Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
Физическая культура, спорт и туризм в высшем учебном заведении нельзя рассматривать в отрыве от сегодняшней действительности. В настоящее время более 50% студентов страдают заболеваниями разной нозологии; 30% из них нуждаются в лечении и коррекции ряда функций и вынуждены заниматься физической культурой в специальных медицинских группах. Главной задачей кафедры физического воспитания является решение проблем, тесно связанных с резким ухудшением здоровья студентов.
Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека многообразные воздействия. Но только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность и повышают работоспособность организма человека, способствуют росту спортивного мастерства. Исключить отрицательное воздействие занятий физическими упражнениями и спортом на здоровье призваны мероприятия врачебного контроля и самоконтроля занимающихся, осуществляемые путем наблюдения за происходящими в организме изменениями в процессе занятий.
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.
В вузах страны ежегодно проводится обязательный медицинский осмотр студентов. В соответствии с данными о состоянии их здоровья уже на 1-м курсе каждого студента определяют в одну из трех медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Основная медицинская группа формируется из студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием. Они могут заниматься физическими упражнениями и участвовать в соревнованиях без всяких ограничений.
Подготовительная медицинская группа формируется из студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Освоение материала учебной программы в данной группе проходит в облегченном варианте, с сокращением длительности выполнения упражнений и количества их повторений; используются те же виды занятий и контрольные испытания, что и в основной группе.
Специальная медицинская группа комплектуется из студентов, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются основой для противопоказаний к повышенной физической нагрузке. На учебных занятиях по физическому воспитанию такие студенты занимаются по специальной программе под руководством преподавателей, прошедших соответствующую подготовку.
Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации занимающегося, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр один раз в год, спортсмены дважды.
Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направленная на предупреждение и выявление ранних признаков нарушения здоровья и функционального состояния. Углубленные диспансерные обследования проводятся 1–2 раза в год.
Первичное освидетельствование проводится врачом по следующей апробированной схеме с занесением всех данных в специальную карточку или компьютерную программу:
1. Общий и спортивный опрос (анамнез).
2. Наружный осмотр.
3. Антропометрические данные.
4. Обследование нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов брюшной полости и т. п.
5. Тестирование функциональными пробами с дозировкой физической нагрузки и исследованием ЧСС, дыхания, кровяного давления (в покое, после физической нагрузки и в восстановительном периоде).
При необходимости для комплексного обследования могут быть приглашены хирург, невропатолог, окулист, стоматолог и другие специалисты.
Обычно обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования.
Оценка физического развития производится с помощью антропометрических измерений и включает в себя определение длин, диаметров и окружностей. Антропометрические измерения дают возможность установить уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, имеющиеся отклонения, а также отследить улучшение физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.
При массовых обследованиях измеряются рост (стоя и сидя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно произвести оценку физического развития.
Рост (длина тела). Рост (стоя и сидя) измеряется ростомером.
Коэффициент пропорциональности (КП) определяется по формуле
КП = · 100%,
где L1 – длина тела в положении стоя;
L2 – длина тела в положении сидя.
В норме КП = 87–92%; у женщин он несколько ниже, чем у мужчин.
Масса тела – объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Она определяется путем взвешивания на рычажных медицинских весах.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки, ее подвижность, тип дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5–7 см.
Жизненная емкость легких характеризует главным образом силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. Она колеблется в больших пределах. Это зависит от целого ряда причин: роста, возраста, пола, веса, размера грудной клетки, длительности занятий спортом и т. д. С возрастом ЖЕЛ увеличивается. Для ее определения пользуются водяным, воздушным или портативным спирометром. В среднем у мужчин эта величина равна 3,5–5 л, у женщин – 2,5–4 л.
Для измерения мышечной силы кисти применяется ручной динамометр. Производят 2–3 измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Показатель зависит от возраста, пола. Средние показатели силы правой кисти у мужчин 30–35 кг, а у женщин 25–33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5–10 кг меньше.
Для измерения силы мышц разгибателей спины применяют становой динамометр. Становая сила мужчин равна 130–150 кг, женщин – 80–90 кг.
При наружном осмотре определяется цвет кожи: бледный, нормальный или загорелый. Бледная кожа – признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У здоровых людей кожа обычно нормальная, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней обменным процессам.
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская или впалая, живот выпячен.
Форма спины бывает нормальная, круглая, седлообразная, плоская (рис. 10).
а | б | в | г |
Рис. 10. Форма спины: а – нормальная; б – круглая; в – седлообразная; г – плоская
Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб – искривление позвоночника назад – называется кифоз, искривление вперед – лордоз, а вбок – сколиоз. Сколиозы по отделам позвоночника делятся на грудные, поясничные, тотальные; по направлению сколиозы бывают лево- или правосторонние и S-образные (рис. 11).
Иногда наблюдаются одновременные искривления позвоночника назад и в сторону, которые называются кифосколиозами. Одной из основных причин искривлений позвоночника является неправильное физическое воспитание детей в семье и школе, недостаточная двигательная активность, общая физическая слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.
а | б | в | г |
Рис. 11. Сколиозы: а – правосторонний; б – левосторонний; в, г – S-образные
Грудная клетка бывает различной формы: коническая, цилиндрическая и уплощенная (рис. 12).
а | б | в |
Рис. 12. Форма грудной клетки: а – коническая; б – цилиндрическая; в – уплощенная; α – надчревный угол
Форма ног бывает нормальная, О-образная, Х-образная (рис. 13).
а | б | в |
Рис. 13. Форма ног: а – нормальная; б – Х-образная; в – О-образная
Форма стопы может быть полая, нормальная, уплощенная и плоская (рис. 14). Ее определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.
а | б | в | г |
Рис. 14. Форма стопы: а – полая; б – нормальная; в – уплощенная; г – плоская
О функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по частоте пульса. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. Подсчет числа ударов, определение силы, ритма и напряжения пульса дают представление о работе сердца. Частота пульса зависит от целого ряда причин: состояния здоровья, положения тела, времени суток, возраста и т. д.
О состоянии здоровья в немалой степени свидетельствует и артериальное давление. Чем выше нижнее, или диастолическое давление, тем хуже состояние периферических сосудов, ниже их эластичность. В студенческом возрасте нормальное систолическое (верхнее) давление равно 110–120 мм рт. ст., диастолическое – 65–70 мм рт. ст. Установлено, что регулярные занятия физическими упражнениями способствуют нормализации артериального давления и, далее, некоторому его понижению.
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины