Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
Общая культура (культурность) человека обусловлена уровнями его физического, интеллектуального, нравственного, эстетического развития в их гармонической соразмерности. Ее определяют прежде всего следующие признаки: качество и разнообразие знаний, умений, навыков; степень самосознания (отражения своего физического, психического, социального Я, отношения к самому себе, саморегуляции своей деятельности и переживаний), которое является основой самовоспитания; степени социализации сознания (взаимосвязи индивидуального и социального начал в сознании человека), обучаемости, творчества; характер отношений к людям, к природной и культурной среде, т. е. животному и растительному миру, духовным и материальным ценностям; направленности личности, результативная сторона ее деятельности.
Достаточно высокий уровень общей культуры личности обеспечивает ее способность и готовность продуцировать культурные ценности. Такой человек является уже не только творением, но и творцом культуры.
В истории гуманитарного знания зафиксированы три взаимосвязанные составляющие культуры: физическая, духовная, материальная (рис. 2).
Материальная культура общества – это окружающая человека искусственная среда. Она создана всеми видами его труда, и ее составляют такие ценности, как породы домашних животных, сорта культурных растений, культура почв, здания и сооружения, инструменты, оборудование и приспособления, транспорт, связь, технологии.
Рис. 2. Основные составляющие культуры
Духовную культуру общества составляют такие ее ценности:
● мораль, или этика (экологическая или глобальная; профессиональная; духовная или практическая);
● позитивные знания (симптоматические или народные приметы; мудрость или интуитивные обобщения и систематизация знаний о мире; гуманитарные и естественные науки);
● эстетика, или художественная культура (художественная литература; прикладное искусство: архитектура, дизайн; неприкладное искусство: изобразительное, музыка, танец; синтетические искусства: театр, кино и др.).
Духовная культура человека проявляется в понимании им содержания культуры общества как общезначимого мыслительного целого; в личных представлениях о себе и мире; в знании правил совместных действий, правил общежития, которые после их изучения составляют автоматизмы социального поведения.
Физическую культуру общения, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности:
● научные знания (теоретические и методико-практические) о закономерностях психофизического совершенствования человека;
● специфические средства – физические упражнения, различные по своей форме и содержанию; другие средства – оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода и т. п.), гигиенические факторы (массаж, баня и др.);
● условия применения этих знаний и средств (материально-технические, кадровые, информационное обеспечение, организационные формы и т. д.);
● позитивные результаты (общий уровень физического развития и психофизической подготовленности людей; спортивные рекорды и достижения; спортивные зрелища; этическое, эстетическое и материальное наследие; другие показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры).
Если сопоставить все три формы культуры по входящим в них элементам, то можно обнаружить вполне ясную картину их взаимосвязи. Так, в физическую культуру «втянута» часть элементов материальной культуры – например, здания и сооружения в виде спортивных дворцов, залов, стадионов; спортивное оборудование стадионов, залов и инструменты (инвентарь) для всех видов спорта и физических упражнений; средства связи, управления и информации в виде устройств фотофиниша, аудио-, видеотехники, вычислительной техники, приборов для нужд физкультурной науки и т. п.
Особо тесная взаимосвязь наблюдается между культурой физической и духовной, которые формируются в самом человеке, составляя его общую культуру, и основой взаимопроникновения которых являются научные знания, умения, навыки, этические и эстетические ценности. Как это осуществляется практически? Через сознательно организуемое, управляемое воздействие на двигательно-познавательную деятельность человека, а через нее – на внутренние биологические системы организма, на психические процессы, а следовательно, на телесную и духовную сторону личности. Это воздействие осуществляется через физическое воспитание.
Физическая культура – это сложное многогранное социальное явление, выражающееся в деятельности человека по «возделыванию» своей собственной природы, по развитию и реализации заложенных в нем психофизических способностей.
Очевидно, что человек по отношению к культуре выступает в трех ипостасях: ее потребителя, носителя (в той мере, в какой он развит духовно и физически) и создателя новых культурных ценностей.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины