Современное состояние физической культуры и спорта
Специфика физической культуры и спорта связана с обязательным наличием потребностей общества в соответствующем материально-вещественном обеспечении данного вида деятельности, т. е. в соответствующей инфраструктуре. К основным элементам социальной инфраструктуры физической культуры и спорта относятся стадионы, спортивные залы физкультурно-оздоровительные центры и комплексы, физкультурный и спортивный инвентарь и др.
Существовавшее в советское время государственно-общественное регулирование физкультурно-спортивной деятельности носило достаточно жесткий характер и, вместе с тем, оказывало существенное положительное влияние на образ жизни многих поколений. Это в большей степени касается развития любительского (массового) спорта. Еще свежи в памяти физкультурно-спортивные мероприятия, которые проводились существовавшими в то время добровольными спортивными обществами «Буревестник», «Урожай», «Труд», «Спартак», «Динамо» и др. Спартакиады школьников, студенческие универсиады, спартакиады рабочего спорта и многие другие спортивные мероприятия по своей масштабности и уровню организации не только привлекали большое количество участников, но и имели широкий общественный резонанс. Целенаправленная физкультурно-спортивная работа проводилась со школьниками не только в период их пребывания в школе, но и во время летнего отдыха. Практически в каждом городе функционировали детские спортивные школы, где занимались сотни тысяч детей. Одни из них стали затем выдающимися спортсменами, другие приобрели здоровье и физическое совершенство.
Распространяющаяся в последнее десятилетие идея всеобщего рыночного регулирования всех отраслей социальной сферы, в том числе и физической культуры и спорта, не способствовала сохранению многих общественно-массовых структур, занимавшихся в прежние времена организацией и проведением физкультурно-спортивной работы. Не выдержали напора коммерциализации спортивные добровольные общества: многие из них исчезли, оставшиеся превратились в профессиональные спортивные организации. Значительно сократилось количество детских спортивных школ, многие из которых перешли на коммерческую основу. В обществе в целом, как и в реформаторской среде, не возникло никаких идей по реформе физкультурно-спортивного массового движения, придания ему новых импульсов хотя бы в сохранении существовавших позиций, не говоря уже о развитии.
В ряде зарубежных стран, в частности в США, ФРГ, Швеции, Финляндии, создаются специальные социально-экономические программы, которые стимулируют здоровый образ жизни граждан. Однако все это становится возможным лишь в том случае, если хорошо развита инфраструктура физкультурно-спортивных сооружений (ФСС).
Анализ имеющихся данных показывает, что в большинстве европейских стран уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями достаточно высок (табл. 1).
Таблица 1
Обеспеченность населения разных стран Европы спортивными сооружениями, тыс. чел. на одно сооружение
Страна | Бассейны | Спортивные залы |
Англия | 33 | 1,8 |
Германия | 13,7 | 2,0 |
Швеция | 32 | Нет свед. |
Франция | 39 | Нет свед. |
Современная сеть спортсооружений имеет весьма сложную и динамичную структуру. В ней представлены существенно отличающиеся друг от друга сооружения: открытые площадки и поля, спортзалы и бассейны, стадионы и многофункциональные спортивные комплексы, которые различаются между собой по занимаемой территории, архитектурному облику, пропускной способности и, наконец, по стоимости.
Можно с уверенностью констатировать, что обеспеченность ФСС населения в странах Европы высока и прогресс очевиден. Все эти достижения – результат разумной инвестиционной политики в области строительства и модернизации физкультурно-спортивных сооружений.
В настоящее время в Японии на 51% превышен показатель социальных норм РФ по площадям бассейнов, в Италии уровень развития сети плоскостных сооружений превышает соответствующий уровень в России на 34%, в то время как обеспеченность населения России физкультурно-спортивными залами меньше в 2,7 раза, чем в Японии, и в 2,1 раза, чем в Италии (бассейнами – в 30,2 и в 7,7 раза, а плоскостными сооружениями – в 2,7 и в 6,8 раза соответственно).
- Глава 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
- Современное состояние физической культуры и спорта
- Федеральный закон «о физической культуре и спорте Российской Федерации»
- Физическая культура личности
- Ценности физической культуры
- Физическая культура как учебная дисциплина в учреждениях высшего профессионального образования
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Ключевые термины
- Глава 2. Социально-биологические основы физической культуры о происхождении двигательной функции
- О построении движений
- Двигательная активность – врожденная биологическая потребность
- Функции двигательной активности
- Мера физического здоровья
- Здоровье и двигательная активность
- Физиологическая характеристика мышечной работы
- Некоторые физиологические характеристики организма человека при занятиях спортом
- Роль оздоровительно-профилактических упражнений в поддержании физиологических функций организма
- Адаптация и ее роль в жизни человека
- Роль питания в энергообеспечении процессов адаптации к мышечной работе
- Ключевые термины
- Глава 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
- Здоровый образ жизни и его составляющие
- Взаимосвязь общей культуры студента и здорового образа жизни
- Личностное отношение к здоровью как условие формирования зож
- Основные требования к организации зож
- Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни
- Ключевые термины
- Факторы, влияющие на состояние психофизиологического здоровья студента
- Особенности умственной деятельности студентов. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
- Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Роль физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии
- Ключевые термины
- Глава 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
- Методические принципы физического воспитания
- Методы физического воспитания
- Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
- Основы воспитания физических качеств
- Формирование психических качеств в процессе физического воспитания
- Общая физическая подготовка
- Специальная физическая подготовка
- Физические нагрузки и мышечная релаксация Зоны и интенсивность физических нагрузок
- Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
- Значение мышечной релаксации
- Формы занятий физическими упражнениями
- Структура учебно-тренировочного занятия
- Ключевые термины
- Глава 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физических упражнений в жизни студента
- Формы и содержание самостоятельных занятий
- Участие в спортивных соревнованиях
- Особенности организации самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
- Планирование и управление самостоятельными занятиями
- Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий
- Гигиена и техника безопасности самостоятельных занятий
- Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
- Ключевые термины
- Глава 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Спорт как вид деятельности
- Массовый спорт
- Спорт высших достижений
- Спортивная классификация, ее структура и виды спорта
- Организация и содержание спортивно‑оздоровительной работы в вузе
- Система студенческих спортивных соревнований
- Новые виды спорта и системы физических упражнений
- Индивидуальный выбор видов спорта
- Ключевые термины
- Глава 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества
- Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений
- Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
- Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Ключевые термины
- Глава 9. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом Организация и содержание врачебного контроля в вузе
- Педагогический контроль, его содержание
- Основные методы самоконтроля и методика его проведения
- Ключевые термины
- Глава 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Понятие профессионально-прикладной физической подготовки. Основные факторы, определяющие ее содержание
- Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов
- Особенности ппфп студентов высших учебных заведений
- Средства ппфп студентов в вузе
- Формы занятий по ппфп студентов
- Особенности организации ппфп студентов различных вузов
- Ключевые термины
- Глава 11. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
- Производственная физическая культура
- Формы, методы и средства физической культуры и спорта, используемые в рабочее и свободное время специалиста
- Пфк в рабочее время
- Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы для работников умственного труда
- Пфк в свободное время специалиста
- Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма с помощью физической культуры
- Роль будущих специалистов во внедрении физической культуры в производственный коллектив
- Ключевые термины