 80% юношей непригодны к военной службе.
Данные ежегодного медицинского осмотра студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) показали, что в период обучения в вузе их состояние здоровья не отличается от общестатистических данных по России (в 2002 г. из 1590 обследованных 793 чел. имели отклонения в здоровье). К наиболее часто встречающимся относятся отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной, пищеварительной систем и зрительного анализатора (табл. 8).
По мнению О. А. Новоселовой, Ж. Ж. Раппопорт, Н. А. Фомина, систематические занятия физической культурой могут увеличить адаптивные возможности человека, предотвратить развитие болезни, компенсировать имеющиеся физические и психические недостатки, а также предотвратить наступление утомления и переутомления в процессе напряженной учебной работы. Именно в этот период надо обращать особое внимание на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и предупреждающих переутомление.
Таблица 8
Состояние здоровья студентов РГППУ по данным выборочного ежегодного медицинского осмотра
Функциональная система, в которой наблюдается нарушение | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Опорно-двигательный аппарат | 237/28,3 | 250/6,7 | 227/28,6 |
Кардиореспираторная, пищеварительная системы | 316/37,8 | 302/32,2 | 188/23,7 |
Центральная нервная система | 42/5,5 | 39/4,2 | 24/3,0 |
Зрительный анализатор | 242/28,9 | 244/36,8 | 354/44,6 |
Примечание. В числителе – количество студентов с определенной группой заболеваний, в знаменателе – процентное отношение к количеству обследованных, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
С точки зрения теории и методики физического воспитания утомление рассматривается как временное снижение работоспособности, ухудшение функционального состояния организма. Под усталостью понимается психическое переживание, связанное с утомлением. Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что, в свою очередь, связано с количеством и качеством проделанной работы.
Выполнение работы в течение длительного времени за счет волевых усилий может привести к суммированию утомления, которое приведет к переутомлению.
Признаки переутомления: ощущение усталости до начала работы и низкая работоспособность в течение всего рабочего дня; повышенная раздражительность, неадекватная реакция на всевозможные, даже самые незначительные раздражители; исчезновение интереса к работе; ослабление интереса к окружающим событиям; снижение аппетита; падение веса; расстройства сна (трудное засыпание и просыпание, бессонница, дневная сонливость, кошмарные сновидения); понижение устойчивости к различным инфекциям и в первую очередь к простудным заболеваниям.
Кроме вышеперечисленных симптомов могут наблюдаться головные боли, головокружение, тошнота, а иногда даже рвота, повышение сухожильных рефлексов, тремор вытянутых рук, а иногда и век, понижение кровяного давления до 90/50 мм рт. ст., повышенная потливость, повышение возбудимости вестибулярной системы (укачивание в автобусе, автомобиле и т. п.), затруднение в восприятии пространства, иллюзии и др.
Установить хроническое утомление можно только по совокупности этих признаков, а не по одному из них, пусть даже и явно выраженному. В качестве профилактических мер против хронического переутомления можно назвать:
● чередование работы и отдыха, причем в ряде случаев активный отдых (физические упражнения) является более действенным видом отдыха;
● положительное эмоциональное возбуждение;
● прием определенных пищевых веществ и витаминов, которые оказывают положительное влияние на работоспособность.
Если рассматривать утомление с точки зрения физиологии труда, то под утомлением понимают процесс временного снижения функциональных возможностей организма под влиянием интенсивной или длительной работы, выражающийся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и в дискоординации физиологических функций.
Работу можно разбить на следующие периоды.
1. Период врабатывания. В начале работы происходит настройка всех рабочих систем организма, в результате чего повышается мощность функциональных систем организма.
2. Период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей волевого напряжения стабилизированы. Если в процессе работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей. Утомление в этот период отсутствует.
3. Период полной, или устойчивой компенсации. Появляющееся утомление может приводить к снижению функциональных возможностей организма. Однако за счет волевых усилий можно сохранить работоспособность на прежнем уровне благодаря использованию резервных возможностей организма. В результате этого происходит улучшение показателей внимания.
4. Период неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в результате чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение, связанное с тонической условно-рефлекторной деятельностью, испытывает колебания. При ослаблении волевого напряжения работоспособность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей», перед окончанием работы человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»).
5. Период устойчивого снижения производительности. Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранить заданный уровень производительности в короткие интервалы времени.
Данные о субъективном состоянии человека в процессе выполняемой деятельности дают полезный материал для характеристики его работоспособности. А. А. Ухтомский считает, что так называемые субъективные признаки утомления дают на практике гораздо более деликатные и точные критерии утомления и утомляемости индивидуумов, чем существующие лабораторные методы сами по себе.
Объективные процессы, появляющиеся при развитии утомления, возникают в сознании работающего в виде ощущения усталости, поэтому такое состояние можно трактовать как биологический сигнал о необходимости либо прекратить работу, либо уменьшить ее интенсивность.
По данным, приведенным в табл. 9, можно ориентироваться в степени переутомления, свойственного лицам, занимающимся преимущественно умственным трудом.
Таблица 9
Характеристика степени переутомления при умственном труде
Симптом | Степень переутомления | ||
Легкая | Значительная | Тяжелая | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Снижение дееспособности | Заметно выражено | Выражено | Сильно выражено |
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием | Полная | Частичная | Незначительная |
Появление ранее отсутствующей усталости при умственной нагрузке | При обычной нагрузке | При незначительной нагрузке | Без видимой нагрузки |
|
|
|
|
Окончание табл. 9 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Эмоциональные перемены | Неустойчивое настроение | Раздражительность, дискомфорт | Угнетение, повышенная раздражительность |
Движения | Не нарушены | Неуверенные | Нарушение координации |
Нарушение сна | Систематическое недосыпание, трудно засыпать или просыпаться | Сонливость днем | Бессонница |
Снижение умственной работоспособности | Трудно сосредоточиться | Временное ухудшение памяти | Значительное ухудшение внимания и памяти |
Вегетативные нарушения | Частое ощущение тяжести в голове | Периодические головные боли, снижение аппетита | Частые головные боли, потеря аппетита |
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины