logo
Лекции физкультура 7 семестр

Основные факторы, определяющие общую направленность ппфп будущих специалистов

Развитие науки, техники, производственного процесса предъявляют к со­вре­мен­но­му специалисту все более высокие профессиональные требования. Научно-тех­ни­чес­кое развитие производства имеет для человека не только положительные, но и от­ри­ца­тель­ные последствия: это недостаток двигательной активности (детренированность организма), высокая эмоциональная напряженность в про­цес­се труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Без специальной психофизической подготовки организму не справиться с утом­ле­ни­ем, нервно-пси­хи­чес­кой усталостью, эмоциональным возбуждением, которые приводят к пло­хой работоспособности и про­фес­сио­наль­ным заболеваниям.

Специалисты по физической культуре исследуют такой отрицательный фактор, как влияние на организм человека технологизации труда и бы­та. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и спо­со­бы повышения его работоспособности в раз­лич­ных условиях производства и бы­та (например, большие адаптационные возможности специальной психофизической подготовленности космонавтов и вы­да­ющих­ся спортсменов). В свя­зи с этим при подготовке молодых людей к ра­бо­те на производстве необходимо использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры для повышения функциональных способностей, необходимых в про­фес­сио­наль­ной деятельности.

Изменение места и функцио­наль­ной роли человека в сов­ре­мен­ном производственном процессе во многом определяет направленность ППФП студентов. Научно-тех­ни­чес­кий прогресс изменил роль человека в про­цес­се производства: раньше ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, сейчас он должен приспособить свой труд под технологию производства. Современное производство предъявляет особые требования к фор­ми­ро­ва­нию специальной психофизической подготовки специалиста. Необходимо воспитывать физические качества (быстроту, ловкость и. т. д.) и со­вер­шенство­вать психические функции (внимание, мышление и т. д.). В про­цес­се занятий физическими упражнениями и спор­том молодые специалисты смогут воспитать физические качества и пси­хо­ло­ги­чес­кие свойства личности, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на общую направленность ППФП студентов, является действие закона перемены и раз­де­ле­ния труда в об­ществе. Часто в про­фес­сио­наль­ной жизни человека возникает необходимость в пе­рек­ва­ли­фи­ка­ции, переподготовке, смене специальности. Этот шаг, помимо всего прочего, требует от специалиста физического совершенства, достичь которого поможет психофизическая подготовка к тру­ду. Широкий диапазон знаний и фи­зи­чес­ких навыков, наличие профессиональных психологических качеств способствуют более быстрому освоению смежных профессий.

Особую роль в про­фес­сио­наль­но направленной психофизической подготовке играет высокий уровень интенсивности и ин­ди­ви­ду­аль­ной производительности труда будущего специалиста. Плохая физическая и пси­хи­чес­кая подготовка к тру­ду влияет на его общественную и про­фес­сио­наль­ную деятельность. В про­из­водствен­ном процессе участвует огромное количество работников. Снижение работоспособности одного из них приведет к сни­же­нию общественной производительности труда. Систематические, методически правильно организованные занятия физической культурой и спор­том в ре­жи­ме труда и от­ды­ха помогут повысить физическую и эмо­цио­на­ль­ную устойчивость организма. Люди, занимающиеся физическими упражнениями, обладают способностью к дли­тель­но­му сохранению оптимального темпа, скорости и эко­но­мич­нос­ти рабочих движений и действий.

Все вышеизложенные положения подчеркивают важность и не­об­хо­ди­мость ППФП будущих специалистов в пе­ри­од их обучения в ву­зе. Введение специальной психофизической подготовки студентов поможет им приобрести физические навыки, необходимые для их профессиональной деятельности. Обладая определенными знаниями и про­фес­сио­наль­ным опытом, но не имея необходимых физических способностей для трудовой деятельности, человек не может в пол­­ной мере приносить обществу пользу. Поэтому, еще будучи студентом, каждый должен воспитывать в се­бе физические и пси­хи­чес­кие качества, необходимые в бу­ду­щей профессии.